вернемся к отечественному авиационному вооружению. Рецензия нерецензия - 3
fvl1_01 — 06.01.2018 Предыдущая часть тут - https://fvl1-01.livejournal.com/66242.htmlСтрого говоря все что тут будет написано не имеет никакого отношения к книге Растренина ибо не служило вооружением собственно штурмовиков в ходе Великой отечественной войны. Но из этой песни не выкинуть и это слово.
Комплексный подход, который привел к успеху Шпитального с его пулеметом ШКАС (несмотря на все недостатки этого пулемета он стал буквально "локомотивом" потащившим за собой другие разработки - после успеха этого пулемета на испытаниях и другие конструкторы получили возможность в деле создания авиационного оружия дерзать и не опираться на весьма разумные (но для сухопутной армии) требования ГАУ яко слепой опирается на стену (это перефраз Петра Великого, если кто не понял). Так вот комплексный подход применный Шпитальным был творчески развит и применен другим конструктором всего разного (но и не в последнюю очередь авиационного пушечного вооружения) - ну надеюсь вы все догадались - Леонидом Васильевичем Курчевским.
Перебирать все необыкновенные перепитии судьбы этого физика-недоучки (2 года на физмате МГУ), лаборанта педагогического института имени Шелапутина, автора так и непонятного до сих пор (ибо сведений не сохранилось) педального гранатомета в Первую мировую (от которой он блестяще откосил как земгусар) в небольшой заметке нет места. Этот человек заслуживает книги-биографии - причем многотомника - с описанием всех его многочисленных изобретений и странных созданий.
Но так или иначе - Курчевский развернулся совсем не так как скромняга на его фоне Шпитальный... Вот что пишет родной брат Валериана Куйбышева про скромное КБ:
Н. Куйбышев
(lib.znate.rudocs/index-29714.html?page=7)
В общем до размаха товарища Бекаури создавшего в СССР буквально ">
Зачем же выделялись ему такие фонды и предоставлялись такие возможности. Тут стоит посмотреть как видели в конце 1920х авиационное СТРЕЛКОВОЕ вооружение в СССР:
Независимо от того принадлежал ли теоретик к "дуэтистам" (сторонникам всесокрушающих бомбардировок тяжелой авиацией) или к сторонникам завоевания господства в воздухе, считал ли он что схватки боевых самолетов в ближайшем будущем будут стремительными атаками со скоростями сближения более 500 км / ч на высотах более 6-7 км или наоборот собачьими свалками на несколько сотен машин на малой высоте и с малой скоростью - вооружение самолетов мыслилось примерно так:
пулемет винтовочного калибра - как наиболее универсальный, простой, мало весящий , скорострельный вариант - будет основным оружием в боях истребитель против истребителя и турельным у бомбардировщиков (особенно легких), разведчиков, и даже вспомогательным на тяжелых машинах. И от пулемета требуется максимальная скорострельность что бы за "мнговения" огневого контакта хотя бы пару раз попасть в цель.
авиационные автоматические пушки - это в первую очередь ТУРЕЛЬНОЕ оружие для бомбардировщиков. Средство защиты от всех типов истребителей противника на больших дистанциях. Механизация и электрификация таких турелей, оптические прицелы и даже прицелы вычислители (когда их создадут) для обеспечения уверенного попадания в самолет противника на дистанциях не менее 1000 м. А лучше иметь возможность вести прицельный огонь на 2000м - на дистанции когда истребитель хотя бы как то виден невооруженным глазом.
А вот поражение тяжелых, весьма тяжелых, очень тяжелых и офигенно тяжелых (12 моторных не менее) бомбардировщиков противника должны осуществлять безоткатные орудия и ракеты - установленные на истребители.
Это не отменяло "разрушителей строя" - вроде спроектированного, построенного и даже испытанного товарищем Гроховским варианта самолета ТБ-3 с установкой трех армейских 76,2мм пушек (да еще с разной баллистикой) - но на истребитель все понимали - орудие калибром существенно больше 20мм можно было поставить только безоткатное или реактивное.
А безоткатными орудиями В ОСНОВНОМ занимался товарищ Курчевский. (В основном потому что были конструкции и в чем то удачные от других авторов, но это мало влияло на общее мнение о безоткатках).
Что же мог Курчевский предложить авиаторам? А вот тут то самое интересное - а выяснилось то, что и ничего.
Обещанная гамма автоматических безоткатных пушек Курчевского в калибрах от 37 до 100 мм вылилась в ОДНО серийное орудие - АПК-4 (1930 г.). 76,2 мм калибром.
Весило орудие около 75 кило, заряжалось С ДУЛА 7ю снарядами специально созданными под эту пушку, массой в 3-3,9 кг (обычный снаряд к трехдюймовке весил около 6,5 кило) и гильзами с пороховым зарядом из нитроткани с деревянным поддоном (ну совсем как танк Т-72, ну почти , шутка). В 1935м создали и пластмассовые поддоны.
Перезаряжание пушки осущесвлялось от пневмосистемы - что позволяло иметь темп стрельбы в 30-40 выстрелов в минуту. Магазины удвоенной (14 снарядов) и повышенной (20 снарядов) многократно обещались конструктором но не были сделаны. Зарядом служил относительно дорогой порох марки МСК, которого на каждый выстрел требовалось по 600 грамм.
Пушка выпускалась по координации ажно тремя заводами - два контрагента по выпуску отдельных частей и один (Ленинградский, №7 им. Фрунзе) - сборка - в 1932 выпустили 4 пушки, в 1933 - 40, в 1934м ВСЕ выпущенные 28 пушек сочли браком и отправили на переделку, в 1935м производство перенесли в Горький - где руководство завода сумело провалить план по выпуску этих орудий (и руководство завода можно понять - лучше выговор от Орджоникидзе, чем такое в производственном плане), и в подмосковные Подлипки - где сделали 13 пушек. Возможно в какие то годы удалось сделать еще 14 пушек в Горьком - но возможно это ошибки в документах. Причем пушка выпускалась в трех вариантах АПК-4, АПК-4бис и АПК-4М = которые ощутимо отличались друг от друга. Часть пушек переделывалась из одного варианта в другой.
СЕРИЯ!!!
Что же получилось. Получилось орудие боезапас к которому мог намокнуть и замерзнуть в процессе снаряжения перед вылетом. Авиационные пушки Курчевского не переносили кренов более 25 градусов при стрельбе и пикирования с углами более 30 градусов. После доводки число осечек и задержек снизилось до 11-12 процентов. Иногда удавалось отстрелять оба магазина (на истребители ставили по две АПК-4) без единой осечки.
При отстреле пушек пилот самолета рисковал получить сотрясение мозга - воентехник Моргунов пилот опытной эскадрильи был таким образом госпитализирован.
Все другие авиапушки Курчевского не преодолели барьер опытного образца, а то и бумажного проекта.
Кончилась эпопея тем, что в 1936м терпение товарища Алксниса лопнуло и Курчевского погнали из области авиационного стрелкового вооружения поганой метлой. Армейцы пострадали с орудиями Курчевского чуть дольше - там от них отказались после фиаско с батальонными пушками Курчевского в ходе Советско-Финской войны.
Единственные кто всерьез сожалел о окончании работ с ДРП были флотские летчики - для моряков ">
Но о Курчевском и его разработках мы еще поговорим - в том числе и в прямой связи со Шпитальным - эти два конструктора в одной из разработок нашли друг друга.
А теперь просто напомню самый с моей точки зрения "сонразумный" проект Курчевского - турельная 37мм ДРП РК - да да та самая, которую излишне оптимистично настроенные товарищи считали ажно готовым прототипом для советского "Фаустпатрона":
Установленное на авиационной турели ТУР-6 37мм противотанковое ружье (с ручной перезарядкой!!!) должно было стрелять 0,6 кг снарядами с начальной скоростью 524 м/с -- хорошо тренированый стрелок мог развить темп стрельбы в 10-12 выстрелов в минуту на земле и 5-6 в воздухе. Орудие ставилось на самолет ТБ-1 вместо четырех пулеметов ДА (две кормовые спарки) и имело ЕЩЕ один недостаток - стрелок должен был следить что бы не повредить реактивной струей безоткатки конструкции самолета. В общем готов поспорить, что установка обычной 37мм одноствольной пушки Гочкиса образца середины 1880х годов была бы куда более эффективна как оборонительное оружие для бомбардировщика.
|
</> |