Вершки и корешки
naval_manual — 06.11.2018Почти басня.
Испано-американская война на море была большим успехом
американского флота. Единственной относительно серьёзной неудачей
стали, пожалуй, только плохо организованные и закончившиеся
неудачей попытки найти и перехватить эскадру адмирала Паскуаля
Серверы по пути на Кубу. Эти действия получили долю критики от
современных комментаторов, несмотря на итоговый успех американцев в
сражении при Сантьяго-де-Куба.
Акияма Санэюки в 1898 г. был наблюдателем на эскадре контр-адмирала
Уильяма Сэмпсона, а в 1905 г. он же был офицером штаба адмирала
Того Хейхатиро, человеком, "без которого не разрабатывался ни один
план". В какой степени опыт 1898 г. влиял на Акияму, я не знаю,
однако факт остаётся фактом: японцы в отношении эскадры
вице-адмирала З.П. Рожественского приняли стратегию, радикально
отличную от американской. Того не только не попытался "отыскать и
атаковать" русский флот у берегов Аннама или у Формозы - что,
вообще говоря, сулило немалые выгоды - но даже не попробовал
организовать дальнюю разведку и слежение за противником,
сосредоточив практически все свои силы в Корейском проливе. Того
отдал оперативную инициативу противнику, что привело к известному
кризису накануне сражения. Однако, сам факт кризиса долго был скрыт
от широкой общественности, а итоговый результат привёл к тому, что
действия Того были сочтены в целом правильными.
Рэймонд Спрюэнс не наблюдал Цусиму воочию - он в 1905 г. учился в
американской военно-морской академии. Однако позже, в 1926-1927
гг., во время обучения в военно-морском колледже, Спрюэнс работал в
"студенческом комитете" по изучению опыта русско-японской войны*, и
был соавтором большого доклада по тактике в Цусимском сражении. В
июне 1944 г., во время операции по захвату Сайпана, Спрюэнс
оказался в положении, аналогичном положению Того и Сэмпсона: ему
тоже пришлось выбирать между вариантами "найти и уничтожить" и
"подпустить поближе". Спрюэнс выбрал второй - и в данном случае (в
отличие от случая с Акиямой) мы точно знаем, что он взял за
пример действия Того перед Цусимой. Результатом стала победа -
однозначная, но нерешительная, победа, гордится которой
по-настоящему Спрюэнс, видимо, так и не научился.
Эту цепочку можно было продолжить до Уияльяма Хэлси и боя в заливе
Лейте, но там, всё-таки, перед Хэлси стоял несколько другой выбор.
Поэтому остановиться стоит на Спрюэнсе. Если нужен красивый пример
на тему "в военном деле нет универсальных рецептов" - то вот он,
перед нами. Впрочем, мне больше нравится смотреть на это всё как на
иллюстрацию удивительного единства военно-морской истории.
Любопытный пример причинно-следственной цепочки длиной в 46
лет.
* Студенты US Naval War College 1926-1927 гг. обучения были
разбиты на три комитета, работавших над следующими темами: "Крупные
операции британского и немецкого флотов в Первой мировой войне";
"Операции флота в русско-японской войне 1904-1905 гг.",
"Трафальгарская кампания Нельсона, включая само сражение". Набор
интересен сам по себе, и становится интересен вдвойне, если
вспомнить, что в 1926 гг. в СССР вышла книга "Трафальгар, Цусима,
Ютландский бой" за авторством М.А. Петрова, преподавателя и,
чуть ранее, начальника академии ВМС РККА.
|
</> |