Вера Алтайская. Как "Красавица" стала "Чудовищем"
ygashae_zvezdu — 29.12.2022Какой Новый год на телевидении без фильма «Морозко»? В этом году у него ожидается два эфира, один из которых на Первом канале.
Впору вспомнить исполнительницу роли мачехи Веру Алтайскую (1919 – 1978), тем паче ушла она из жизни 28 декабря.
Парадокс заключается в том, что для Алтайской роли в фильмах Роу были малопочтенным финалом судьбы, что мыслилась при старте такой яркой.
По матери Вера принадлежала к дворянскому роду Чаплыгиных, а отца не знала совсем, называя папой отчима Константина Алтайского-Королева. Именно Алтайский помог выжить дворянскому семейству. Под сенью его забот Вера поступила в актерскую школу при «Мосфильме».
Алтайский был писателем, создавшим поэму «Ворошилов», которая очень Ворошилову понравилась. Также в его активе имелась поэма «Ленин», книга стихов «Буденновка», переводы акына Джамбула.
В 1938 Алтайского арестовали, вкатили десяточку, после отсидки еще раз арестовали. В лагерях он провел 17 лет.
На Вере судьба отчима, по счастью, не отразилась.
Ее настигли другие сложности.
Еще во время учебы Алтайская начала сниматься.
А также показывать норов.
В 1938 году режиссер Константин Юдин пригласил студентку на главную роль в фильме «Девушка с характером». Алтайская устроила на пробах такой трэш, что возмущенный Юдин накатал про нашу девочку заметку в газету.
«На фотопробе ей «мешал» свет. Она капризно морила губки, не могла «собраться», «войти в круг». Не хотела сниматься в шляпе, так как это не соответствовало ее «внутреннему состоянию». Наговорив кучу «мхатовских» терминов, она, наконец, удостоила группу тем, что позволила снять пару фотографий»
А ведь сыграй Алтайская в этом фильме, ее судьба сложилась бы всяко-разно, но по-звездному. В итоге же «Девушка с характером» определила судьбу другой актрисы – Валентины Серовой (БЕЗРАБОТНАЯ ЛЕГЕНДА).
Дебютировала Алтайская в комедии Александрова «Светлый путь» (1940), в роли разбитной девицы Клавы, которой претит путь стахановки, а нравится наряжаться и крутить любовь.
Тогда же в ее жизнь впервые вошла сказка. В 1941 она появилась в роли принцессы в цветной новелле – экранизации Андерсена «Свинопас». Партнером ее был Юрий Любимов ("МЫ СТАЛИ ДРУГ ДРУГА НЕМНОЖКО РАЗДРАЖАТЬ". ПОЧЕМУ РАЗОШЛИСЬ ЮРИЙ ЛЮБИМОВ И ЛЮДМИЛА ЦЕЛИКОВСКАЯ). На цветной пленке проявилась гетерохромия Алтайской, - глаза у нее были разного цвета: один карий, другой зеленый.
Главным фильмом молодой Алтайской стала легендарная картина «Машенька» (1942), где она играла красивую, ветреную, шаловливую разлучницу главных героев (АКТРИСА, РАЗДАВЛЕННАЯ АВАРИЕЙ).
В первую половину сороковых Вера снималась часто. Этому способствовал ее брак с Алексеем Консовским. Супруги тащили друг друга в проекты, куда их приглашали. Так Консовский появился в «Машеньке», а Алтайская в «Лермонтове» (1943), где муж играл поэта.
Разрыв с Консовским поставил кинокарьеру Алтайской на большой перерыв. Алексей выиграл кастинг на роль принца в экранизацию «Золушки» (именно по этой роли его до сих пор помнят). Алтайская должна была играть одну из зловредных сестер. Не желая сталкиваться с мужем на площадке, она от роли отказалась, уступив Елене Юнгер.
О причинах расставания поведала последняя жена Консовского, но здесь надо учитывать, что информация была ею получена не из первых рук.
«Почему они расстались, узнала от общих знакомых: водка превратила взрывной темперамент Веры Алтайской в сварливость и злобу... Алексей терпел сколько мог, жалея дочку. Когда терпение закончилось, ушел в никуда, оставив квартиру бывшей жене».
Одна из причин, лишивших Алтайскую киноплощадок заключалась в малокартинье, поразившем послевоенное кинопроизводство. Что ж, Вера играла в театре Киноактера. Достаточно сказать, что именно Алтайская дублировала Инну Макарову в роли Любки Шевцовой в легендарном спектакле «Молодая гвардия» (смотри записи по тегу молодогвардейцы).
Во второй половине 1950-ых кино снова входит в жизнь Алтайской, но возраст ее подкатывает под сорок, пора переходить на возрастные роли. Кокетливое продуванство больше не является меткой актрисы, все чаще в ее арсенал входит гротеск. Иногда гротеск принимает реалистические черты мещанки, решившейся на выгодный брак, как в комедии Леонида Гайдая «Жених с того света» (1958), иногда зловещий хохоток недалекой Продажной души («Снежная сказка»; 1959).
Впервые с Роу Алтайская встретилась в фильме «Марья-искусница», где сыграла Тетушку-Непогодушку. Затем были «Вечера на хуторе близ Диканьки» (жена Панаса), «Королевство кривых зеркал» (Асырк), само собой «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы» (дочь бабы – Яги), «Варвара – Краса, длинная коса» (старушка – веселушка).
Грим, дурацкие костюмы, раз счастливо найденные приемы... Основную проблему для Роу составляли главные герои сказок (смотри записи по тегу Рок-Роу), там требовались молодые, незасвеченные лица, а вообще у режиссера существовала обойма апробированных типажей, которые он тасовал из фильма в фильм. Вот в такую обойму попала и Вера Алтайская, сменив амплуа красавицы на изображение нечисти. Из девяти последних картин Роу она снималась в семи.
Если же Алтайской выпадало сыграть без гротеска становилось видно, что в кино у нее могла быть своя ниша неоднозначной женщины с трудной судьбой. Как в «Евдокии» (1961), где Алтайская изобразила Анну Шкипидар, требующую у матери, воспитавшей ее ребенка, алименты. Или корабельная повариха из короткометражки «Анетта» (1966).
Всю жизнь Алтайскую преследовали сплетни о непростом характере и пристрастии к выпивке. Основной источник последняя жена ее единственного мужа. Вот как объясняет она исчезновение актрисы с экрана:
«К сожалению, в последние годы ее почти не снимали — какому режиссеру захочется иметь дело с пьющей артисткой?»
После смерти Роу Алтайскую, действительно, снимали от случая к случаю.
Ушла она в один год с матерью и отчимом.
Возглас ее: «Прынцесса! Как есть прынцесса!» звучит в телевизоре под каждый новогодний праздник.