«Весна на Заречной улице» - украинцы и русский мир


Почти все герои – украинцы, а их фамилии не оставляют никакого сомнения. Шебутной и талантливый рабочий Сашка Савченко добивается взаимности от гордой учительницы Тани Левченко. Лет семь назад была масса шуточек и мемов, связанных с отрывком, где Саша говорит своему брату: «Вот я и хочу, чтобы фамилия Савченко зазвучала!» Далее? Водитель самосвала – Юра Журченко. Машинист паровоза – Женя Ищенко. Мелькают фамилии – Донченко, Мигулько, Воронец. В сценарии их ещё больше – для киноверсии кое-что было сокращено. Есть и русские – инженер Коля Крушенков и его невеста – работница Аля Алёхина.
Но, как видим, большинство всё же – малороссы, и оно не удивительно. Запорожье! Вы когда-нибудь замечали, что на экране какая-то другая цивилизация? Та, что «выкопала Чёрное море», допустим. Вы можете вообразить, что внук Савченко и Левченко сделается кастрюлеголовым укром, натянет вышиванку (в самой рубахе нет ничего дурного) и побежит в сторону Евромайдана? А ведь могло произойти! Многие «кастюльки с трезубцем» родились в семьях, где люди честно работали на таких вот комбинатах. Или в НИИ, КБ, в лабораториях. На Украине была наука, представляете? Сильнейший агрокомплекс и передовую промышленность надо упоминать или сами знаете?
Русский Мир воспринимается в фильме, как всеохватная ментальность. По сюжету возникают ситуации, когда персонажи проговаривают цитаты из наших классиков. Первый урок Татьяны Левченко – повторение комедии «Горе от ума». Ребятки испытывают блондинку на прочность и ловко вворачивают насчёт «карету-мне-карету!», намекая на то, что предыдущая «училка» сбежала от таких учеников. Потом идёт «Евгений Онегин». Мальчики, то есть, конечно, парубки, снова подтрунивают над вспыльчивой девушкой, используя пушкинские строки: «Как быть? Татьяна не дитя…»
Мы попадаем в комнатку Татьяны Сергеевны и наблюдаем портреты Льва Толстого и Владимира Маяковского на стене. Но всё внимание – к фотографии Александра Блока, занимающего особое место в пространстве кинокартины. Его считает своим соперником полуграмотный (в тот момент) Савченко, но стихи об «утончённости мечты» читает уже Сашина младшая сестрёнка. Блок – не соперник, но преграда. Татьяна слушает по радио 2-й концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова, при том, что Левченко заказала этот музыкальный номер (на советском радио существовала такая практика – передавать мелодии по просьбам трудящихся).
В ненавязчивой форме нам показывают границы Русского Мира и границы эти, прежде всего, социокультурно-гуманитарные, творческие, индустриальные. Ещё одна деталь – в этом сугубо идеологизированном (на первый взгляд) фильме идёт упор на русскую культуру в целом, а не на узко-советскую. Тот же Рахманинов покинул Советскую Россию, но прославил Русский Мир на Западе. Русская весна на Заречной улице – это гимн большой стране и великому наследию, которое оказалось не по нутру «кастрюлькам».