Вдогонку ушедшему "Дню Подводника"
fima_psuchopadt — 20.03.2010 #history #lytdybr Спасибо огромное всем тем, кто поздравил вчера с праздником - днем Подводника. Праздником из той, прошлой уже жизни, касаться воспоминания из которой я не особенно люблю. Но будет честным кое-что рассказать. В память о тех, кто уже точно никогда ничего не выпьет.Так получилось, что с самого первого дня своего офицерства служил я в Видяево. Сам так захотел, чем немало удивил офицера отдела кадров флотилии - добровольцев отправляться туда находилось немного. Причин тому было множество и никакого смысла перечислять их я не вижу: все они отлично проявились в дни гибели "Курска", но откровенно говоря, у нас пол-страны в таком же состоянии. О поселке я рассказывал год назад, с фотографиями - вот в этом посте!
Видяево уникален был не только тем, что от дома до службы было 11 километров: туда - возили, а обратно - очень редко, так что пешком я находился на всю жизнь, наверное. Он был уникален еще и тем. что в бытность там мою (середина 90-х) все должности командиров лодок, старпомов и помощников командира, а также все без исключения офицеры штурманские (БЧ-1), ракетчики и минеры (БЧ-2 и 3), а также 90% "вычислителей" (БЧ-7) были заняты выпускниками одного ВУЗа - ВВМУПП имени Ленинского Комсомола.
Можете себе представить, приезжаете служить - а вокруг все те же рожи, что окружали тебя пять лет в училище?! Впечатления редчайшие... Скажу пару слов о разных людях. (Мудаков только вспоминать не буду - не стоят они того. Хоть многие из них уже капитаны 1 ранга и очень важные, но как были тварями, так и остались).
С Мишей Родионовым мы пришли лейтенантами в один экипаж. И хоть Мишка был ракетчиком (первый факультет ВВМУПП), но стал офицером БЧ-7. Он был холостым, я - женатым, но без семьи. Мы не то что фигурально, а реально поселились на лодке и учили, учили, учили ее устройство, обязанности, много всего.
На лодке есть такая особенность: каждый вновьприбывший получает зачетные листы по устройству корабля, по несению вахты и служебных обязанностей. Учишь и сдаешь экзамен по каждому пункту назначенному офицеру из командиров БЧ и выше. Сдал - допускаешься к несению вахты, нарядов и становишься полноценным человеком и подводником, а не пассажиром. Не сдал - ты не человек.
Мы с Мишей сдали все зачеты (штук 150, наверное) уже к ноябрьским праздникам (а пришли служить в августе) - первыми из всей дивизии. Потом Миша стал нештатным финансистом экипажа и завел дома черного кота, который любил борщ.
Осенью того же 1995 года я познакомился и подружился с Димой Колесниковым (по прозвищу - Золотой) и его корешем - Рашидом Аряповым. очень много и весело мы с ними зажигали по алкогольной тематике. А однажды, пока мы гуляли в Новый год по каким-то гостям, у Димки обчистили квартиру.
Брать-то особо нечего было, но что-то украли. а потом, в районе 8 марта, на улице мы встретили какого-то чувака в Димкиной кожаной куртке. Побили, конечно - не целоваться же с ним.
Андрей Милютин, Денис Пшеничников... В 1997 году это были люди в компании с которыми мы проводили каждый вечер, т.к. никаких развлечений в поселке, кроме "гостехождения", карт и алкоголя не было. да и нам было лет-то. Вот и тусили: пара литров водки, пельмени и игра в заказной покер. А ночью - гулять: если зима - то на санках с девчонками кататься по Верхней площади и вниз - к нижней, если лето - то шашлыки жарить в сопки. Причем жарить-то нечего было, в основном пили и веселились. Потом я уволился (подробный рассказ об этом здесь).
- - - - - - - - -
Хождения в моря для нас были обыденным делом и не обсуждались никогда. Кто-то из нас хотел уволиться, кто-то - нет. Кто-то просто ждал пенсии, кто-то планировал делать карьеру. Никого из названных мной в этом посте нет в живых - они погибли героями на "Курске". молодыми. Они - подводники! И вот они-то навсегда останутся таковыми.
Для меня так абсолютно точно. А я так уже забыл все, что касается того времени относительно себя. так, словно и не было ничего. И вспоминаю только тех, кто лежал на дне Баренцева моря и ждал помощи, пока нам по телевизору говорили, что их не могут найти и не успеваю к ним дойти. Ага, словно живые свидетели нужны были кому-то в этой стране. И только это я не забыл.