ВИОЛЕЛЕЛЕ ИЛИ ТОЛКИНИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ
gunter_spb — 30.05.2011 Из большинства идиотских формулировок порожденных нынешней политкорректностью более всего не терплю эвфемизм "спорная фигура". Ну там допустим: "Пьер Лаваль - спорная фигура французской истории". Или "Спорная фигура императора Бокассы". Словом, когда речь заходит о "спорности", начинаешь подозревать, что или фигура подозрительная, или рецензент сознательно умалчиваетВчера в многоученой беседе с frederick_taer всплыла такая вот фигура - Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc
Появлению Виолеледюга на архитектурном горизонте мы обязаны Просперу Мериме, во вторую очередь писателю и драматургу, а в первую - сенатору и государственному инспектору памятников старины при Наполеоне III. Именно Мериме предложил "подающему надежды" архитектору заняться восстановлением аббатства св. Марии Магдалины в Везле, а посмотрев что получилось так умилился, что представил молодое дарование императору, у которого с художественным вкусом и так-то были глубокие проблемы...
Концепция Ледюга и впрямь выглядела революционно. Если вкратце: "Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит — восстанавливать его завершённое состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени" (c) В переводе на общедоступный язык - как я вижу, так и будет. Ну и что, что неисторично? Зато красиво! Короче говоря, тот самый "особый взгляд художника" по Никите Михалкову и "Утомленным солнцем 1-2-3".
Ледюг попадает в фавор к Наполеону III, на его проекты выделяются просто-таки неслыханные деньги. Апологеты обозначают это следующим образом: "В основе его взглядов лежат романтизм и архитектурный рационализм, видение в постройке конкретного воплощения стиля, который следовало «восстановить» даже в том случае, если здание не имело его в прошлом."
Что же имеем на выходе, после "романтизма и архитектурного рационализма"? Возьмем хоть замок Пьерфон, построенный при Луи Орлеанском в 1392 году и разнесенный буквально по камешку войсками кардинала Ришелье в XVII веке в ходе борьбы с партией принца Конде. Тем не менее, полный демонтаж при Ришелье так и не был закончен.
В итоге к XIX веку от Шато де Пьерфон оставались лишь живописные руины, ставшие местом паломничества художников-романтиков. В 1810 Бонапарт покупает Пьерфон за жалкие 3000 франков, позже король Луи-Филипп устраивает рядом грандиозный пикник посвященный свадьбе его дочери с бельгийским королем. Почти не сомневаюсь, что на десерт там подавали торт "Графские развалины".
Вот как оно выглядело до появления Ледюга:
Ну или с другого ракурса:
И вот из-за кулис вновь появляется зловещая тень Проспера Мериме - как раз тогда Наполеон III пожелал восстановить какой-нибудь средневековый замок и сделать из него очередную резиденцию. Императрица Евгения выбрала Пьерфон. Мериме тут же извлек из недр Инферно свою прежнюю креатуру: грянул гром, запахло серой и Виолеледюг положил на стол Наполеону вот такой проект "полной реставрации":
Цена вопроса? Да чепуха! Пять миллионов франков! По рукам? По рукам!
Исходно предполагалось, что стоило бы сохранить часть "живописных развалин", но Ледюг решил что идти путями прямыми - это не для него. Остатки оригинального замка от 1392 полностью разобрали, а на его месте начали возводить абсолютный новодел в "причудливом" стиле, причем сам Ледюг во всеуслышание заявлял, что Пьерфон "не должен основываться исключительно на истории здания". Вдобавок в замке должны были разместиться коллекция оружия, ренессансная галерея, залы для приемов и прочее и прочее, для чего боевой замок XIV века исходно не приспособлен.
Ну и парк конечно, регулярный парк! Куда без него! Ведь всем известно, что благородные рыцари и прекрасные дамы в XIV веке только и делали, что гуляли в парках и слушали куртуазные серенады под луной! И готики, готики побольше - там же, куда ни взгляни, кругом была готика!
Результат перед вами. Смотреть на этот карамельный ужас без содрогания невозможно. Да, толстозадые американские туристки в восторге - вот она, Средневековая Франция! Как на ладони! Шпили (нет не так - ШПИЛИ!), башенки, рюшечки-оборочки. Но мы-то знаем...
Что бы сказал Луи Орлеанский увидев ЭТО шестьсот лет спустя я и представить боюсь.
(злорадно хихикая отмечу, что Виолеледюг там даже "темницу" устроил - чтоб всё как в Средневековье!)
Строили сей замок королевы эльфов с 1862 по 1885, причем заканчивали уже после смерти Ледюга, а отделка и вообще продолжалась до ХХ века. Особенно умиляют в позднейших интерьерах черты модерна 1900-х годов. Творческий подход к истории, да. :)
Надо заметить, что проклятущий Виолеледюг за время своей бурной деятельности дотянулся до множества памятников - описать все его бесчинства тут невозможно. Заменить архитектурные детали XIII века на новодел "под XII век" только потому, что "так будет лучше и законченнее"? Да запросто! Насажать горгулий на крышу Нотр-Дам-де-Пари, которых там отродясь не было? Нивапрос, пацаны! Да еще и себя, любимого, там же на Нотр-Дам увековечить в бронзе, рядом с апостолами. Чтоб знали! И помнили!
Вот этот коварный тип гражданской наружности на Нотр-Дам:
Кстати, базилику Сен-Сернен в Тулузе, пострадавшую от ледюговой "реставрации" XIX века в 1975-1976 году вернули в исходное состояние. Ибо нефиг.
Ну а теперь давайте взглянем на некоторые его прожэкты, чтобы окончательно убедиться - махровейший архитектурный толкинизм в смеси со студией "Уолт Дисней" есть безусловное и абсолютное зло. Вот, допустим, во что он хотел превратить Шато-Гайар:
Нам Шато-Гайар к счастью достался в исходном виде. Слегка б/у конечно, но лучше так, чем Пьерфон:
Или вот еще - Шато де Куси. Что за пристрастие к шатровым крышам, которых на средневековых изображениях одна-две и всё? И шпили, шпили... А что за ёлки на донжоне - и думать боюсь:
Куси в современном виде:
Нет, я еще понимаю Людвига II Баварского с его замком Нойшванштайн - у короля головушка была бо-бо и вообще он являлся очевидным ролевиком в стадии "толчок с поганища", но "всемирно признанный архитектор" с замашками эльфа с плащом из занавески - это перебор. Хорошо, его практически отстранили от дел после падения Второй Империи, а то вся Франция была бы застроена вот такой прелестью:
|
</> |