рейтинг блогов

Величайший модерн всех времен и народов

топ 100 блогов pailish03.10.2022 Я уже не раз признавалась в своей особой любви к модерну. Здания в стиле модерн я ищу в каждом городе. Архитектурный модерн как бы он не назывался, ар нуво во Франции и Великобритании, югендстиль в Германии и Латвии, либерти в Италии, модерн в России,  модернизм в Испании, везде, где он есть, он придает улицам особый шарм и очарование. Испанский модернизм, особенно каталонский, - это просто чудо из чудес. Каталонских архитекторов, создававших здания в стиле модернизма, не так уж мало, но над всеми ними витает гений Гауди.
Барселонские творения Гауди видели все, кто был в Барселоне. Даже те, кто не был, знают их по фотографиям. Я получила настоящее эстетическое удовольствие, увидев их воочию, поэтому не рассказать о домах Барселоны в своем журнале только потому, что о них знают все, было бы неправильно.
Начну я, пожалуй, с одного из менее известных зданий, построенных Гауди - Бельесгуард (Bellesguard), он же дом Фигерас (Casa Figueres). Несмотря на то, что этот дом не входит в топ обязательных для осмотра достопримечательностей, он является визитной карточкой Каталонии.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220914-132143


Редкая птица долетит до середины Днепра Редкий турист самостоятельно добирается до особняка Бельесгуард. Особняк находится в районе Саррия-Сан-Жервази вдали от центра города, у подножия горной гряды Сьерра-де-Кольсьерола, где общественный транспорт не ходит, ни метро, ни автобус. Общественный транспорт здесь ни к чему. Район Саррия-Сант-Жерваси (Sarria Sant Gervasi) - самый богатый из районов Барселоны с самым высоким доходом на душу населения.
Престижным этот район был еще в 15 веке, когда последний король Барселонской династии, Мартин Гуманист, велел выстроить в этом красивейшем месте летнюю резиденцию.

800px-Martín_I_de_Aragón

Мартин I (король Арагона)

Когда Мартин Гуманист умер, династия пресеклась, и на арагонский трон взошел род Трастамара. Представителям этого рода резиденция предыдущего рода была ни к чему, и замок, который поэт Бернат Метже окрестил "Bellesguard" ("красивый вид"), начал ветшать и разрушаться.
В 17-ом веке полуразрушенный королевский замок использовал в качестве укрытия знаменитый каталонский бандит и защитник бедных по имени Серальонга (местный аналог Робин Гуда).

Величайший модерн всех времен и народов Desktop11
 
Хуан Сала-и-Феррер, он же бандольеро Серальонга. и развалины королевского замка, в которых он скрывался

В 19 веке разбогатевшие "новые барселонцы" вспомнили о былом величии каталонской нации и начали спонсировать развитие местного искусства. Под раздачу заказов попал и Гауди, получив заказ на постройку дома от Марии Сажес, вдовы Жауме Фигераса (род Фигерас произошел от крестьян, которые в конце 18-го века разбогатели на производстве продовольственных товаров, а затем торговали текстилем в Барселоне).

Мария Сагес

Мария Сажес

Здание выполнено в неоготическом стиле и отсылает ко временам Мартина Гуманиста. Но готика эта - авторская, как и все у Гауди, а не банальная имитация стиля. Шпиль башни декорирован мозаикой "тренкадис". Основание креста, венчающего шпиль, выполнено в красно-золотых цветах каталонского флага. Авторство можно определить безошибочно - перед нами Гауди. Уцелевшие фрагменты крепостной стены и двух башен, а также частично сохранившаяся стена королевского особняка были вплетены Гауди в собственную постройку. Особняк строился с 1900 по 1909 годы.
До последнего времени особняк находился в частном владении и туристов в него не пускали. Но в 2008 году в этих местах решили провести новую линию водопровода и не придумали ничего лучшего, чем использовать динамит. При взрывах пострадал шпиль и стены здания Bellesguard. У хозяев здания, видимо, больших денег на ремонт не было, и они решили открыть здание для посетителей, чтобы собрать сумму, необходимую на ремонт. Семья отремонтировала крест и часть стен, а затем продала его страховой компании. В здание по-прежнему пускают туристов, его помещения вместе с садом можно снять для свадеб и торжеств, но большого паломничества не наблюдается - отдаленность от центра и отсутствие общественного транспорта дает о себе знать. 

Одна из самых ранних работ Гауди - павильоны Гуэль находятся в районе Педральбес.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220914-141121

Район Педральбес - еще один элитный и фешенебельный район Барселоны. Здесь живет сестра короля, миллионеры, некоторые звезды шоу-бизнеса, политики, бизнесмены. Название района в переводе с испанского означает "белые камни" — именно такой цвет имеют скалы в этом месте. Недвижимость в Педральбес — самая дорогая в Испании. Этот район — одно из немногих мест в городе, где можно купить дом с собственным садом.
Павильоны Гуэль не только одна из самых ранних работ Гауди, но и самая первая работа для Эусеби Гуэля, богатого каталонского промышленника и мецената, сыгравшего важную роль в жизни Антонио Гауди, ставшего его другом и покровителем.
Эусеби Гуэль был сыном промышленника, который заложил основы своего богатства на Кубе. Эусеби изучал право и экономику в Барселоне, Франции и Англии, а затем успешно продолжил предпринимательскую деятельность отца в Барселоне. Его бизнес лежал в области текстильной промышленности, кроме того он занимался сделками с недвижимостью. Эусеби Гуэль был очень богатым человеком, но образованным и скромным. Он способствовал развитию искусства и продвигал социальные проекты.
Именно Гуэль разглядел в Гауди гения, хотя именитые архитекторы и публика относились к работам Гауди скептически.
Гуэль не был альтруистом, он очень хорошо умел считать деньги, но при этом не стремился получить выгоду мгновенно. Он отлично понимал, что самым надежным вложением капитала является недвижимость. И не просто дома, а уникальные архитектурные сооружения, несущие в себе уникальный стиль создавшего их человека, поэтому он вкладывал огромные средства в творения Гауди, доверяя его вкусу и не пытаясь сэкономить и уговорить архитектора изменить проект, чтобы сделать его дешевле.

Величайший модерн всех времен и народов 16

Эусеби Гуэль

Когда Гуэль задумал реконструкцию своего летней загородной резиденции, он поручил это сделать Антонио Гауди.
Гауди было поручено переделать парк, реформировать загородный дом, возвести ограду с воротами, построить новые павильоны на въезде в усадьбу и построить конюшню с крытым манежем.
Работы продлились ровно три года: с 1884 по 1887 год. Ровно столько понадобилось Гауди, чтобы в усадьбе Гуэля появились настоящие произведения искусств, поражающие своим стилем и, в то же время, практичностью. Как это не удивительно, несмотря на свое нестандартное мышление, широкое применение в работах асимметрии, Антонио Гауди отличался рационализмом.
Архитектор окружил усадьбу стеной из тесаного камня с несколькими воротами, главными из которых стали ворота с решеткой из кованого железа в форме дракона.  Гауди придумал особый механизм, позволяющий дракону двигаться, когда ворота открывались.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220914-141230

Сама скульптура дракона, должна была быть разноцветной, выкрашенной красками, глаза дракона были сделаны из цветного стекла. Восстановить композицию в цвете не удалось, фотографии предоставленные для реставрации были сделаны в черно-белом цвете, цветной фотографии еще не было.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220914-141157

По обеим сторонам ворот Гауди возвел дом привратника и конюшни с манежем. Все постройки, включая стену вокруг усадьбы, выполнены в едином стиле, с использованием одного и того же абстрактного узора, напоминающего чешую дракона.
Слева от ворот находится дом привратника с мастерскими и жилым помещением

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220914-141129

Башни на крыше- - вентиляция, выполненная в виде дымоходов. Именно при постройке павильонов Гуэль Гауди для украшения впервые применил тренкадис - технику облицовки поверхности кусочками керамики или стекла неправильной формы. Эту технику в последствии Гауди будет широко применять во всех остальных своих работах.

 Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220914-141121-1

Напротив дома привратника находятся конюшни.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220914-141141

Башенка на крыше конюшни

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220914-141141-2

Все строения комплекса объединены общим смыслом. Этот проект Гауди основан на мифе о волшебном саде Гесперид. Этот миф был использован в поэме "Атлантида" каталонца Жасинта Вердагера, который часто посещал усадьбу Гуэля. Отец жены Гуэля, маркиз Комильяс, поддерживал поэта, и Вердагер посвятил поэму ему.
В поэме описывается один из подвигов Геракла, когда царь Микен приказал ему добыть  золотые яблоки из сада, который охранял дракон. Справа от ворот с драконом - скульптурная композиция на высоком столбе, который символизирует дерево с волшебными яблоками.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220914-141141-1

К сожалению, в настоящее время от построек уцелело не все. После смерти Эусеби Гуэля родственники передали усадьбу королевской семье, которая перестроила ее в королевский дворец Педральбес, в котором мало что осталось от работ Гауди. Остальные постройки тоже полностью потеряли свой первоначальный вид. Но даже то, что осталось, передают оригинальную задумку архитектора.

Еще одно творение Гауди в районе Педральбес - ворота усадьбы Миральес (1901-1902 годы). В конце 19 века барселонский промышленник Миральес купил землю и решил построить себе дом. С Антони Гауди он уже имел опыт делового сотрудничества, поскольку он владел фабрикой по производству изделий из прессованной древесины и картона. Они сотрудничали на проекте строительства дома Висенс (Casa Vicens). В комнате для курения отделка из папье-маше была выполнена на фабрике Миральеса.
Изначально планировалось, что Гауди сделает для Миральеса дом "под ключ", но в итоге архитектор приложил руку только к воротам и ограждению. Дом, который не сохранился до наших дней, был построен помощником архитектора Доменеком Суграньесом.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220914-135849-1

В 2000 году в арке установили памятник Антонио Гауди с его автографом.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220914-135849-2

Отличительной особенностью этого района являются небольшие парки. В одном из таких парков, маленьком бамбуковом лесу, мы обнаружили фонтан, созданный Гауди.
Фонтан Геракла был создан Гауди в 1884 году для загородной резиденции Гуэля. Когда резиденцию переделали в Королевский дворец, фонтан затерялся в парке среди листвы, и о его существовании все забыли. Фонтан был обнаружен только в 1984 году, когда проводились работы по очистке. Фонтан восстановили и поместили в этом парке.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220914-143113

К фонарям Гауди судьба оказалась более благосклонной. В 1879 году Антонио Гауди получил один из первых госзаказов - заказ на установку фонарей на Королевской площади Барселоны. Сегодня два фонаря Гауди - главное украшение Королевской площади. Архитектор придумал необычные фонари с шестью канделябрами и крылатым шлемом Меркурия, символизирующим коммерческую мощь каталонский столицы.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220912-140619

Работая с Гуэлем, Гауди полностью давал выход своей безудержной фантазии, но работать ему приходилось с разными заказчиками. Одним из шедевров Гауди считается, созданное им здание школы при монастыре Святой Терезы. Идея строительства школы принадлежит основателю ордена Святой Терезы Энрико-де-Осси. Первоначальный проект школы принадлежал другому архитектору, но в  1888 году по просьбе Энрико-де-Осси уже начатое строительство взял на себя Гауди.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220914-134330

Гауди был вынужден работать по чужому проекту, заменяя в нем детали по ходу дела, и в условиях жесткой ограниченности сметы и постоянного контроля со стороны заказчика. Также от Гауди потребовали сдержанности и скромности в постройке сооружения, поэтому пришлось отказаться от большинства декоративных изысков. Более того архитектор был вынужден постоянно согласовывать свои идеи с заказчиком, следуя строгим готическим традициям. Но в конце концов Гауди смог удовлетворить требования заказчика и воплотить свой замысел и неповторимый стиль.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220914-134435

Но не все заказчики экономили каждую копейку и требовали простоты. Некоторые заказчики, как и Гуэль, хотели получить за свои деньги нечто, что поразит и "убьет наповал" конкурентов и соседей.
Гауди получил заказ на переделку доходного дома, принадлежащего семейству богатого текстильного фабриканта Жозепа Бальо-и-Касановас и расположенного по соседству с модернистским домом Амалье в районе Эшампле (Eixample).
Особенностью дома Бальо является практически полное отсутствие прямых линий. Фасад здания изображает сверкающую чешую чудища с костями и черепами его жертв. Дом был построен в 1904—1906 годах.

 Величайший модерн всех времен и народов 1662993080980

Гауди приходилось интегрировать свои творения в непрерывный ряд существующих зданий. Так, Каса Кальве не выделяется на фоне рядом стоящих домов, он выполнен в довольно классическом стиле, но все равно на нем будто есть подпись его создателя. Строительство дома началось в 1898 году.  

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220912-130047

Гауди пришлось столкнуться с некоторыми препятствиями во время реализации своего проекта. Так, монахини, занимающие соседнее здание, возражали против строительства дома, но Гауди построил экранную стену во внутреннем дворе здания, блокируя посторонние взгляды, но пропуская свет. Он также вступил в конфликт с властями из-за двух элементов карниза, которые превышали максимально допустимую высоту, но архитектор остался непреклонен в этом вопросе, и проект не был изменен.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220912-130205

В 1906—1910 годах Гауди создал свой последний светский дом - Дом Мила, который считается образцом каталонского модернизма. В 1984 году Каса-Мила стал первым из сооружений XX века, включенным в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Панорамная терраса на крыше украшена скульптурами мифологических существ, выполняющих функцию вентиляции.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220912-113748-1

 Уникальные кованые решетки балконов - импровизация Жузепа-Марии Жужоля, который сотрудничал с Гауди и в других проектах.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220912-113133

Самые интересные здания Гауди строил, конечно, для Гуэля. Жилой дом, который называют Дворец Гуэля, был построен в 1885—1890 годы. Фасад в некоторой степени напоминает венецианские палаццо, но элементы и оформление своеобразно

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220912-141028

Парк Гуэль, обязательный для посещения, - это, безусловно, шедевр. Дома выглядят огромными пряничными домиками с белыми, словно глазированными, крышами.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220915-125407

Но толпы туристов, бесконечные выкрики торговцев water! water!, необходимость идти не туда, куда хочешь, а по определенному маршруту, делают этот аттракцион довольно утомительным, но экстравагантность и красота сада перекрывает все неудобства.
Сад Гуэль Антонио Гауди создавал в 1900—1914 годах.
Парк был задуман Эусеби Гуэлем как зеленая жилая зона в стиле модной в то время в Англии градостроительной концепции города-сада. Именно поэтому в названии парка каталонское слово "Parc" пишется на английский манер "Park".

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220915-125514

На нижней площади помещена мозаичная Саламандра - любимый персонаж Гауди и символ города.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220915-130359

Мозаика Гауди - тренкадис - просто невероятна

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220915-125510

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220915-130423

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220915-125639

Зал ста колонн. Я не считала, но говорят, что колонн всего 86 и не у всех у них одинаковые размеры. Такая задумка позволила Гауди играть с пространством и сделать центральную часть парка похожей на греческий город.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220915-125752

Из центральной части парка проложено большое количество самых разных тропинок и дорог.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220915-133531

Для строительства Гауди использовал только местные виды камней. У некоторых из них довольно необычный вид.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220915-132342

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220915-130032

К сожалению, парк Гуэль стал провальным проектом, барселонская элита не спешила вкладывать деньги и покупать участки в непривычном для них парке. Многим не нравились жесткие правила Гауди (дом не мог занимать больше, чем 1/6 участка и не мог превышать определенную высоту, чтобы сохранить хорошие виды и освещение), они хотели иметь виллы, а не маленькие дома. Был продан только один участок под застройку. После смерти Гуэля работа над парком остановилась окончательно, и Гауди переключился на строительство храма Святого Семейства. Парк остался незавершенным, но и в таком виде он прекрасен. В нем прекрасно все: растения, мозаика, строения и даже виды на Барселону.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220915-132712

Храм Саграда фамилия - одна из главных достопримечательностей Барселоны. Храм входит в тройку самых популярных туристических объектов Испании, наряду с музеем Прадо и дворцом Альгамбра. Когда храм построят (и построят ли) - тайна, покрытая мраком. Говорят, что по решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счет пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства (это не удивительно, судя по мизенрному количеству храмов в Барселоне, испанцы не слишком ревностные католики).
Наш отель находился неподалеку от Саграда фамилии и мы каждый день утром, днем и вечером проходили мимо незаконченного творения гения.

Величайший модерн всех времен и народов IMG-20220911-215726
  

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Приходили женишки с коньячком Объясняли женишки что почем... Самое лучшее время когда наконец все патриархальные ХМ напились крови и отпали можно спокойно побыть одной и помурлыкать любимое мое Воротишься на родину. Ну что ж. Гляди вокруг, кому ещё ты нужен, кому теперь в друзья ты ...
Подобострастие - это не только льстивое угодничество, усердно проявляемое раболепие, подхалимничанье, низкопоклонничество, холопство, пресмыкательство... Это всего-лишь видимые проявления подобострастия. Подобострастие - это „подобо-страстие“ ... Страсть к подобию... Страсть, как хочется ...
Михаил Нестеров. Святая Русь. 1901-05 Часть 1.         Художник находит основную тему своего творчества, собственную интонацию и, в ...
Ну собсно вкратце: в воскресенье съездили мы с ребенком на встречу хаскуи-форума в Воронцовском парке, очень здоровско все прошло.  Дите побесилось, побегало, поворовало еды, поприставало к девочкам и подралось. В общем, нормальный пацанский ...
На дополнительных выборах депутатов Законодательного собрания Ленобласти победили кандидаты, выдвинутые фракцией “Единая Россия”. Довыборы проходили в двух одномандатных округах. По Приозерскому одномандатному избирательному округу № 4 с ...