Выставка Рудольфа Вакера в Вене
galik_123 — 25.12.2024
Искусственные параллели по средам
Рудольф Вакер. Зимний пейзаж, 1930
В венском Музее Леопольда до 16 февраля 2025 года проходит выставка австрийского художника Рудольфа Вакера (1893-1939) "Магия и бездны реальности" . Рудольф Вакер - представитель особого направления в европейской живописи "Новая вещественность" (Neue Sachlichkeit). Выставка дополнена произведениями художника из известных коллекций, а также рисунками и работами его коллег-художников, таких как Отто Дикс и Франц Ленк.

Рудольф Вакер родился 25 февраля 1893 года в Брегенце в семье успешного архитектора и владельца процветающей строительной компании. Свою любовь к живописи он обнаружил еще в школе. Родители предоставили ему свободу выбора карьеры, и он посещал Колледж промышленного рисования в Брегенце. Вскоре после этого Вакер переехал в Вену, но провалил вступительный экзамен в Академию изящных искусств. В 1911 году он переехал в Веймар и поступил в самую известную рисовальную школу того времени. Его учителя стали Альбин Эггер-Лиенц и иллюстратор Вальтер Клемм.

Рудольф Вакер. Автопортрет, 1924. Музей Ортнер, Вена
Он полюбил Германию и в письмах родным признавался, что чувствует себя больше немцем, чем австрийцем. В 1914 году Вакера призвали на военную службу, а через год отправили на Восточный фронт, где он попал в плен и оказался в Сибири. Пять лет Вакер провел в сибирском городе Томске как военнопленный Первой мировой. Хотя условия содержания военнопленных были относительно гуманными, эти годы оказали неизгладимое влияние на художника и его творчество.

Рудольф Вакер. Лагерь, Томск, 1919 год
В Томске он даже участвовал в художественных выставках, создавал декорации для местного театра. В сибирском лагере Вакер выучил русский язык, перечитал всю русскую классику и был потрясен Достоевским. В томских библиотеках он находил также книги по немецкой философии, которую прилежно изучал в плену.

Рудольф Вакер. Военнопленные в Томске

Рудольф Вакер. Томские подсолнухи за бараком для военнопленных

Отто Дикс. Из серии антивоенных рисунков
Когда Рудольф Вакер уже жил на свободе, он всё равно представляет себя в тюремной одежде.

Рудольф Вакер. Я сижу в комнате, 1924. Музей Леопольда, Вена
Освободившись из плена в 1920 году Вакер переехал в Берлин, который в то время был родиной авангардной арт-сцены. Следующие четыре года он проведет здесь зиму и весну, а лето - дома в Форарльберге. В 1922 году он женился на Ильзе Мебиус. Год спустя Государственный музей Форарльберга показывает некоторые из его работ, но работы не получили одобрения критиков. И Вакер всё ещё работает рисовальщиком и художником-графиком, но постепенно переходит к живописи.

Рудольф Вакер. Натюрморт с цветочным кувшином и куклой II, 1924
Одновременно с изменением его технологии изменился и его стиль: под влиянием экспрессионизма в творчестве Вакера появились стилистические элементы "Новой вещественности". Финансовое положение Рудольфа Вакера оставалось напряженным на протяжении всей его жизни. Хотя он неоднократно представлял картины на выставках и время от времени продавал их, своим искусством он не мог прокормить семью. В 1928 году он продал свою первую картину музею и сосредоточился исключительно на современном искусстве Германии. В 1929 году у него родился единственный ребенок - сын Ромедиус.

Рудольф Вакер. Натуралистический коллаж (госпожа Климеш), 1924. Частная коллекция

Рудольф Вакер. Натюрморт, 1925. Частная коллекция

Рудольф Вакер. Натюрморт, 1925

Рудольф Вакер. Натюрморт с лампой, ракушкой, куклой и черным стеклом, 1925 год.

Рудольф Вакер. Розали Холлер, 1926

Рудольф Вакер. Ахбрюке в Брегенце, 1926. Холст, масло. Частное собрание

Рудольф Вакер. Кукла в интерьере, 1927
В 1920-х и 1930-х годах в число самых заметных художников движения "Новая вещественность", помимо Вакера, входили Джордж Гросс, Отто Дикс, Ганс Мартенс и драматург Бертольд Брехт. В 1923 году немецкий искусствовед Густав Хартлауб разослал критикам, художникам и прочим людям искусства приглашение на выставку "Новой вещественности". Цель выставки, заявил он, показать, что многие современные художники не подходят под определение экспрессионизма, дадаизма, фовизма, импрессионизма и прочих -измов. Объединение "Новая вещественность" провозглашало искусство, отличное от современных направлений, которые уже, по мнению "вещественников", не отвечали на вопросы современного мира с его катастрофами и бедами, особенно после Первой мировой войны. Это была реакция на осознание ужаса и потерянности.

Рудольф Вакер. Автопортрет, 1927

Рудольф Вакер. Голубятня, Гослар, 1927. Масло, дерево

Рудольф Вакер. На берегу, 1928

Рудольф Вакер. Розали Халлер, 1929. Музей Леопольда

Рудольф Вакер. Духовка, 1929. Смешанная техника по дереву. Художественный музей Санкт-Галлена

Рудольф Вакер, Кукла с бутылочкой с фиксатором, 1929. Музей Леопольда

Рудольф Вакер. Пейзаж Боденского озера, 1930

Рудольф Вакер. Натюрморт со шпротами, 1931. Холст, масло. Альбертина
В 1930-е годы Рудольф Вакер перешел в небольшие форматы, которые были не только экономически эффективнее, но и предлагали ему новые художественные возможности. Во времена зарождающегося национал-социализма его искусство стало молчаливым протестом. Вскоре Вакера обвинили в близости к коммунизму. В финансовом отношении дела у него тоже шли неважно: хотя у него и были выставки в Вене, его картины не продавались.

Рудольф Вакер. Окно, 1931. Смешанная техника по дереву. Музей Форарльберга, Брегенц
В 30-е годы Вакер постоянно рисует кукол - поломанных, с разбитыми лицами и ужасом в глазах. В это время он осознал политические перемены и опасность национал-социалистов и предупредил о новой войне. В отличие от большинства своих коллег, Вакер осмелился критиковать культурную политику нацистского режима и в многочисленных письмах призывал своих друзей к активному сопротивлению. Он также участвовал в мирных митингах.

Рудольф Вакер. Кукла со спичечным коробком I, 1931, масло по дереву

Рудолф Вакер. Сломанная голова куклы, 1932. Фрагмент. Частное собрание

Рудольф Вакер. Ан дер Абзухт , 1932. Бельведер, Вена

Рудольф Вакер. Дом мясника, 1932

Рудольф Вакер. Натюрморт с двумя головами, 1932. Смешанная техника по дереву. Бельведер, Вена

Рудольф Вакер. Натюрморт с ангелом, 1933. Частная коллекция
В 1934 году Рудольф Вакер принял участие в Венецианской биеннале. С 1934 по 1938 год он преподавал натурное рисование в Брегенцском ремесленном колледже. В 1937 году он посетил выставку "Дегенеративное искусство" в Мюнхене и был ошеломлен увиденным - многие его коллеги и друзья оказались героями этой нацистской затеи.

Рудольф Вакер. Японский цветок, 1934
После вторжения немецких войск в марте 1938 года в доме Вакера был проведен обыск. У художника случился сердечный приступ, а когда его вызвали в гестапо ещё раз случился другой. Вскоре Рудольф Вакер умер - ему было всего 46 лет.

Рудольф Вакер. Маленькая овечка и кукла, 1934. Коллекция Национального банка Австрии

Рудольф Вакер. Осенний букет, 1935

Рудольф Вакер. Букет с огуречником, 1936. Альбертина

Рудольф Вакер. Маленькая голова куклы с трещинами, 1937. Музей Ортнер

Рудольф Вакер. Осенний букет, 1937

Рудольф Вакер. Осенний букет с бабочкой-лимонницей, 1937. Музеи Ортнер, Вена
Источники информации и иллюстраций: www.leopoldmuseum.org , www.facebook.com , rudolf-wacker.info ,
|
|
</> |
Разновидности и особенности металлопроката
«Эффект Манделы» – это эксперимент над нашим сознанием?
Кастинг
2 декабря Православная церковь отмечает день памяти священномученика Иоасафа
Вечернее
«Хватит развратных русских». Китайцы дали России шокирующий совет насчёт США
Про счастливую жизнь "борцов с российской системой" на демократической чужбине
Игры в свинарнике
Всё о грибах да ягодах, а давайте поговорим о жёлудях: для некоторых это тоже

