Винтовые выкрутасы

топ 100 блогов lx_photos18.11.2014 Не далее вчера в постике про замену стекла возник вопрос, как же выкручиваются авиатехники с закисшими винтами.
 Винтовые выкрутасы




Винты могут закисать в резьбе из-за коррозии, могут присохнуть из-за залития при покраске (она затекает под головку винта и там засыхает).

Из соображений минимизации повреждений окружающих элементов лучше всего винт постараться именно выкрутить.
Если винт не проворачивается отвёрткой или шуруповёртом, надо стараться не допустить выскальзывания инструмента из шлица. Когда он выскакивает, то обычно по дороге повреждает шлиц, и винту уже не передать того вращающего момента, как при неповреждённом шлице.
Поэтому важно сохранить шлицы на головке винта и поэтому бита или отвёртка должны соответствовать размеру и типу шлица винта и не болтаться в нём.

Если пытаешься открутить винт и он не проворачивается, то не надо его насиловать сто раз одним и тем же способом.
Надо постараться прижать инструмент и передать максимально возможный момент.
Для прижатия отвёртка уже не очень удобна, и я пользуюсь коловоротом или трещоткой с длинной ручкой (на квадрат 1/2").
Бывают коловороты метровой и более длины с двумя ручками по полметра. Если его удобно и ровно прижать к винту, то им, бывает, удаётся стронуть прикипевший винт. У нас сейчас таких нету.

Хочу обратить внимание причастных на следующий момент.
Для увеличения трения в шлице у нас есть специальная паста:
 Винтовые выкрутасы
Судя по ощущениям, она состоит из мелкого абразивного порошка с каким-то жидким связующим.
Её наносим в шлиц винта, прижимаем хорошенько коловорот или трещотку, и пытаемся провернуть.
Обычно это получается гораздо лучше, чем без пасты.
Голубая какушка слева ниже тюбика - это и есть немного той пасты.

Паста действительно хорошо помогает удержать инструмент в шлице.
Подобную пасту я нашёл у Liqui Moly - её артикул 3811. Там пишут, что она повышает трение впятеро.
Особенно эффективно использовать её совместно с битами, у которых есть насечки на рабочих поверхностях.

Если этот способ не помогает, но шлицы всё ещё не полностью сорваны, начинаем работать из-под палки.
Имеется в виду как раз то приспособление, про которое спрашивали наблюдатели в прошлом посте.
 Винтовые выкрутасы
Это, собственно, есть рычаг, позволяющий значительно усилить давление на откручиваемый винт, и не позволить бите выскочить из шлица.
Это приспособление работает только в том случае, когда есть во что упереться.
Штатно для его использования нужно поиметь хотя бы один выкрученный винт недалеко от проблемного.
В резьбу выкрученного винта вворачивается резьбовой переходничок:
 Винтовые выкрутасы
, а в другой конец переходника вворачивается шарнир рычага:
 Винтовые выкрутасы
(в нижнем левом углу фотки)
Потом подводим подвижную деталь к винту и вставляем биту в патроне приспособления в шлиц винта.
 Винтовые выкрутасы
В шлиц хорошо бы какнуть той самой пасты.

Прижимаем другой конец рычага что есть дури, а рожковым ключом поворачиваем шестигранник приспособления с битой.
Обычно против такого лома винтам противопоставить нечего, и они откручиваются.

Приспособления, основанные на таком принципе, могут иметь разную конструкцию и разную эффективность.
Помнится, в "России" было подобного принципа действия, но гораздо меньше, называлось Vera Quick.
Ни хера не откручивало :)

Можно ещё побрызгать на резьбу WD-40, но в нашей работе для доступа к обратной стороне винта обычно нужно снять панель, которую он удерживает :)
Ещё я иногда простукиваю молотком через выколотку головку винта. Поступая так, я надеюсь слегка сдвинуть винт по оси и разбить засохшую краску под его головкой. Не знаю, насколько это эффективно.

Если эти меры не помогают, и шлицы сорваны, то следующий шаг - это использование экстрактора.
 Винтовые выкрутасы

В головке винта прямо по оси сверлится отверстие несколько меньшего диаметра, чем сам винт.
Затем вот таким воротком в это отверстие вворачивается экстрактор.
Он имеет левую резьбу с острыми гранями.
 Винтовые выкрутасы

При вращении воротка против часовой стрелки экстрактор вворачивается в отверстие и тянет винт на выкручивание.
Обычно это помогает его выкрутить достаточно быстро.
Для работы нужны хорошо заточенные свёрла по металлу и новые экстракторы - тогда проблем обычно не бывает.

Когда инструмент плохой, бывает, помогает керн.
Я сверлю небольшое, желательно глухое, отверстие в шляпке винта прямо возле её края.
Потом приставляю к отверстию по касательной к окружности шляпки керн и херачу по нему молотком, стараясь сдвинуть винт против часовой стрелки.
Этот метод неудобен (керн срывается), и при наличии нормального инструмента до него дело не доходит.

Как самый крайний способ устранить мешающий винт, можно высверлить его шляпку.
Это не очень хорошо, так как можно легко повредить саму панель, которую держит винт. А панели в большинстве пластиковые.
После снятия панели можно попытаться выкрутить винт, ухватившись клещами за торчащий кусочек его тела. Это возможно не всегда, так как подходы бывают очень неудобные как с лицевой, так и с обратной стороны.

По моему опыту, винты на A320 закисают гораздо реже, чем на B737.
Особенно грустно дело обстоит на 737 Классике. Думаю, во многом из-за возраста таких самолётов. Бывает, что до трети винтов на панели не удаётся выкрутить просто отвёрткой или шуруповёртом. А панели там богаты на винты :)

Наверное, опытные слесари знают и умеют ещё много других способов выкрутить винты, но я описал те, которыми пользовался сам.
И да - в моей практике ударная отвёртка ни разу не помогла отвернуть винт.

Спасибо за внимание.

View Poll: Вот это да



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Те, кто внимательно следят за словесным творчеством нашего Владимир Владимировича, знают, что этот человек пи .., пардон, вводит нас в заблуждение, как дышит. В этом совершено несложно убедиться, если проверять на соответствие фактам всё, что Путин произносит публично. Не стало ...
Был такой едкий стишок в советское время, высмеивавший избыточный пиар заслуг партии в достижениях. Правда, потом, когда от партии избавились, то сразу избавились и от достижений, а значит заслуга партии в достижениях несомненно была. Ну невозможно, как ни старайся, победить в войне или ...
В России наблюдается политический хаос.                                                                                                  Семен Вендров, CHt ...
Полистали с Галей «Мурзилку» с 1970 по 1980, интересовались сентябрьскими номерами, особенно первосентябрьской темой. Галке понравилась лисья школа и песенка из журнала 1976 года. Ещё учительница на обложке журнала 1974 года («мам, она как клумба, да?»). А на страничке со школьной ...
В августе 1992 года во Владивосток зашел корабль «Doulos». Это был не совсем обычный заход не совсем обычного судна. На Центральной площади города собралась многотысячная толпа, а с помоста над площадью к людям обратились гости, прибывшие на борту. После десятилетий советской власти ...