При фаворите императрицы Екатерины Великой —
светлейшем князе Григории Потёмкине — состояло большое
количество людей ловких и деловых. Именно они были теми
«руками», которыми он превращал богатый чернозёмом
и возможностями край в то, что вскоре стали звать
Новороссией. Одним из таких людей был Михаил Леонтьевич
Фалеев.
Он пользовался у екатерининского фаворита неограниченным
доверием за умение быстро и качественно решать
поставленные перед ним задачи. Выходец из купеческого
сословия, Фалеев занимался в Кременчуге торговлей, когда
Потёмкин прибыл в Таврию. Благодаря организации в период
русско-турецкой войны 1768-1774 годов бесперебойных поставок армии
светлейшего князя амуниции и провизии, Фалеев быстро попал
в поле его зрения, заслужил благосклонность, и стал
делать стремительную карьеру.
С 1779 по 1887 год по поручению Потёмкина купец
за собственные средства расчищал фарватер в районе
днепровских порогов, сделав этот самый опасный участок Днепра
условно судоходным. В 1781 году Фалеев получил военный чин майора,
а в 1787 году он уже был полковником. В июне того же года,
после известного путешествия Екатерины Второй по Таврии
и Крыму, он был назначен смотрителем за пропуском судов
через днепровские пороги и награждён орденом Святого
Владимира IV степени, а в 1788 году его возвели
в дворянское сословие.
Одновременно Фалеев не забывал о бизнесе, зарабатывая
баснословные барыши на поставках леса, угля, артиллерии
и припасов Севастопольскому и Херсонскому
адмиралтействам, русской армии, а также новым городам Крыма
и Новороссии.
Весной 1788 года Потёмкин направил его в Херсон, где Фалеев
в кратчайшие сроки организовал строительство 15 гребных боевых
кораблей, ставших основой Днепровско-Черноморской флотилии. Они
сыграли значительную роль в осаде и штурме турецкой
крепости Джанкрименд (Очакова), добычей которой Потёмкин непомерно
гордился. Причастных к этой своей победе людей он ценил,
никогда не забывал и всячески продвигал
по службе.
В первых числах августа 1788 года Фалеев и корабельных дел
мастер Семён Иванович Афанасьев прибыли в устье
реки Ингул.
Здесь их усилиями была проведена разбивка местности
под строительство эллингов и кузницы. Уже 23 августа
Фалеев докладывал своему покровителю: «Заложил я на устье
Ингула кузницу каменную на 16 саженей длины и на 8
ширины. Подрядчики обязались выстроить оную через месяц. Для
двух эллингов место пособное избрано…»
Фактически с этой даты берёт своё начало современный
Николаевский завод им. 61 коммунара.
Постройки возводили 90 плотников и каменщиков. Тяжёлые
земляные, погрузочно-разгрузочные и прочие
низкоквалифицированные тяжёлые работы делали 140 невольников
и 129 пленных турок. Инструменты, оснастка, строительный лес
и прочие материалы подвозили водой из Херсона. Постепенно
на пустынном берегу вырастали эллинги со стапелями
для закладки будущих многопушечных парусников, кузница,
столярные, такелажные и прочие мастерские, жилые дома
и бараки. Была устроена паромная переправа.
Уже через год быстро разрастающаяся верфь проводила ремонт
судов и кораблей, но Фалеев добивался большего.
6 декабря 1779 года он писал светлейшему: «…Эллингов столько
сделано, что можно корабль закладывать и строить его, между
тем и эллинг закончить. Для постройки сего корабля лесу
достаточно заготовлено, железа есть 3600 пудов и доски, когда
понадобятся, подвезены будут».
Потёмкин с радостью воспринял известие одного из своих
надёжнейших помощников и разрешение на постройку корабля
дал. После взятия Очакова, случившегося 17 декабря —
в канун дня святого Николая Мирликийского, — он уже
распорядился дать будущему городу, которому предстояло вырасти
вокруг новой верфи, название Николаев.
Заложенный 5 января 1790 года на стапелях верфи корабль также
нарекли в честь этого святого — «Святым Николаем».
Руководство работами доверили прибывшему из Херсона 50-летнему
корабельному подмастерью Александру Петровичу
Соколову.
«Святой Николай» был парусным фрегатом 44-пушечного ранга,
способным на самом деле нести 50 орудий. После завершения
строительства на его деках установили 20 18-фунтовых
и 22 24-фунтовые медные пушки, до этого
использовавшиеся в качестве осадных орудий; 24 трофейные
турецкие 7-фунтовые медные пушки (они при определении класса
корабля не учитывались) и 4 однопудовых медных
«единорога». Длина фрегата составляла 45,7 метров, ширина —
12,9, осадка — 6,26, водоизмещение его достигало 1840
тонн.
При постройке парусных кораблей основными работниками были плотники
и конопатчики — от их количества и квалификации
зависела скорость постройки. Кроме них, также задействовались
пильщики, столяры, купорщики, кузнецы, парусники, шлюпочники,
резчики, фонарники, слесари, кузнецы, маляры и специалисты
множества других профессий.
Однако нарождающиеся города Новороссии возникали в безлюдной
местности — на десятки, а то и сотни километров
вокруг не было ни сёл, ни деревень. Людей
приходилось собирать и везти сюда со всей империи,
а потому часто прибывали рабочие с низкой квалификацией,
которые уже на месте обучались ремеслу у опытных
мастеров. Это тормозило постройку фрегата.
Фалеева задержка не устраивала, а потому он затребовал
из Таганрога нового корабела — премьер-майора Ивана
Васильевича Должникова, а Соколова от руководства
отстранили. Новый кораблестроитель установил изнурительный режим
работы. То, что от него вскоре начали умирать мастера
и чернорабочие, Фалеева не интересовало. Ему
в первую очередь требовался результат. Больше всего он боялся
потерять благосклонность светлейшего князя — подняться
по карьерной лестнице очень тяжело, а вот слететь вниз
и потерять всё нажитое за десятилетия кропотливой работы
проще простого.
Тем временем от плохих условий труда и физического
перенапряжения только за три месяца 1790 года умерло 547
плотников. Для Новороссии, испытывающей перманентный кадровый
голод, и как раз в первую очередь в строивших
корабли плотниках, это был ощутимый урон, за который
с Фалеева стали спрашивать.
Тот оправдывался непривычным для пришлых людишек жарким
климатом, хотя в конце концов, под давлением очевидных
фактов, вынужден был признать настоящую причину этого внезапного
«мора». Тем не менее, никакого наказания за гибель более
чем полутысячи людей он так и не понёс — ему были готовы
простить многое, а плотников «бабы ещё нарожают».
Тем временем, пусть не так быстро, как того хотелось
Фалееву и Потёмкину, но работы продолжались. 30 июня 1790
года на верфи приступили к обжигу корпуса «Святого
Николая» смолой. Должникова освободили от руководства
работами, и на его место вернули Соколова.
25 августа строительство закончилось и корабль торжественно
спустили на воду. В своём донесении светлейшему князю Фалеев
с радостью рапортовал: «Сего числа пополудни в шестом
часу корабль «Святой Николай» при собрании членов
Адмиралтейства и многочисленного народа спущен с помощью
Божией благополучно».
В море корабль доверили вывести капитану 1-го ранга Ивану
Тихоновичу Овцыну. 20 сентября началось выдвижение фрегата
к Очакову. Для того чтобы благополучно преодолеть изобилующее
отмелями и мелями устье Южного Буга, его установили
на камели — уменьшающие осадку понтоны. Но даже
на них в некоторых местах «Святой Николай» застревал.
Тогда приходилась заводить на барках якоря и, постепенно
выбирая их, снимать фрегат с отмели. Процедура повторялась
многократно пока, наконец, 28 сентября корабль не встал
на якорную стоянку у Лиманской банки. Его сняли
с камелей, привели на ровный киль и уже 30 сентября
он стоял на рейде Очакова.
27 декабря, несмотря на то, что море штормило, «Святой
Николай» взял курс на главную базу Черноморского флота —
Севастополь. По прибытии Овцын рапортовал Фалееву: «…Корабль ходит
отменно хорошо и во всем, как в повороте, так
и в правлении нельзя желать лучшего».
Так началась 200-летняя эпоха кораблестроительства
на Николаевских верфях, которая быстро завершилась
с обретением Украиной независимости.
Что касается фрегата, то жизнь у него, как для боевого
парусного корабля, сложилась не слишком долгая,
но славная. После введения в строй 31 июля 1791 года
в составе эскадры контр-адмирала Фёдора Фёдоровича
Ушакова он участвовал в победном сражении
с турецким флотом у мыса Калиакрия.
Семь лет спустя в составе той же эскадры он отправился
в Средиземноморский поход для борьбы с кораблями
наполеоновской Франции. Принимал участие в блокаде
и штурме острова Корфу, высадке десантов у Бриндизи,
Бари, Манфредонии. В районе Неаполя участвовал в поддержке
сухопутных операций десантного отряда капитана 2-го ранга
Григория Григорьевича Белли.
В январе 1800 года поступил приказ Ушакова о возвращении
фрегата на Корфу, но неаполитанское правительство
упросило адмирала оставить корабль в Неаполе. Год «Святой
Николай» пребывал в составе отряда кораблей капитана 2-ранга
Александра Андреевича Сорокина. Когда же пришло ему
время возвращаться на родину, выяснилось, что корпус фрегата
обветшал и дальнего морского перехода, скорее всего,
не вынесет.
12 апреля 1801 года корабль вывели из состава флота. Пушки
с него сняли и погрузили на борт фрегата «Михаил»,
который вскоре доставил их на Корфу. 26 июля 1802 года корпус
«Святого Николая» продали в Неаполе с аукциона
за 11 460 дукатов.