Вестибюль станции “Курская-Кольцевая” после реставрации
amarok_man — 08.12.2016
В 2009 году был открыт один из самых красивых наземных
вестибюлей столичной подземки – вход на станцию метро
“Курская-Кольцевая”. Теперь он выглядит почти так же, как пятьдесят
девять лет назад. Станция “Курская-кольцевая” была открыта в
составе участка “Парк культуры” – “Курская” 1 января 1950 года. На
фотографиях вы увидите, что облик станции действительно обрёл
первозданный вид, каким был при открытии в 1950 г. Но, сначала
немного предыстории, как было до реконструкции.
На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949», но по
легенде сам И. В. Сталин передвинул дату на 1 января 1950 года,
чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в
честь 70-летия вождя.
Название станция получила по одноименному вокзалу.
Архитекторы: Г.А.Захаров, З.С.Чернышева.
Инженеры-конструкторы: Л.И.Горелик, П.С.Сметанкин.
Центральный свод и своды боковых тоннелей опираются каждый на
свой ряд колонн, установленных рядом. В середине, где находится
переход на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии, свод
опирается на пилоны, образующие вместе с началом перехода своего
рода «беседку». В оформлении использованы оригинальные светильники,
размещенные в нишах пилонов, обрамляющих гранитную лестницу
перехода. Пилоны и колонны центрального зала покрыты светлым
мрамором «коелга». Рельефные детали выполнены из золоченого
металла. Сочный и выразительный орнамент декоративных элементов
развивает тему рассвета нашей страны. Пол выложен красным и серым
гранитом.
Наземный вестибюль находится в здании, примыкающем к Курскому
вокзалу. В нем находилась скульптура И.В.Сталина (автор
Н.В.Томский, не сохранилась). На уровень ниже вестибюля находится
подземный круглый аванзал, отделанный тёмно-красным,
золотисто-розовым, светло-серым и чёрным мрамором. Центр аванзала
украшает оригинальная колонна-цветок, в которой скрыты светильники.
Из него имеется вход в цокольный этаж здания Курского вокзала и в
подземный переход к посадочным платформам. К этому помещению также
примыкает аванзал станции «Курская» Арбатско-Покровской
линии.
В 1950 году архитекторы станции удостоены Сталинской
премии.
Из южного торца станции в 1995 году был сооружен второй выход
в общий вестибюль со станцией «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской
линии.
На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949», но по
легенде сам И. В. Сталин передвинул дату на 1 января 1950 года,
чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в
честь 70-летия вождя. Павильон строился на открытом и со всех
сторон обозримом месте. Теперь же он прислонён к новому зданию
Курского вокзала. Вестибюль станции интересен тем, что он имеет
очень много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный
входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он
открывает смысл здания — Храма Победы. За входом после
прямоугольного аванзала расположено центральное двусветное
помещение под сложным восьмигранным ребристым куполом. Вход в зал
условно обозначен двумя прямоугольными пилонами высотой до
основания купола. На их внутренних сторонах чеканка по бронзе:
огромные двуручные мечи, увитые гирляндами. Купол опирается на
мощные балки, уложенные на высокие круглые колонны. На этих балках
есть надпись с текстом второго куплета гимна СССР:
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу
На труд и на подвиги нас вдохновил.
После XXII съезда КПСС в 1961 году последние две строчки были
сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован
памятник Сталину в апсиде (работа скульптора Николая Томского), а
чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на
Волгоград в связи с переименованием города. При капитальном ремонте
вестибюля в 2008—2009 годах было решено восстановить утраченные
детали вместе с реставрацией здания (кроме восстановления
памятника). Однако вместо восстановления полной цитаты второго
куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых
двух строчек, и симметрично распределена надпись. А ночью 24
октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что
почти окончательно восстановило архитектурный смысл зала как
«Солнца Победы».
Фото после реконструкции иоткрытия станции:
Орден Победы на
П-образном входном портале.
Отдельно хочется
отметить, что в вестибюле восстановили оригинальную строчку из
гимна, которая была написана при открытии станции: «Нас вырастил
Сталин на верность народу на труд и на подвиги нас вдохновил».
На обновление
вестибюля потребовалось больше года, хотя непосредственно
реставрационные работы велись всего два месяца. К
сожалению, эксклюзивную
мебель сталинских времен и соответствующие кассовые аппараты не установили – за деревянными
рамами видны унылые коробки из ДСП.
Все
мелкие детали воссозданы как были. Вся чеканка, лепнина в идеальном
состоянии.
Также на мечах
восстановлены названия города Сталинград и надпись «За родину За
Сталина». Первоначально буквы просто сбили и вместо них сделали
накладные буквы про Волгоград. Теперь накладные буквы про
Сталинград.
В
отреставрированном вестибюле нет и известной москвичам по старым
фотографиям скульптуры Иосифа Сталина. Московского метрополитена
Дмитрий Гаев говорит, что она была утрачена еще в конце 50-х годов:
"Мы прорабатывали вопрос, не поставить ли другой памятник, но
решили оставить просто световую нишу".
Отреставрированы скульптуры, светильники, торшеры, восстановлены
орнамент, пол и лестничные марши.
В
ходе ремонта проводилась также полная реконструкция аванзала
станции: заменено гранитное покрытие пола, отреставрирована и
восстановлена знаменитая колонна "Каменный цветок".
Реконструкция обошлась в 120 миллионов рублей. Но метрополитен
не собирается останавливаться на этом. Начнутся работы на станции
"Белорусская" Кольцевой линии, а также в переходе с
"Белорусской-Кольцевой" на "Белорусскую-Радиальную".
взято отсюда : http://bigpicture.ru/?p=9226
ПыСы: Вопрос к москвичам: а сохранилось ли после
реставрации в названии станции наименование
"Курская-Кольцевая московского метрополитена имени
В.И. Ленина" ?!
Ведь полное название столичного метро — Государственное
унитарное предприятие города Москвы "Московский ордена Ленина и
ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И.
Ленина".
Уже был скандал, когда в названии метро "Отрадное" "вдруг"
исчезли слова "...имени В.И.Ленина".
Граждане обвинили московские власти в целенаправленном
исключении слов "им. Ленина" с отремонтированных станций подземки.
Глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов заявил,
что в мэрии нет задачи убрать Ленина или орден Красного знамени из
названия метро. — Буквы, которые там были, будут на новой
вывеске "Отрадное" и всех станциях, которые реконструируются.
Вывески дополнят, — сказали в пресс-службе метрополитена. На
все станциях метро, где проходит реконструкция, вернутся таблички с
названием станций со словами "Метрополитен им. Ленина"
ПыСы2: на просьбу о том, как называется станция метро
"Курская" ныне, откликнулась моя френдесса, отлично знающая историю
Москвы eho_2013 . Она нашла вот эти
фотографии на "яндекс-фотках":
Курская-кольцевая
Курская-радиальная
И ещё-фрагмент гимна в сталинской редакции: