В этот день… 26 октября – 1
shatff — 26.10.2014 О Дне автомобилиста – и первых автомобиляхСегодня – последнее воскресенье октября, и мы отмечаем День автомобилиста (учреждённый в 1980-м году под скучноватым названием День работников автомобильного транспорта). Тут, конечно, присутствовал нюанс: одно дело – профессиональные труженики баранки и гаечного ключа; другое – те, кого раньше снисходительно называли любителями… Однако, всё давно смешалось – да и современные автомобили таковы, что не очень-то в них и полезешь с гаечным ключом!.. Потому, будем считать, что сегодня – праздник всех, имеющих машину и права (желательно – одновременно). Как говорят, в разработке уже есть автомобили, способные обходиться без водителя – только пока они несколько тормозят (в печальном смысле слова). Ну, научатся – будут праздновать сами по себе…
…Теперь – к корням. Общеизвестно, что изобретатель автомобиля в современном понимании – Карл Бенц… что, впрочем, многими оспаривается – потому обратимся к далёкому прошлому, и идее самодвижущейся повозки, как таковой. Удивительно – но о достижениях древних китайцев история безмолвствует! Зато мысль заменить лошадей силой пара высказывал ещё инженер I века до н. э. Герон Александрийский. (Помимо всего прочего, грек изобрёл паровую турбину, затем благополучно забытую на ближайшие полтора с лишним тысячелетия).
Затем был, само собой, Леонардо – как утверждается, по его чертежам в наши дни воссоздали некую телегу с пружинным заводом… (Скептики указывают, что рисунки гения не слишком информативны. Ну, ладно). Спустя пару столетий после великого итальянца в нашей истории появляется, наконец-то, китайский след – правда, несколько своеобразный… Вроде бы, в семидесятых годах XVII века фламандский миссионер Фердинанд Вербист соорудил для местного императора игрушечную машинку на паровом ходу… (Судя по отсутствию дальнейших сведений, её заиграли… неясна и судьба создателя – надо сказать, самоуверенный иезуит взялся доказывать представителям древней цивилизации преимущества европейской астрономии – и даже порывался исправить китайский календарь…. Но мы отвлеклись).
…Ещё через столетие француз Никола-Джозеф Кьюньо предложит военному ведомству «Огненную телегу» своего имени – и она стала первым авто, сохранившимся до наших дней! Предполагалось использовать этот паровой тягач для нужд артиллерии – но на испытаниях что-то пошло не так. (Тут источники расходятся… некоторые утверждают, что инженер, потеряв управление, врезался в стену Арсенала – тогда получается, что он, вдобавок, устроил первую в истории автомобильную аварию!.. Впрочем, есть и прозаическая версия: мощности котла хватало, от силы, на четверть часа – и это делало «телегу Кьюньо» малопригодной в боевых условиях).
«…А что же у нас?» – возможно, спросите Вы. У нас, как водится, пошли своим путём – и обошлись без заграничного пара… зато «самобеглая коляска» появилась на двадцать лет раньше французской! Сделал её Леонтий Шамшуренков – а ещё раньше этот мастеровитый ремесленник придумал подъёмник для колокола, известного нам, как Царь.
(Крестьянин Казанской губернии прибыл на промыслы в столицу – а там, как раз, отливали эту махину. Пытливый Леонтий заинтересовался, каким образом двухсоттонный Колокол собираются вытаскивать из десятиметровой ямы – оказалось, об этом как-то не успели подумать… Сметливый крестьянин не только разработал устройство – но и сумел продемонстрировать идею кому надо. (Оказывается, в первой половине XVIII века путь к начальству был короче!) Проект одобрили; механизм соорудили – но тут случился известный пожар, сгубивший устройство с Колоколом вместе. (Как мы помним, через сто лет его кое-как поднимут на банальных канатах).
…Впрочем, это, что называется, присказка… Спустя годы Леонтий, наоборот, с кем-то из начальства, по неясным причинам, разругается – и угодит в острог. Здесь-то он и займётся проектированием своей коляски (Удивительно, сколько полезных вещей можно было сотворить в старину, сидя в тюрьме!) О том, что вышло, лучше всего рассказывает в челобитной сам конструктор: «Такую коляску я сделать могу на четырёх колесах так, что она будет бегать без лошадей, только правима двумя человеками, стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней праздных людей. А бегать будет хоть на какое дальнее расстояние, и не только по ровному месту, но и в гору».
…Всё понятно – педали вместо лошадей! Заключённого вызвали в столицу, выслушали, закупили материалы, дали подмастерьев… в назначенный срок «самобеглая коляска», действительно, бодро проехалась на всех четырёх колёсах, взбираясь на встречные пригорки! (Учитывая специфику дорог того времени, проходимостью механизм обладал невероятной!) Увы, что с ним сталось потом, неясно… (Шамшуренкова, впрочем, наградили и отпустили восвояси – он успеет ещё придумать самоходные сани и путемер – тоже до нас не дошедшие).
PS: Пожалуй, на этом сегодня и остановимся – отметим только, что через три десятилетия появится «самокатка» Кулибина (три колеса, один «педалист») – и до нас дойдут чертежи; потом самоучка займётся и паровым вариантом… Но лошади будут казаться надёжней ещё больше ста лет! Любопытно, что даже после того как автомобили начали потихоньку завоёвывать мир, поначалу казалось, что будущее – за их электрической версией… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 26 октября 1962 года «Битлы» записали нетленный хит «Please Please Me»; а, по совпадению, тремя годами позже им вручат ордена Британской империи с формулировкой: «…за выдающийся вклад в дело процветания Великобритании».
|
</> |