Вагнеропус №8. Как гений чистой красоты

топ 100 блогов elsa-brabant20.02.2017 Вагнеропус №8. Как гений чистой красоты

Матильду Везендонк я приберегла напоследок, хотя хронологически история ее взаимоотношений с Вагнером находится как раз посередине между Минной и Козимой.

Мне не очень хочется очень подробно пересказывать долгую историю их взаимоотношений, потому что все это описано во многих источниках. Замечу, что 90% того, что можно найти об этом в интернете – откровенная ерунда. Поэтому для жаждущих достоверной информации по этому вопросу я сразу отошлю к сайту http://wagner.su/, где есть хорошие статьи и выложена вся стоящая внимания литература о Вагнере и его музыке на русском языке.

Поэтому я только пунктирно намечу историческую фабулу с акцентами на том, что лично меня удивляет и местами поражает в этих людях и их взаимоотношениях.

Суть истории такова. Когда Вагнер бежал из Дрездена, где он вместе с Михаилом Бакуниным участвовал в антиправительственном восстании, в Швейцарию, судьба свела его с неким Отто Везендонком. Это был немец, очень богатый торговец шелком, который стал оказывать беглому композитору спонсорскую, как мы бы сказали, помощь. Он, как и все, кто неосторожно приближался к Вагнеру, попал под сильное обаяние его личности и таланта.

Вагнеропус №8. Как гений чистой красоты

Он обеспечивал жизнь Вагнера в Цюрихе и давал деньги на организацию концертов за границей.
Спустя несколько лет, когда он построил себе новый дом, он подумал и о своем новом друге: возвел небольшой двухэтажный гостевой файхверк по соседству и сдал его Вагнеру за условную плату.

Вагнеропус №8. Как гений чистой красоты

Вагнер поселился там с Минной, она навела уют, развела грядки, а он писал свое «Кольцо нибелунгов» в компании http://elsa-brabant.livejournal.com/6693.html и говорящего попугая. После всех треволнений последних лет это была долгожданная идиллия. И она была тем более прекрасной, что Вагнер был влюблен в жену своего покровителя – Матильду. Ему надо было питать свой неуемный творческий дух страстями и приключениями.

Естественно, любовь эта была взаимной. У Матильды не было ни одного шанса противостоять влюбленному гению, который был рядом на протяжении нескольких лет. Теперь они ежедневно общались на правах соседей, кроме того, был и формальный повод проводить время наедине – Вагнер давал ей уроки музыки. Матильда была полностью поглощена его личностью и музыкой и подогревала такие же эмоции в своем муже.

Вагнеропус №8. Как гений чистой красоты

В этом романе Вагнер получил то, что хотел: бурные страсти, мучительное томление, духовное слияние, обостренное тем, что все это происходило на глазах Отто Везендонка и Минны.

Главный нерв этих отношений был в том, что они не были любовниками. Матильда любила гения, но была предана мужу. Любовь эта не была платонической. Вагнер горел неутоленными страстями, и они сублимировались в творчество. Ни Минна, ни Козима, ни одна другая женщина в жизни композитора не вдохновили его на создание шедевра. А Матильда смогла. То, что пережил Вагнер - мучительное кипение безнадежной страсти, перемешанной с обожанием самого высокого градуса, вылилось в великолепную любовную драму «Тристан и Изольда». Это сумрачно-магическая музыка, в которой для любви есть только одно пристанище и счастье - смерть.

Я всегда советую посмотреть фильм Ларса фон Триера «Меланхолия» с музыкой Вагнера, чтобы понять дух «Тристана» и как-то приблизиться к его музыке. Триер, кстати, был приглашен однажды как оперный режиссер в Фестшпильхаус, и пытался сделать постановку, но потом, как пишут, сложил с себя полномочия, сказав, что музыке Вагнера идеально соответствует только абсолютная темнота, которую технически невозможно достичь. Звучит, как байка, но, учитывая особенности личности Триера, вполне возможно.

Итак, Матильда. Их роман длился около пяти лет. При этом течение ее семейной жизни ничем не нарушалось: она родила за это время двоих детишек.
Здесь она со своим третьим ребенком, сыном Карлом. Он родился, как раз в тот год, когда супруги Везендонк вместе с Вагнером переехали в новую виллу.

Вагнеропус №8. Как гений чистой красоты

Между влюбленными постоянно шла переписка, в которой они описывали друг другу каждый миг своей жизни, каждую мысль, любое впечатление. Письма Вагнера проникнуты нежностью и мукой. «Мой возлюбленный ангел» - это обычное обращение к Матильде.
О чем писала ему Матильда, известно только отчасти, потому что впоследствии Козима уничтожила эту часть переписки.

Вагнеропус №8. Как гений чистой красоты

Именно письма стали причиной конца этого романа. Все, как в любой банальной истории, где есть она, он и его жена. Минна, с трудом терпевшая такую странную ситуацию, когда их жизнь оплачивалась из кармана женщины, в которую влюблен ее муж, однажды обнаружила на его столе письмо к Матильде. В лучших традициях бытовых скандалов она отправилась с этим письмом к разлучнице, высказала все, что она о ней думает и пригрозила показать письмо ее мужу. Матильда вынуждена была оправдываться и извиняться.
Конфликт был на время сглажен, но ситуация накалялась из-за все новых и новых скандалов Минны.

Дальше произошло то, что Вагнер назвал потом катастрофой – он вынужден был покинуть Цюрих и Матильду, лишившись любимой женщины, тихого приюта и материального содержания. Минна услышала от мужа, что отныне их брак невозможен, и была отправлена на лечение. Везендонки тоже уехали из Швейцарии и вскоре потеряли своего старшего сына. Общение между ними и Вагнером прервалось на целый год. Потом переписка возобновилась, но уже в другом ключе.

На премьеру «Тристана и Изольды» супруги Везендонк не приехали, поскольку их появление раздуло бы еще больше светские сплетни - для публики уже было очевидно, что за треугольник лег в основу сюжета. Но первое представление «Кольца нибелунгов» на открытии Фестшпильхауса они не смогли пропустить.

Во всем этом есть одна линия, которая для меня является совершенно удивительной. И она не связана с Вагнером, точнее, связана только отчасти. Это отношения Матильды и ее мужа Отто.

На самом деле она от рождения носила совершенно другое имя – Агнес. Она поменяла его перед свадьбой с Отто, по его просьбе. Дело в том, что это имя - Матильда - носили две дорогие для Отто женщины – его сестра и первая жена, которых он потерял за несколько лет до этого. Агнес с пониманием отнеслась к желанию жениха и стала Матильдой. Я думаю, что не каждая невеста согласилась бы на это.

Отто тоже проявил великодушие, когда Матильда призналась ему в своих чувствах к Вагнеру. Он разделял ее увлечение его музыкой и личностью, и допускал, что жена имеет право на свободу чувств.

При этом их союз был неразрывен, а отношения базировались на доверии и полной уверенности в порядочности друг друга. Матильда не колебалась в выборе, она знала, кто и что ей дороже всего, и Вагнер так и не смог пробиться сквозь эту стену ее преданности мужу. Как бы он не страдал от этого, ему не оставалось ничего другого, как только присоединиться к ней в этом непоколебимом пиетете перед Отто и ее долгом.

Вагнеропус №8. Как гений чистой красоты

После разрыва с Вагнером в семье Везендонк родился еще один ребенок, Матильда увлеклась писательством, а Вагнер пережил нелегкие времена, которые закончились только с появлением в его жизни Людвига II. Его положение иногда становилось до такой степени отчаянным, что однажды он опять попросил помощи и приюта у Везендонков. Но Отто вежливо отказал ему.

Тем не менее они сохраняли формально-приветливые отношения до самой смерти Вагнера.

Композитор подарил Отто в знак благодарности клавир «Нюрнбергских мейстерзингеров» и написал на стихи Матильды прекрасный цикл из пяти песен.

Письма Вагнера к Отто Везендоку Матильда отредактировала и издала после смерти мужа. Что касается писем, адресованных ей самой, то они были изданы после смерти Матильды с разрешения Козимы.

Известно, что Вагнер был против их публикации.



Репродукции и фото из открытых источников и с сайта
http://www.wesendonck.websiteportal.de/index.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1. Наступил черед заключительной части о Маастрихте, и в ней я расскажу и покажу все то, о чем не успел в первых постах. Где то читал, что такого разнообразия скульптур на душу населения, как в Маастрихте нет нигде - и в этом я убедился сам. 2. Центральную площадь украшает фонтан, ...
Накануне финала Уэббер сказал, что этот чемпионат не кончился бы никогда, если бы впереди были еще две, даже три гонки. Никто бы не смог оторваться. Так и обменивались бы уколами, так и продолжали бы соперничать. И, знаете, это чистая правда. Ведь ...
Юрий Бровченко, МЭРТ: Корпоратизация оборонных предприятий привлечет инвестиции в ОПК Замминистра Юрий Бровченко курирует в министерстве экономического развития и торговли Украины вопросы оборонно-промышленного комплекса страны. О программе развития ОПК - Что ...
Прочел тут одну новость, в принципе не свежую, но и не особо нашумевшую. Сижу, ...
Друзья, а помните я делился карточками с моей первой Камчатки? Вот тут Когда мы снимали фильм про выживание. Где выживали по сути все, и сам герой и вся съёмочная группа... Это было вроде, пару лет назад. Фильм уже давным давно должны ...