Василий Сергеевич и Сергей Васильевич. Русское чувство меры против русского

топ 100 блогов lovers_of_art21.10.2021
Василий Сергеевич и Сергей Васильевич. Русское чувство меры против русского

«Что это, по-вашему, - музыка Рахманинова?» - спросил я однажды знакомую пианистку. «Принято считать, что она выражает русскую душу». Этот – аккуратно, заметим, сформулированный - ответ вспомнился мне на самом русском концерте из всех, пожалуй, возможных. Где в неожиданную конкуренцию и даже полемику с Сергеем Рахманиновым вступил – Василий Калинников.

18.10.2021. Большой зал Московской государственной консерватории. С.Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. В.Калинников. Симфония № 1. Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Дирижер Михаил Татарников. Солист Юрий Фаворин, фортепиано.

Юрий Фаворин и Михаил Татарников
Юрий Фаворин и Михаил Татарников

Вопрос-то интересный и вовсе не простой! Чья музыка, как вы думаете, наиболее харАктерно и емко выражает русскую натуру? Как, к примеру, музыка Сибелиуса - финскую или Дворжака - чешскую? Чайковский, да, положил блистательное начало отечественному симфонизму – но мироощущение Петра Ильича было все-таки особенным и очень индивидуальным.

Ну, тогда, скажете вы, конечно же, Рахманинов!

Что ж, давайте вслушаемся в 3-й фортепианный концерт, наиболее зрелое из крупных его непрограммных полотен. Заручившись исполнительской поддержкой Юрия Фаворина, музыканта изумительно чуткого и проницательного.

Первая часть – шедевр. Широко! Привольно! Дышится легко, спокойно и ровно. Рахманинов замечательно нашел интонацию главной темы концерта. Именно так в идеале чувствует себя человек страны, раскинувшейся на просторе.

Развитие темы вовсе ввергает в трепет. Накатывает вулканическая сила, набирает неотвратимую энергию и цепляет-затягивает все живое. 

Ураган ли это перемен или поезд-экспресс века 20-го, набирающий бешеную скорость? Этот музыкальный образ – одна из великолепных находок Рахманинова. А Фаворин, со своей стороны, кончиками пальцев добирается до мало кому подвластного: привольная лирическая тема, при повторном и третьем появлении, от столкновения с экспрессом все больше теряет голос. Словно уходит под воду. И здесь у Фаворина уже слышны мотивы подводного града Китежа…

Почитателям творчества Рахманинова наверняка захочется и дальше пройти по 3-му концерту фрагмент за фрагментом. Я же, сколько его ни слушаю, теряю путеводную нить…

Густым звуком наложена продолжительная угрюмость (не путать с естественной северной суровостью). Ее сменяют звонкие припрыжки. А потом власть в концерте всецело захватывает пафос, транслирующий тотальное ускорение. Пройдя половину дистанции, С.В. будто перенес в 3-й концерт то приподнятое самоощущение, которым при сочинении 2-го был, как известно, обязан психоаналитику Далю…

Что, так взволнованно Рахманинов ощущал потенциал народа русского, предвосхищая его великое будущее? Но почему в таком случае он, когда черты этого фантастического будущего стали в 1917-м проявляться, оказался вдалеке от народа своего, сосредоточившись на карьере пианиста? Да, не он один оказался вдалеке. Однако же Стравинский и Прокофьев пользовались в своих дозаграничных сочинениях кардинально иными изобразительными средствами, чураясь столь откровенного пафоса.

Размышляя о Рахманинове как о певце русской души, прихожу вот к каким соображениям. Во-первых, С.В. был действительно мастером - но малой формы. В ней, пианистически выражая то или иное состояние, настроение - и соответственно накаты на это состояние или настроение и перекаты оного, он по-настоящему цепляет за душу (как, к слову, и в замечательных сочинениях на конкретные темы). Но в крупных жанрах незаурядный пианизм оказывал ему уже недобрую услугу, увлекая в звуковое многословие либо в необязательные импровизации (почему так упорно возникали некие не просто восточные, а скорее персидские мотивы и в 1-й симфонии, и в первых фортепианных концертах?).

Словом: кого как, но меня Рахманинов как выразитель затаенной русской темы трогает только в коротких сочинениях, где ощутима лирико-философская целостность.

А теперь пора выразить признательность МГАСО с Михаилом Татарниковым. Ибо, увязав концерт Рахманинова с симфонией Калинникова, они побудили глубоко и вчувствоваться, и задуматься.

Симфония эта – очень добрая. И открывается она темой, совсем близкой по интонации начальной мелодии рахманиновского концерта. Тоже широко. Тоже привольно. Большая и всем богатая страна. Жить да не тужить.

В сочинении Калинникова много света. А лубочности или слащавости - нет. И все здесь на своем месте. И напряженное артельное усилие. И лежебоцкое замедление (в этом тоже почти точное совпадение с концертом Рахманинова!). И непогода с невзгодами. И загул ухарский. Вот только, как в эпизоде загула будто слышишь женский голос: «Вань, иди домой, чего разошелся-то? Погулял – и будет», так и любой иной захлест-перебор Калинников останавливает своей творческой волей, возвращая его в душевность-сердечность.

Василий Калинников
Василий Калинников

И вот что изумило. Будь симфония создана в советское время, ее бы точно приговорили – заказная. Настолько все в ней складно и гармонично, что и швов не ощущаешь. Но сочинено-то Василием Сергеевичем Калинниковым в году 1895-м.

Василий Сергеевич и Сергей Васильевич. Русское чувство меры против русского

По приближении грозных перемен так он, тем не менее, ощутил и передал русскую человеческую природу. Ведь жанр симфонии – это и есть чувствование ЦЕЛОГО, а не своего субъективного. И в 1-й симфонии Калинникова чувство меры во всем – просто откровение на фоне когда-то укоренившегося: Россия-де – страна крайностей и контрастов…

Было ль, не было – нам нынешним уже не докопаться.

Между тем, на первых порах симфонию Калинникова принимали на ура. Именно как неподдельную сердцевину России. Тогда как концерт Рахманинова – по большей части со сдержанностью.

А потом Калинникова взяли да и забыли. Сделав Рахманинова самым нужным русскому уху композитором. 

Есть над чем задуматься.

И еще раз спасибо МГАСО за Калинникова. А то ведь не только Рахманинова играют по пять раз на дню. Немецкие, к примеру, ментальные идеалы Брамса звучат в залах тоже с завидной частотой…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Лучше всего география учится в реале. Вот никогда бы в жизни не запомнил, где находится Берингов пролив, пока через него не прошел. То же самое касается расположения стран, городов, морей, гор и пр. Слетал к Хибинам - запомнил, где они. Проплыл по Енисею от Енисейска до Дудинки - ...
Как незаметно время пролетело, моему журнальчику исполнился год. Столько нового я узнала, многому научилась и столько замечательных друзей приобрела. Вы далеко, но порой мне кажется, что вы совсем рядом. Спасибо вам, что вы есть у меня! А ещё ...
Пока мы с Оксаной возвращаемся домой из Минска (через Москву, естественно), традиционная понедельничная байка пусть чуток обождёт. Загадаю-ка я лучше несколько загадок. Мы их подсмотрели в двух замках рода Радзивиллов, в Мире и Несвиже. На первом фото сразу три загадки. Первая - дет ...
ответьте дважды:1) наиболее допустимый (близкий) для вас вариант (варианты)2) ...
3 апреля 1857 года Великобритания и Франция официально объявили войну Китаю. Этот день принято считать датой начала так называемой Второй опиумной войны, хотя, фактически боевые действия начались намного раньше. Реальной причиной конфликта было желание английских наркоторговцев ...