Вероника Митина "Великий мистификатор"
jarbond1985 — 28.11.2024 А был ли Каччини?В 1970 году советская фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI-XVII веков». Исполнитель — Владимир Вавилов. Пластинка пользовалась успехом, и тираж ещё несколько раз переиздавался, с ходу раскупаясь в магазинах. Фрагменты мелодий моментально стали музыкальными заставками радио- и телевизионных передач, использовались в художественных фильмах.
В оглавлении на конверте указывалось, что авторы музыки — западноевропейские композиторы: 1. Ф. да Милано. Канцона и танец. 2. Из музыки XVI в. Спаньолетта. 3. Аноним XVI в. Ave Maria. 4. Н. Нигрино. Ричеркар. 5. В. Галилеи. Павана и гальярда. 6. Г. Нейзидлер. Чакона. 7. Из английской музыки XVI в. «Зелёные рукава» и гальярда. 8. Старинный французский танец. Турдьон. 9. Ж.-А. Байф. Пастурель. 10. Дени Готье. Гавот.
Самой популярной в Советском Союзе стала мелодия сюиты для лютни «Канцона и танец». На музыку «Канцоны» Алексей Хвостенко спел песню «Рай» на стихи Анри Волохонского, позже известную под названием «Город золотой» и ставшую хитом группы «Аквариум» Бориса Гребенщикова.
Гребенщиков впервые исполнил эту песню в 1984 году на концерте в Харьковском университете. Честно признавшись, что не знает, кто автор этой волшебной музыки. «Город золотой» на музыку Вавилова буквально стал визитной карточкой Гребенщикова. В конце 1980-х годов песня исполнялась в ставшем культовым фильме «Асса» режиссёра Сергея Соловьёва и полюбилась миллионам кинозрителей. А пластинка с лютневой музыкой имелась чуть ли не в каждой советской интеллигентной семье и переиздавалась фирмой «Мелодия» почти ежегодно.
Никто и подумать не мог, что подлинным автором всех этих чарующих слух музыкальных произведений был Владимир Вавилов. Исключение составляли «Зелёные рукава» и «Спаньолетта». «Турдьон» был им написан на основе подлинной композиции из сборника Пьера Аттеньяна «Вторая книга танцев». К ней Вавилов добавил в середине сольную вставку.
Первые сомнения в подлинности авторства указанных на пластинке средневековых композиторов начали появляться после того, как в 1975 году вышла пластинка-альбом оперной певицы Ирины Богачёвой «Старинные арии», куда вошла и Ave Maria, где автором музыки был указан Джулио Каччини. Но глубоко никто из музыковедов тогда не копал. Хотя вопрос был интересный: почему католическая песня-молитва имеет всего два слова Ave Maria?
"Загадки истории".
|
</> |