Выставка Рудольфа Вакера в Вене

топ 100 блогов galik_12325.12.2024 Искусственные параллели по средам

Выставка Рудольфа Вакера в Вене
Рудольф Вакер. Зимний пейзаж, 1930

В венском Музее Леопольда до 16 февраля 2025 года проходит выставка австрийского художника Рудольфа Вакера (1893-1939) "Магия и бездны реальности" . Рудольф Вакер - представитель особого направления в европейской живописи "Новая вещественность" (Neue Sachlichkeit). Выставка  дополнена произведениями художника из известных коллекций, а также рисунками и работами его коллег-художников, таких как Отто Дикс и Франц Ленк.

Выставка Рудольфа Вакера в Вене

Рудольф Вакер родился 25 февраля 1893 года в Брегенце в семье успешного архитектора и владельца процветающей строительной компании. Свою любовь к живописи он обнаружил еще в школе. Родители предоставили ему свободу выбора карьеры, и он посещал Колледж промышленного рисования в Брегенце. Вскоре после этого Вакер переехал в Вену, но провалил вступительный экзамен в Академию изящных искусств. В 1911 году он переехал в Веймар и поступил в самую известную рисовальную школу того времени. Его учителя стали Альбин Эггер-Лиенц и иллюстратор Вальтер Клемм.

Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4855.jpg
Рудольф Вакер. Автопортрет, 1924. Музей Ортнер, Вена

Он полюбил Германию и в письмах родным признавался, что чувствует себя больше немцем, чем австрийцем. В 1914 году Вакера призвали на военную службу, а через год отправили на Восточный фронт, где он попал в плен и оказался в Сибири. Пять лет Вакер провел в сибирском городе Томске как военнопленный Первой мировой. Хотя условия содержания военнопленных были относительно гуманными, эти годы оказали неизгладимое влияние на художника и его творчество.

Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4758.jpg
Рудольф Вакер. Лагерь, Томск, 1919 год

В Томске он даже участвовал в художественных выставках, создавал декорации для местного театра. В сибирском лагере Вакер выучил русский язык, перечитал всю русскую классику и был потрясен Достоевским. В томских библиотеках он находил также книги по немецкой философии, которую прилежно изучал в плену.

Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4756.jpg
Рудольф Вакер. Военнопленные в Томске


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4757.jpg
Рудольф Вакер. Томские подсолнухи за бараком для военнопленных


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4755.jpg
Отто Дикс. Из серии антивоенных рисунков

Когда Рудольф Вакер уже жил на свободе, он всё равно представляет себя в тюремной одежде.

Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4854.jpg
Рудольф Вакер. Я сижу в комнате, 1924. Музей Леопольда, Вена

Освободившись из плена в 1920 году Вакер переехал в Берлин, который в то время был родиной авангардной арт-сцены. Следующие четыре года он проведет здесь зиму и весну, а лето - дома в Форарльберге. В 1922 году он женился на Ильзе Мебиус. Год спустя Государственный музей Форарльберга показывает некоторые из его работ, но работы не получили одобрения критиков. И Вакер всё ещё работает рисовальщиком и художником-графиком, но постепенно переходит к живописи.

Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4753.jpg
Рудольф Вакер. Натюрморт с цветочным кувшином и куклой II, 1924

Одновременно с изменением его технологии изменился и его стиль: под влиянием экспрессионизма в творчестве Вакера появились стилистические элементы "Новой вещественности". Финансовое положение Рудольфа Вакера оставалось напряженным на протяжении всей его жизни. Хотя он неоднократно представлял картины на выставках и время от времени продавал их, своим искусством он не мог прокормить семью. В 1928 году он продал свою первую картину музею и  сосредоточился исключительно на современном искусстве Германии. В 1929 году у него родился единственный ребенок - сын Ромедиус.

Выставка Рудольфа Вакера в Вене
Рудольф Вакер. Натуралистический коллаж (госпожа Климеш), 1924. Частная коллекция


Выставка Рудольфа Вакера в Вене
Рудольф Вакер. Натюрморт, 1925. Частная коллекция


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4751.jpg
Рудольф Вакер. Натюрморт, 1925


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4752.jpg
Рудольф Вакер. Натюрморт с лампой, ракушкой, куклой и черным стеклом, 1925 год.


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4738.jpg
Рудольф Вакер. Розали Холлер, 1926


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4737.jpg
Рудольф Вакер. Ахбрюке в Брегенце, 1926. Холст, масло. Частное собрание


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4733.jpg
Рудольф Вакер. Кукла в интерьере, 1927

В 1920-х и 1930-х годах в число самых заметных художников движения "Новая вещественность", помимо Вакера, входили Джордж Гросс, Отто Дикс, Ганс Мартенс и драматург Бертольд Брехт. В 1923 году немецкий искусствовед Густав Хартлауб разослал критикам, художникам и прочим людям искусства приглашение на выставку "Новой вещественности". Цель выставки, заявил он, показать, что многие современные художники не подходят под определение экспрессионизма, дадаизма, фовизма, импрессионизма и прочих -измов. Объединение "Новая вещественность" провозглашало искусство, отличное от современных направлений, которые уже, по мнению "вещественников", не отвечали на вопросы современного мира с его катастрофами и бедами, особенно после Первой мировой войны. Это была реакция на осознание ужаса и потерянности.

Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4739.jpg
Рудольф Вакер. Автопортрет, 1927


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4734.jpg
Рудольф Вакер. Голубятня, Гослар, 1927. Масло, дерево


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4759.jpg
Рудольф Вакер. На берегу, 1928


Выставка Рудольфа Вакера в Вене
Рудольф Вакер. Розали Халлер, 1929. Музей Леопольда


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4731.jpg
Рудольф Вакер. Духовка, 1929. Смешанная техника по дереву. Художественный музей Санкт-Галлена


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4749.jpg
Рудольф Вакер, Кукла с бутылочкой с фиксатором, 1929. Музей Леопольда


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4736.jpg
Рудольф Вакер. Пейзаж Боденского озера, 1930


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4747.jpg
Рудольф Вакер. Натюрморт со шпротами, 1931. Холст, масло. Альбертина

В 1930-е годы Рудольф Вакер перешел в небольшие форматы, которые были не только экономически эффективнее, но и предлагали ему новые художественные возможности. Во времена зарождающегося национал-социализма его искусство стало молчаливым протестом. Вскоре Вакера обвинили в близости к коммунизму. В финансовом отношении дела у него тоже шли неважно: хотя у него и были выставки в Вене, его картины не продавались.

Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4730.jpg
Рудольф Вакер. Окно, 1931. Смешанная техника по дереву. Музей Форарльберга, Брегенц

В 30-е годы Вакер постоянно рисует кукол - поломанных, с разбитыми лицами и ужасом в глазах. В это время он осознал политические перемены и опасность национал-социалистов и предупредил о новой войне. В отличие от большинства своих коллег, Вакер осмелился критиковать культурную политику нацистского режима и в многочисленных письмах призывал своих друзей к активному сопротивлению. Он также участвовал в мирных митингах.

Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4750.jpg
Рудольф Вакер. Кукла со спичечным коробком I, 1931, масло по дереву


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4740.jpg
Рудолф Вакер. Сломанная голова куклы, 1932. Фрагмент. Частное собрание


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4735.jpg
Рудольф Вакер. Ан дер Абзухт , 1932. Бельведер, Вена


Выставка Рудольфа Вакера в Вене
Рудольф Вакер. Дом мясника, 1932


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4732.jpg
Рудольф Вакер. Натюрморт с двумя головами, 1932. Смешанная техника по дереву. Бельведер, Вена


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4728.jpg
Рудольф Вакер. Натюрморт с ангелом, 1933. Частная коллекция

  В 1934 году Рудольф Вакер принял участие в Венецианской биеннале. С 1934 по 1938 год он преподавал натурное рисование в Брегенцском ремесленном колледже. В 1937 году он посетил выставку "Дегенеративное искусство" в Мюнхене и был ошеломлен увиденным - многие его коллеги и друзья оказались героями этой нацистской затеи.

Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4744.jpg
Рудольф Вакер. Японский цветок, 1934

После вторжения немецких войск в марте 1938 года в доме Вакера был проведен обыск. У художника случился сердечный приступ, а когда его вызвали в гестапо ещё раз случился другой. Вскоре Рудольф Вакер умер - ему было всего 46 лет.

Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4742.jpg
Рудольф Вакер. Маленькая овечка и кукла, 1934. Коллекция Национального банка Австрии


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4727.jpg
Рудольф Вакер. Осенний букет, 1935


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4726.jpg
Рудольф Вакер. Букет с огуречником, 1936. Альбертина


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4748.jpg
Рудольф Вакер. Маленькая голова куклы с трещинами, 1937. Музей Ортнер


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4725.jpg
Рудольф Вакер. Осенний букет, 1937


Выставка Рудольфа Вакера в Вене 24-4741.jpg
Рудольф Вакер. Осенний букет с бабочкой-лимонницей, 1937. Музеи Ортнер, Вена

Источники информации и иллюстраций: www.leopoldmuseum.orgwww.facebook.com , rudolf-wacker.info ,

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Секрет легкого пробуждения и бодрости по утрам — правильный ужин. Рассказываем, какие продукты можно и нельзя есть перед сном. Если вы вовремя ложитесь в кровать и спите положенные восемь часов, но все равно просыпаетесь уставшими и разбитыми — возможно, вам пора пересмотреть свой ...
Из рассекреченного разговора Ельцина и Буша от 30 ноября 1991 года становится понятно, что в Союзный бюджет в том году могла сдать деньги только Россия. У Союза не было денег. Ельцин сообщает об этом Джорджу Бушу: –"... я встречался с Горбачевым и руководителями союзного правительства по ...
Президент Грузии (на самом деле - иностранный агент, по совпадению заблокировавшая закон об иноагентах) - госпожа Зурабишвили призвала Макрона приехать в Грузию, чтобы помочь ей "избавить страну от советского ига". "Это очень важно для будущего Евросоюза, в том числе его безопасности. ...
Кругом измена, трусость и обман. Эта знаменитая фраза, приписываемая императору Николаю II, как нельзя подходит к данной ситуации. К тому же грядёт 9 мая, да не простое, а юбилейное. И тут такое. Интересно, кому понадобилось в наши и так непростые времена внедрить другие символы. ...