В Киеве уничтожили трамвайный вагон 1909 года
interesniy_kiev — 02.03.2011 В ходе ликвидации трамвайной линии по Набережному шоссе, "совершенно случайно" была пущена под нож передвижная электроподстанция, сделанная в 1952 году из трамвайного вагона "пульман" 1909 года выпуска.http://transphoto.ru/photo/381327/
http://transphoto.ru/photo/381328/
Это те самые 4-осные вагоны "пульман" (назывались так за пару 2-осных тележек пульмановского типа), благодаря которым киевский трамвай считался самым передовым в Российской империи и в раннем Союзе. Еще бы - они были дорогими и тяжелыми, в то же время при своей высокой вместительности могли преодолевать самые крутые подъемы и вписываться в самые крутые повороты. Это те самые вагоны, которые ходили по Владимирскому спуску и Крещатику и которые запечатлены на множествах фоток.
Всего в Киев попало 74 таких вагона, которые поступили крупными партиями в 1907, 1909 , 1911 и 1913 годах. Изготовлены были на MAN, электрооборудование стояло бельгийское. Последние 7 вагонов собрали в Малине из тех же западных комплектующих. В 20х-30х гг эти трамваи прошли капремонт кузова на заводе им.Домбаля (потом - Завод электротранспорта им.Дзержинского - на Лыбедской), тогда же там было построено еще 9 таких же вагонов. В конце 30х 23 из них раздали в другие города УССР (большинство трудились в Днепропетровске на маршруте №4), остальные пережили войну в Киеве.
(http://tf1.mosfont.ru/photo/03/78/06/378066.jpg)
После войны, начиная с 1954 года, 15, опять таки, передали в другие города, 30 полностью перестроили в новые модели, оставив только раму, и ту переварив, 14 прошли капремонт кузова и до 1962 года были переданы в другие города, где трудились до начала 70х. Таким образом, "пульманы" прослужили городу 55 лет - больше, чем какая-либо другая модель в истории киевского трамвая - и еще погорбатились в других городах Украины, где были порезаны на лом еще при Брежневе. Последний "откапиталеный" "пульман" проработал до 1979 года в Конотопе:
(http://urbantransport.kiev.ua/ua_22.html)
И только 1 борт сохранился. Потому что еще в 1952 году был переделан в передвижную тяговую подстанцию. Спустя некоторое время он был установлен возле станции метро "Днепр", где "временно" простоял более полувека.
Таким его помнят многие:
(http://urbantransport.kiev.ua/ua_202.html)
В конце 90х в связи с расширением рыбацкого рынка вагон был обнесен забором.
Теперь все.
Больше таких нет и не будет. В музеях Европы не встречал. Восстанавливать не с чего, хотя самое ценное и трудноповторимое - тележки и рама - может, еще и сохранились на месте казни.