Ваши координаты
anairos — 01.02.2021Одна из них – те, кто думает, будто люди делятся на две категории.
Народная мудрость
Делить пополам – занятие лёгкое и увлекательное. Выбрать признак и рассортировать всё в две стороны – у кого есть этот признак и у кого нет. Чёрное и белое.
Иногда, правда, приходится признавать, что не всё так просто, и что между чёрным и белым есть ещё целый градиент из
Высокие и низкие, бедные и богатые, толстые и худые, красивые и уродливые, умные и дураки... всё так удобно делится и расставляется по координатной оси.
Но иногда всё не так просто. То, что кажется нам разным количеством одного общего признака, на самом деле – результат сложного взаимодействия разных качеств.
И каждый раз мы удивляемся, когда какой-то человек оказывается носителем свойств, которые мы привыкли считать несовместимыми. Как оно так получается? Что он за противоречивая личность такая? Нас накрывает таким же «неудобством в глазах», как у клюевского Петропавла при встрече с Гуллипутом, одновременно очень большим и очень маленьким.
А между тем ничего удивительного или парадоксального тут нет – большинство людей именно таковы.
Как, например, можно быть одновременно злым и добрым?
Очень просто.
Есть доброта – готовность делать другим что-то хорошее, иногда даже жертвуя чем-то своим. У кого её мало, тот делает добро только тем, кто ему очень дорог или очень нравится. У кого много, тот может помочь даже тому, кого терпеть не может: человек же в беде, как не пособить?
Есть злость – отторжение, которое вызывает у тебя происходящее. Кто к этому не склонен, может сохранять спокойствие, что бы ни случилось. Кто склонен, того может под настроение бесить вообще всё, вплоть до восхода солнца или направления на север.
Есть жестокость – готовность причинять другим боль, если это соответствует твоим планам и желаниям. Одни способны на такие поступки, только если предварительно себя накрутят до полного исступления. Другие делают это легко и непринуждённо, даже по отношению к тем, кого любят.
Эти три качества никак друг другу не противоречат. Они могут легко сочетаться в отдельно взятой душе в любых комбинациях.
Не зря в кино и литературе существует антигерой во всех его многочисленных вариантах. Он герой, потому что он добрый. Он «анти-», потому что он вдобавок ещё и злой, или жестокий, или непорядочный.
Точно так же не противоположны ум и глупость.
Есть интеллект – способность видеть связи, рассуждать и делать выводы. Есть мудрость – глубокое понимание, как в мире всё устроено. Есть хитрость – желание (и умение) повернуть любую ситуацию себе на пользу. И это далеко не полный список того, что обычно называют умом.
Глупость же – это склонность действовать во вред себе (а, как правило, ещё и окружающим, так что настоящая глупость лишена даже нимба самопожертвования). Иногда она бывает вызвана недостатком ума – глупец попросту не осознаёт, к чему приведут его поступки. Но иногда он отлично понимает, что совершает глупость, но не останавливается. И ни интеллект, ни мудрость, ни хитрость этому не помеха.
Да, никакого противоречия с определением хитрости здесь нет. Хитрый дурак везде ищет свою выгоду, и, как правило, получает её – но при этом не осознаёт, что навредил себе куда больше, чем выгадал, а многое из добытого можно было получить куда проще и без всякой хитрости.
«Умный он человек, но такой дурак!». «Глупее вороны, а хитрее чёрта». «Только мудрец может так умудриться». Это всё как раз на эту тему.
Более того – зачастую, чем умнее человек, тем более значительные глупости он делает, и тем тяжелее их последствия. Вероятно, так происходит потому, что умные люди чаще оказываются в положении, когда от их поступков многое зависит.
Потому я и не люблю, например, соционику. Мне кажется очевидным, что интроверсия-экстраверсия, логика-этика и другие дихотомии, на которых построена вся система социотипов – точно такие же качества, живущие в каждом человеке одновременно. В каждой паре оба могут быть одинаково сильными, а могут быть оба одинаково слабыми. Ситуация, когда одно из этих начал заметно преобладает над другим – вовсе не обычное дело, а лишь один из множества случаев.
|
</> |