Выставка Жанны Бровиной в музее Достоевского
liubov-zla — 13.10.2024

2 октября я была на открытии выставки памяти Жанны Ивановны Бровиной (1941-2024). Обидно, что не успеваю писать оперативнее...
Жанна Ивановна последние несколько лет была для меня Примером и человека, и женщины, и художника. В нашей жизни не так много людей, умеющих любить. Она умела. Современные психологи очень предостерегают, что любящая женщина может раствориться в любви, потерять себя и т.д. А Жанна - не растворилась. Любовь её только дополняла и вела к свету.

При этом, она была в лучшем смысле продуктом своего времени: сперва получила инженерное оборудование. А потом попала в гениальный спецпроект, который мог сложиться только в СССР: она пошла на курс искусства, организованный специально для инженеров. Говорят, что в СССР страдало именно искусство упаковки и прочей бытовой показухи. А вот в промышленном дизайне свои достижения были. Жанна в итоге занялась творчеством. Мне сложно сказать, могла ли она быть другой - дочь библиографа и историка, попыталась пойти и технику, но, в итоге, культура победила. В конце советской власти было модно интересоваться иконописью, философией. У Жанны этот интерес вылился в целую жизнь
Ниже расскажу конкретику.

1941 Родилась в Ленинграде. В школьные и студенческие годы занималась в литературных объединениях Дворца пионеров школы (у Д.Л.Резникова), Г.С. Семенова, Л.В.Мочалова, Н.В.Королевой.
1963 Знакомство с Валентином Левитиным, явившееся толчком к творческим поискам в области изобразительного искусства. постоянное общение поддерживает творческий союз в течение всей жизни.
1966 Окончила ЛИТМО
конец 1960-х Резьба по дереву художника А.Ляховицкого ("маски") побудила Бровину заняться резьбой по дереву, что в дальнейшем привело к поискам в области скульптурной формы.
1968-1994 Работа в промграфике Комбината графического искусства художественного фонда Союза художников.

1970 Познакомилась в Москве с М.М. Шварцманом, чью личность и творчество восприняла для себя как учительство.
1971 Окончила ЛВХПУ им. Мухиной
с 1970-х Творческая дружба с Б.Р.Шварцвальдом и художниками Г.М.Неменовой, П.М.Кондратьевой, Т.Н.Глебовой, С.Шеффом
1971-1979 Была создана вся скульптура
С конца 1970-х работала над живописью и графикой
с 1991 Член Международной Федерации художников IFA
Принимала участие более чем в 40 выставках в России и за рубежом.

Жанна Ивановна Бровина принадлежит к тому поколению ленинградских художников, которое заявило о себе в начале 1970-х годов. Поколение "отверженных", не принятых Союзом художников и критикой, любимое оппозиционно настроенной интеллигенцией и работниками западных консульств, замеченное и отслеживаемое властью. Подавляющее большинство из этих художников в свое время эмигрировало из СССР. Остались немногие. Бровина среди них. В 1971 году она закончила факультет дизайна ЛВХПУ им. В.И. Мухиной - в те годы самого демократичного ВУЗа страны. Взгляды на искусство формировались на основе немногочисленных репродукций работ классиков европейского авангарда, русских художников начала ХХ века и бесконечных дискуссий в кругу близких по духу людей: В. Левитина, М. Шеффа, М. Шварцмана.

Пространство, время, духовное начало, "служение" - категории, ставшие основой творчества на всю жизнь. Вне зависимости денег, славы, приличного жилья, мастерской, материалов для работы. Первые показы работ - на выставке в ДК "Невский" - самой большой, самой скандальной и, к сожалению, последней до перестройки выставки андеграунда в Ленинграде. Первые скульптурные опыты Бровиной, выполненные в пенобетоне и гипсе, были замечены, о ней заговорили, ее стали приглашать для участия в выставках неофициальных художников.

Однако в начале 1976 ей отчетливо дали понять, что единственный заработок - работа в художественном комбинате - может быть утрачен безвозвратно, если выставочная активность превысит дозволенные рамки. Молодая женщина выбрала интересы семьи. Началась долгая работа "в стол", для себя, без перспектив показать что-либо на выставках. В эти годы были созданы лучшие ее скульптуры, ее ставшие знаменитыми "Головы". Сегодня ее работы - предмет исследования специалистов Эрмитажа, Русского музея, Университета. Тогда - мука и боль. В основу бровинской скульптуры положено трепетное и фанатическое поклонение древнерусской фресковой живописной традиции. "Лики" и "Головы" были попыткой соединить вековую традицию изображения трансцендентного с новейшими, известными тогда в СССР тенденциями западного модернизма

Попыткой говорить современным языком о вечном, исконном, в крови и плоти этой страны и ее культуры растворенном. Привычного объема, фигуративной изобразительности не хватало. Скульптура все более и более теряла материальность, растворялась в пространстве, подчинялась световым потокам. Постепенно, Бровина пришла к своеобразному 3-х мерному пространственному "рисунку" - каркасным конструкциям, завоевавшим известность в 90-е годы, но в 70-е отвергнутые всеми. Исследования природы света привели Бровину в начале 80-х к живописи. Ее условное пространство оказалось для художницы более естественным, гибким, подвижным. Она не изменила себе. По-прежнему главной темой ее работ является лик, пронизанный потоками света. Похожие друг на друга холсты, созданные за последние 20 лет, отличаются только степенью глубины философской насыщенности. По сути, искусство Бровиной - это религиозное искусство 70-90-х годов. Оно не эксплуатирует узнаваемый канон, но, базируясь на тех же этических и философских корнях, делает его насыщенным современностью: той болью, той правдой, той жизнью, которую пришлось прожить советскому-российскому человеку за последнюю четверть века. Эта правда со всей ее жесткостью, отсутствием сентиментов, мелочности быта делает работы Жанны Бровиной явлением в искусстве Петербурга.

А вообще, я ещё буду вентилировать этот вопрос, но, вот много говорят о неформальном творчестве художников, а интересно посмотреть на их официальную работу. А то картинка выходит неполной. Это касается не только Бровикой, но и почти всех. У многих творцов есть мнение, что работа на заказ - халтура. А творчество, даже то, которое потом продаётся - важнее и отдельно.

Но вернёмся к выставке. Всем рекомендую. Как выставку, так и принимающий музей.
Дополнительно про Жанну можно узнать тут и тут.

Выставка открыта до 27 октября.



















|
|
</> |
Рублевые вклады с повышенной ставкой: как новым клиентам получить максимальный доход
Королева Мэри посещает Бразилию
Отзыв об ИВЕ и ФЕNБЕНДАЗОЛЕ. Рак поджелудочной железы. Из писем доктору У.
Доброе утро!
Волоколамск 22-23 ноября 2025 года
Выдача зарплаты водкой учителям на педсовете, 1997 год
Установка Telegram на новый номер в 2025 году
Цветы дома - помощь психике.
"Пушкин и муза" Виктор Ляпкало (р. 1956)

