В лето 1863: «Что делать?».
clio_historia — 24.03.2021Сакраментальным вопросом «что делать?» уже полтора века задается русское общество.
Это название легендарного романа Н. Г. Чернышевского, романа, который стал знаменем для нескольких поколений русских революционеров.
Философ, публицист и писатель Чернышевский представлял новый общественный слой, который сложился в России к середине XIX века. Этих людей называли разночинной интеллигенцией: они были выходцами из разных сословий (от обедневших помещиков до крестьян), многие получили неплохое образование, были в курсе передовых научных и социальных учений своего времени.
Разночинцы и стали питательной средой для набиравших популярность революционных идей. Их приверженцы считали весь уклад жизни в самодержавной России отжившим и презирали его.
Чернышевский был одним из первых сторонников «общинного социализма» – построения нового общества на основе самоуправляющихся общин работников.
Когда в 1861 году была объявлена крестьянская реформа, она вызвала разочарование и возмущение в кругу радикально настроенных разночинцев. Вдохновленная идеями Чернышевского группа «Земля и воля» ставит цель: приблизить народное восстание, призывая крестьян «к топору».
За написание одного из подобных воззваний Чернышевский и был арестован в 1862 году, посажен в Петропавловскую крепость. Именно там он создает роман о «новых людях» – независимых, прогрессивных, исповедующих теорию «разумного эгоизма», что на деле означало самопожертвование ради великого дела.
Главная героиня Вера Павловна в своих знаменитых снах прозревала картины будущего справедливого общества, а эпизодический, но очень важный герой Рахметов изнурял себя, готовясь к неким таинственным испытаниям.
Роман, замаскированный под детективно-любовный опус, был напечатан, правда, тут же запрещён, но успел разойтись в списках. Следующие 20 лет автор провел на каторге и в ссылке.
Тем временем тысячи юношей и девушек читали и переписывали его книгу, восхищались его героями и, отвергая старый мир – «тёмное царство», – спорили о том, что же делать.
А потом «шли в народ»…
|
</> |