В Самарской области власть узаконила цензуру?
blog_matveev — 21.04.2011 О том, что в СМИ сплошная пропаганда и промывание мозгов знают все. Многие даже понимают, что практически все сюжеты в новостях, статьи в газетах (даже вполне респектабельных), где упоминается губернатор, мэр, да и вообще чиновник размещаются за деньги, хотя выдаются за редакционные (что главная причина деградации журналистики). Однако мало кто задумывается, насколько весь этот массажный салон соответствует закону. Я утверждаю: в Самарской области фактически вся информация о власти в СМИ размещается в условиях цензуры. И в связи с этим мной сегодня подано заявление на имя прокурора Самарской области. Свое утверждение я сейчас обосную.Неделю назад я написал у себя в блоге статью "Поработал Навальным", в которой привел примеры выделения гигантских сумм чиновниками на освещение их деятельности, которые легко проследить по сайтам торогов администрации Самары http://torgi.dfsamara.ru , где только за последние полгода на СМИ выделено 36 млн. руб., и Главного управления торогов Правительства области http://www.goszakaz.samregion.ru, где сумма за тот же период на порядок больше. Систему (условия) освещения работы власти, вытекающую из конкурсной документации, размещенной на данных сайтах я тогда определил так: "вылизать клиента, предварительно показать как именно, если тому что-то не понравится- переделать как скажет, а если исполнитель каприза (т.н. "журналист") заартачится- сменить на более сговорчивого". Разумеется, при таком принципе узнать что-либо плохое о деятельности чиновников у нас никакого шанса. Даже с учетом того, что оплачиваем весь этот массаж мы их своего кармана налогоплательщиков. Теперь поясню языком факта.
В соответствии со ст. 29 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» № 2124-1 от 27.12.1991 года ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения (пункт "б" статьи 12 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ, подпункт 14 пункта 2 статьи 7 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ). Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.
Анализ конкурсной документации на оказание услуг по освещению деятельности Администрации г.о. Самара и ее структурных подразделений указывает на то, что Администрацией грубо нарушается вышеуказанные конституционные требования и нормы федерального законодательства, так как в перечень условий оказания услуг включается требование предварительного согласования с заказчиком готового материала и изменений по его требованию его содержания, т.е. цензура.
Теперь посмотрим , что написано в конкурсной документации наших органов власти при конкурсов на оказание услуг по освещению их деятельности . Администрация Самары (Техническое задание, Приложение № 2 к заданию на конкурс и Приложение № 1 к муниципальному контракту), например здесь :
- материалы должны демонстрировать корректное и компетентное отношение к деятельности Заказчика, формировать и поддерживать его положительный имидж;
- согласовывать с Заказчиком готовый материал и макет страницы, на которой он будет расположен перед выходом в печать;
- при необходимости, оперативно изменять по требованию Заказчика содержание материала, фотоиллюстрации и вносить необходимые правки;
- заменить журналиста по требованию Заказчика в случае некорректного отношения к заданию
То есть, осуществление цензуры (требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы) является обязательным условием освещения деятельности администрацией г.о. Самара и ее структурных подразделений.
Теперь смотрим конкурсную документацию на оказание услуг по информационному сопровождению деятельности органов исполнительной власти Самарской области ( любой конкурс, например этот ). В проекте государственного контракта к вышеуказанным лотам в обязанность исполнителя включены требования представлять на согласование и утверждение заказчика тематику сюжетов, репортажей, материалов, представлять готовые сюжеты на согласование заказчику, распространять материалы только с согласия заказчика, представлять сам продукт (программу, материал) заказчику заблаговременно для согласования и возможного внесения изменений.
Вывод: размещение информации об органах власти в Самарской области официально и не скрываясь осуществляется в условиях цензуры, что прямо запрещено Конституцией РФ и ФЗ «О средствах массовой информации».
Очевидно: если эта вся "джинса" идет по категории "информация", то это явная цензура и нарушение Конституции и закона. Требование предварительного согласования материалов должно быть исключено и журналист должен быть свободен в освещении деятельности органов власти.
Если же в соответствии с признаками оплаченности размещаемых материалов, требований к формированию ими «положительного имиджа» заказчика, данные материалы не являются информационными, а являются рекламными – значит на всех сюжетах о наших чиновниках при размещении в СМИ следует указвапть «материал размещается на правах рекламы».
Иного быть не может. А у нас есть.