Выставка "Новое общество художников"

топ 100 блогов galik_12308.01.2025 Искусственные параллели по средам

Выставка Новое общество художников 24-4688.jpg

Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма продлится ещё до 26 января. Новое общество работало в Петербурге-Петрограде с 1903 по 1917 год. За это время его экспонентами стали больше 200 участников: художников и графиков, скульпторов и архитекторов. Новое общество не выдвинуло никакого теоретического манифеста. На выставки приглашали импрессионистов и символистов, неоклассиков и авангардистов. На десяти выставках Общества была показана живопись Ольги Делла-Вос-Кардовской и Бориса Кустодиева, архитектурная графика Ивана Фомина и Алексея Щусева, портретный цикл Надежды Войтинской и пейзажи Алексея Явленского. Участники Нового общества художников общались со знаменитыми критиками и литераторами, такими как Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Александр Блок. Их работы публиковались в популярных журналах «Весы» и «Аполлон», украшали сборники стихов и прозы 1900-1910-х годов.

Название разделов выставки заимствованы у знаковых книг начала ХX столетия. Цикл Александра Блока «Снежная маска» дал заголовок разделу, объединившему портреты артистической богемы и театральные эскизы Александра Головина. Живописная «Прогулка» по царскосельским паркам Ольги Делла-Вос-Кардовской рифмуется с поэзией Николая Гумилёва и Михаила Кузмина. Сюжеты из отечественной истории Дмитрия Кардовского отсылают к гумилёвскому сборнику «Колчан». Из сказки Фёдора Сологуба «Царица поцелуев» заимствовано название для раздела портретов роковых красавиц кисти Григория Бобровского и Елены Киселёвой. На третьем этаже Музея демонстрируются масштабные полотна-«гобелены» Константина Богаевского, проиллюстрировавшего киммерийские стихи Максимилиана Волошина.

Выставка Новое общество художников 24-4656.jpg

Журнал «Аполлон», посвященный изобразительному искусству, театру, музыке и литературе, выходил в Петербурге-Петрограде с 1909 по 1917 год. Он был задуман по примеру других «культурных» изданий - «Мира искусства» и «Золотого руна». Руководил «Аполлоном» сын и племянник признанных живописцев Сергей Маковский. Ему пришла идея познакомить читателей с авторами редакции, и он заказал их портреты молодой художнице Надежде Савельевне Войтинской (1886-1965). Дочь профессора Петербургского электротехнического института, Войтинская занималась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, частной студии Михаила Бернштейна, а технику литографии совершенствовала в Европе. В 1908 году художница вернулась в Россию и получила от Маковского заказ на создание галереи образов известных поэтов, художников и критиков, чьи материалы должны были публиковаться в журнале.

Выставка Новое общество художников 24-4790.jpg
Слева-направо. Верхний ряд: Максимилиан Волошин, Корней Чуковский, Александр Бенуа, Михаил Кузьмин
Нижний ряд: Николай Гумилёв, Мстислав Добужинский, Зинаида Гиппиус, Сергей Ауслендер. ГМИИ


С августа 1909 года Войтинской позируют авторы «Аполлона»: Сергей Ауслендер, Александр Бенуа, Максимилиан Волошин, Аким Волынский, Николай Гумилёв, Михаил Кузмин, Корней Чуковский. Войтинская создает портреты - виртуозные и изящные - без подготовительных рисунков: сразу на литографском камне. Увы, Сергей Маковский не принял работу художницы, и весь напечатанный тираж литографий был отправлен из редакции «Аполлона» обратно в ее мастерскую. В результате в журнале был напечатан только один портрет работы Войтинской - Николая Гумилёва.

Выставка Новое общество художников 24-4789.jpg
Надежда Войтинская. Автопортрет. Литография

Основатели Нового общества художников - Дмитрий Николаевич Кардовский (1866-1943) и Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская (1875-1952) - познакомились во время учебы в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Дмитрий Кардовский к этому моменту уже успел окончить юридический факультет Московского университета, где его однокурсником был поэт Константин Бальмонт. Годы учебы Кардовского пришлись на реформы в Академии: отныне академисты не меняли преподавателей на каждом курсе, а занимались в одной мастерской выбранного ими профессора.

Выставка Новое общество художников 24-4711.jpg

С 1894 года Дмитрий Кардовский занимался у Ильи Репина вместе с Игорем Грабарем, так описавшим его в воспоминаниях: «Красавец собой, корректный, воспитанный, приветливый в обращении с товарищами, хорошо, но не по-франтовски одетый, он казался среди академической молодежи каким-то иностранцем. Да и наружность его не напоминала ничего русского: чистокровный испанец, родившийся волею судеб в распрерусском городе Переяславле-Залесском. Работали тогда в натурном классе не очень важно, - плохо рисовали и еще хуже писали. Этюды Кардовского принадлежали неизменно к числу лучших. Они были сильнее по цвету и лучше вылеплены».

Выставка Новое общество художников 24-4702.jpg
Ольга Делла-Вос-Кардовская: Портрет художника Дмитрия Кардовского, 1913. ГТГ. Автопортрет, 1917. ГРМ. Обе: Холст, масло

В 1894 году в Высшее художественное училище при Академии художеств поступает Ольга Делла-Вос, которая также станет студенткой Репина. Кардовский и Делла-Вос поженятся весной 1899 года и вскоре отправятся в Мюнхен, где в 1900 году у пары родится дочь. Екатерина Кардовская будет часто позировать матери и много сделает для сохранения творческого наследия своих родителей.

Выставка Новое общество художников 24-4703.jpg
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Весенняя песня. Начало ХХ в. Картон, пастель. Тверская областная картинная галерея


Выставка Новое общество художников 24-4704.jpg
Ольга Делла-Вос-Кардовская: За книгой, 1918. Моршанский историко-художественный музей им. П.П. Иванова. Ольга Делла-Вос-Кардовская. Маленькая женщина, 1910. ГРМ. Обе: Холст, масло


Выставка Новое общество художников
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет Кати Кардовской. 1915. Холст, масло. ГТГ


Выставка Новое общество художников 24-4808.jpg


Выставка Новое общество художников
Надежда Любавина. Натюрморт с цветами. 1911 (?). Холст, масло. ГРМ


Выставка Новое общество художников 24-4806.jpg
Илья Машков. Натюрморт. Цветы в вазе. Конец 1900-х. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан


Выставка Новое общество художников 24-4807.jpg
Пётр Кончаловский. Цветы в высокой вазе. 1908. Холст, масло Собрание Семенихиных, Москва


Выставка Новое общество художников 24-4696.jpg

«Прогулка» - так называлось первое стихотворение Михаила Кузмина в его первом сборнике «Сети» 1906 года. В 1917-м свою «Прогулку» напишет Николай Гумилёв, у которого Кузмин некоторое время будет жить в Царском Селе. Здесь же, тоже во время прогулки, познакомились гимназисты Гумилёв и Ахматова.

Выставка Новое общество художников 24-4772.jpg

В Царское Село в 1907 году переехали Дмитрий и Ольга Кардовские; причиной этому было слабое здоровье их единственной дочери Кати, которой врачи рекомендовали жить подальше от большого города. Соседями Кардовских на новом месте стала семья Гумилёвых. Но знакомство художников с сыном соседей - поэтом Николаем Гумилёвым состоялось только весной 1908 года, когда он вернулся с учебы из парижской Сорбонны.

Выставка Новое общество художников 24-4856.jpg

В Царском Селе семья Кардовских проживет 11 лет: отсюда Дмитрий Николаевич ездит на занятия в Академию художеств, где руководит живописной мастерской. Ольга Людвиговна давала уроки живописи в собственной царскосельской студии. В свободное время Кардовские отправлялись на прогулки по окрестностям - например, в соседний Павловск. Неоклассическая архитектура петербургских пригородов и пушкинские «царскосельские статуи» не раз появятся на этюдах и картинах Ольги Делла-Вос-Кардовской.


Выставка Новое общество художников
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Павловск. Павильон «Вольер», 1900-1910-е. Холст, масло. Частное собрание


Выставка Новое общество художников
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Царское Село. Камеронова галерея, 1900-1910-е. Холст, масло


Выставка Новое общество художников 24-4770.jpg
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Среди зелени, 1900-1910-е. Частное собрание. Холст, масло


Выставка Новое общество художников 24-4771.jpg
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Весенний день. В Царскосельском парке, 1907. Русская антикварная галерея, Москва


Выставка Новое общество художников
Николай Петров. На балконе, 1909. Бумага на картоне, акварель, гуашь. ГТГ


Выставка Новое общество художников
Елена Киселёва. В парке, 1908. Холст, масло. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского


Выставка Новое общество художников 24-4719.jpg


Выставка Новое общество художников 24-4764.jpg
Екатерина Гольдингер. Апельсины, 1913. Холст, масло. Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина


Выставка Новое общество художников
Пётр Уткин. Вид усадьбы Новый Кучук-Кой в Крыму, 1913. Холст, масло. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова

Следующие две картины написаны внуком Ивана Айвазовского - Михаилом Латри.

Выставка Новое общество художников 24-4721.jpg
Михаил Латри. Голубая ваза, 1904-1905. Холст на картоне, масло. Ярославский художественный музей


Выставка Новое общество художников 24-4706.jpg


Выставка Новое общество художников 24-4710.jpg
Григорий Бобровский. Портрет Самойловой, 1912. Холст, масло. ГРМ


Выставка Новое общество художников 24-4716.jpg
Елена Киселёва: Blanche, 1912. - Зелёная ваза, 1910. Холст, масло. Воронежский художественный музей


Выставка Новое общество художников 24-4717.jpg
Елена Киселёва. Портрет Александры Шварц, начало 1900-х. Картон, пастель. ГРМ
Дмитрий Щербиновский. Женская головка. Этюд, начало ХХ в. Холст, масло. Воронежский художественный музей



Выставка Новое общество художников 24-4821.jpg


Выставка Новое общество художников 24-4810.jpg
Николай Герардов. Портрет девушки с лентами в волосах, 1905. Бумага, офорт. ГМИИ


Выставка Новое общество художников
Елена Киселёва. За шитьём, 1890-1910. Бумага, карандаш, акварель. Государственный музей-заповедник «Петергоф


Выставка Новое общество художников 24-4811.jpg
Пётр Нерадовский. Портрет графини Любови Егоровны Комаровской, 1908. Холст, масло. Ярославский художественный музей


Выставка Новое общество художников
Борис Кустодиев. Портрет брата, Михаила Кустодиева, 1905. Холст, масло. Музей-заповедник "Петергоф"


Выставка Новое общество художников 24-4817.jpg
Николай Милиоти. Этюд дамы в розовом, начало ХХ в. Эрмитаж


Выставка Новое общество художников 24-4819.jpg
Борис Кустодиев. Портрет доктора С.Я. Любимова с собакой, 1905. Холст, масло. Тюменский музей изобразительных искусств


Выставка Новое общество художников 24-4697.jpg
Справа - Александр Мурашко. Портрет дочери художника Нестерова, 1900. Башкирский художественный музей им. М.В. Нестерова. Холст, масло.

Интерьерный жанр начал развиваться в России с середины XVIII столетия: тогда художники писали натюрморты-обманки из предметов ежедневного обихода. В XIX столетии «комнаты» изображают Фёдор Толстой, Алексей Венецианов и Павел Федотов, причем у последнего предметы комментируют и характеризуют происходящее на полотне.

Выставка Новое общество художников 24-4813.jpg

Интерьерный жанр был популярен среди экспонентов Нового общества художников: от тщательно прорисованных залов со старинными буфетами до импрессионистически переданых дачных веранд, полных света, бликов и рефлексов.

Выставка Новое общество художников 24-4823.jpg

Если Николай Петров в своих «гостиных», «столовых» и «передних» напоминает мирискусников с их обращением к прошлому, то пустые «комнаты» Александра Средина, написанные в загородных имениях, решены широким мазком в разбеленной гамме. Такая нарочитая этюдная манера была характерна для новой живописи - благодаря ей даже классические интерьеры с колоннами, пилястрами и люстрами начинали выглядеть свежо и современно.

Выставка Новое общество художников 24-4826.jpg
Николай Петров. Гостиная в усадьбе Ракша, 1912. Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш, белила. ГРМ. Интерьер гостиной в усадебном доме в имении Комаровских Ракша, 1906. Бумага на картоне, итальянский карандаш, акварель, белила. Музей истории российской литературы им. В.И. Даля


Выставка Новое общество художников
Александр Средин. Полотняный Завод. Гостиная в доме Гончаровых. 1910 (?). Холст, масло. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург


Выставка Новое общество художников 24-4779.jpg




Выставка Новое общество художников
Александр Савинов. Сумерки, 1906. Холст, масло. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева


Выставка Новое общество художников 24-4777.jpg
Борис Кустодиев. Бабы, 1902-1903. Холст, масло. Кыргызский национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева


Выставка Новое общество художников 24-4776.jpg
Николай Пирогов. Кони, 1901-1913. Холст, масло. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары



Выставка Новое общество художников
Николай Фокин. Весна, 1909. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей


Выставка Новое общество художников 24-4694.jpg
Александр Вахромеев. Великий Устюг. Древнее городище. Соловецкий монастырь. Вид с гавани. Восточная стена, 1905. Бумага, акварель. Музейное объединение "Художественная культура Русского Севера", Архангельск


Воспитанники и выпускники Академии художеств отправлялись учиться в Европу, не только получив золотые медали за дипломные работы. В Мюнхен - в знаменитые школы-студии Антона Ашбе и Шимона Холлоши - едут Дмитрий Кардовский и Александр Штурман, портретисты Александр Мурашко и Дмитрий Щербиновский, пейзажисты Александр Манганари и Михаил Латри. Алексей Явленский и Василий Кандинский войдут в мюнхенский же «Синий всадник» - союз художников-экспрессионистов, знаковое объединение европейского модернизма.

Выставка Новое общество художников 24-4848.jpg

Отдельными сериями на выставках НОХ становились графические серии архитектора Владимира Щуко и художника Николая Шестопалова. Точный рисунок их венецианских и римских гуашей и акварелей не только воспроизводил пропорции и детали этих городов-памятников, но и передавал атмосферу летней прогулки или осеннего наводнения.

Выставка Новое общество художников 24-4801.jpg
Николай Шестопалов: Арка Тита. Старая улица в Генуе, 1914. Бумага на картоне, акварель, гуашь. Краснодарский художественный музей им. Ф.А. Коваленко


Выставка Новое общество художников 24-4792.jpg
Александр Штурман. Собор святого Яна в Варшаве, 1907. ГРМ. Холст, масло



Выставка Новое общество художников
Степан Яремич. Вид собора Святого Марка в Венеции


Выставка Новое общество художников 24-4794.jpg
Александр Штурман: Улица. Этюд. 1900-1910-е. Екатеринбургский музей изобразительных искусств


Выставка Новое общество художников 24-4800.jpg
Дмитрий Кардовский. Аббация. 1910. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. ГРМ


Французский пейзаж - Бретань, появится в работах Александра Бенуа, узнаваемая парковая скульптура Версаля и Люксембургского сада - на рисунках Степана Яремича. Ольга Делла-Вос-Кардовская покажет на выставках НОХ пейзажи из итальянской Флоренции и швейцарского Лугано. Виды Стеклянной улицы Вильно (Вильнюса) привлекут мастера городского пейзажа Мстислава Добужинского.

Выставка Новое общество художников
Александр Бенуа. Бретонский пейзаж, 1906. Холст, масло


Выставка Новое общество художников
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Мост в Швейцарии. 1912. Холст на картоне, темпера. ГТГ


Выставка Новое общество художников 24-4802.jpg


Знаковый поэтический сборник начала века - мандельштамовский «Камень» - впервые вышел в 1913 году в издательстве «Акмэ». Осип Мандельштам разделял взгляды Николая Гумилёва на поэзию как мастерство, а не мистическое откровение: поэт был уже не магом, но мастером, строителем. В статье «Утро акмеизма» Мандельштам прокламировал: «Для акмеистов сознательный смысл слова, Логос, такая же прекрасная форма, как музыка для символистов. И, если у футуристов слово как таковое еще ползает на четвереньках, в акмеизме оно впервые принимает более достойное вертикальное положение и вступает в каменный век своего существования».

Выставка Новое общество художников 24-4827.jpg

В графике и живописи участников Нового общества архитектурная тема звучит открыто и настойчиво. Проекты Алексея Щусева и Льва Ильина относятся к тому направлению стиля модерн, которое определяют как национально-романтическое. Но если Щусев интерпретирует формы древнерусской архитектуры домонгольского периода, то Ильин обращается к европейскому средневековью. Георгий Лукомский фиксирует фасады старинных построек в Чернигове. Офорты Александра Манганари позволяют рассмотреть древний Новгород с высоты храмовой колокольни.

Выставка Новое общество художников 24-4829.jpg
Александр Манганари. Великий Новгород, 1908. Бумага, акватинта. ГМИИ


Выставка Новое общество художников
Алексей Щусев. Проект храма-памятника преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. 2-й вариант. Западный фасад, 1904. Бумага, графитный карандаш, акварель, белила. Частное собрание


Выставка Новое общество художников
Алексей Щусев. Проект храма-памятника преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. 2-й вариант. Перспектива, 1904. Бумага, тушь, акварель. Частное собрание


Выставка Новое общество художников 24-4833.jpg
Лев Ильин. Проект часовни семьи Лёвен в имении Ваймель. Южный фасад, 1908. Серый картон, графитный карандаш, акварель. Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Выставка Новое общество художников
Георгий Лукомский. Дом Мазепы. Чернигов, 1910. Бумага на картоне, акварель, соус, гуашь. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург


Выставка Новое общество художников 24-4836.jpg
Георгий Лукомский. Вид колокольни Троицкого собора в Чернигове. Конец XIX – начало ХХ в. Бумага на картоне, карандаш, гуашь, акварель, белила. Научно-исследовательский музей при РАХ


Выставка Новое общество художников 24-4781.jpg


Выставка Новое общество художников
Евгений Праведников. Зимняя сказка – Мороз и Снегурочка, 1914. Бумага, карандаши, белила, гуашь. Тотемское музейное объединение


Выставка Новое общество художников Выставка Новое общество художников
Михаил Врубель. Тридцать три богатыря, 1901. Бумага на картоне, акварель, гуашь, уголь, бронзовая и серебряная краски. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург


Выставка Новое общество художников
Дмитрий Стеллецкий. Девицы, 1906. Бумага на картоне, темпера, гуашь. ГРМ

Видеообзор выставки для желающих пройтись по экспозиции:



Куратор выставки: Ольга Юркина - специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма
Источники информации - материалы выставки и этикетаж, кураторский текст на стендах; www.kommersant.ru
Продолжение будет!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
О том, как меняется наш язык, как быстро он осваивает заимствованные слова, какие варианты произношения становятся нормой и о чем можно судить по речи человека, Анне Натитник для Harvard Business Review Россия рассказывает один из составителей нового орфоэпического словаря, заместитель ...
IT гигант из топовой 5-ки находится там не просто так. Это самая обычная глобальная корпорация, которая живет по своим законам, где понятия о добре и зле заменены прибылью акционеров. Если не получается придумывать свое новое, то просто красть то что понравилось. Заранее зная, что ...
Зара Муртазалиева (пост взят из Фейсбука) https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=366411810183394&id=100004437331330 " Отвечу всем и сразу в одном посте на все ваши вопросы об эмиграции, на основании моего личного опыта.Все эмигранты расскажут вам абсолютно разную истор ...
Космический телескоп «Хаббл» 22 октября 2023 года получил новое панорамное изображение Сатурна и его колец. На планете прекрасно видна полосатая структура из широтных облачных поясов, а на левой части видимой плоскости колец заметны темные структуры — спицы, впервые замеченные еще ...
...