В этот день… 20 сентября
shatff — 21.09.2013 О Тысячелетии России – и Памятнике20 сентября 1862 года в Великом Новгороде состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие России» – вероятно, его знает каждый, а вот для идентификации присутствующих на монументе исторических персонажей понадобится опытный экскурсовод… Впрочем – по порядку.
Идея возникла пятью годами раньше – империя готовилась отпраздновать тысячелетие призвания Рюрика и прочих варягов (прямо скажем – довольно сомнительное событие, о котором поговорим завтра). Первоначально правительство планировало собрать деньги вскладчину, но население как-то замялось: вышло полтораста тысяч – четыреста пришлось добавить казне.
На конкурс было подано пятьдесят два проекта; а среди трёх финалистов победил едва успевший окончить Академию живописец Михаил Микешин. (Ему активно помогал ученик скульптурного класса Иван Шредер – так что его можно считать полноправным соавтором). Таким образом, ответственный монумент (благодаря анонимности конкурса) стал творением совсем молодых людей – маститые академики, что называется, пролетели.
Отдельная головная боль вышла с персонажами – из широко известных людей не удостоился чести быть увековеченным адмирал Ушаков; вычеркнули Тараса Шевченко; проигнорировали Ивана Грозного. Зато Николая I, после долгих сомнений всё-таки решили добавить… (Напомним, памятник возводился во времена царствования Александра II).
А теперь – к экскурсоводу!
Монумент стилизован под колокол, который венчает держава четырёх метров в диаметре с трёхметровым крестом. (Общая высота: 15 метров 70 сантиметров). На державе расположились ангел (символизирует православную церковь) и коленопреклоненная женщина (символизирует Русь). Впрочем, нас больше интересуют другие фигуры… они составляют второй ярус, обозначая шесть важнейших (по тем временам) периодов отечественной истории.
Тут представлены: Рюрик (в происхождении которого мы, благодаря М. Задорнову всё больше сомневаемся); Владимир Святой (женщина протягивает ему ребёнка для крещения; а некий славянин при этом обрушивает идол Перуна); Дмитрий Донской, попирающий кого-то из мамаевских командиров. Далее – Иван III (тут поверженных врагов побольше: ордынец, литовец, ливонский рыцарь. А позади царя – символический покоритель Сибири. Видимо, исключение Грозного привело к тому, что часть его деяний приписали предку). За ним – основатель династии Михаил, причём Минин подносит ему державу, а князь Пожарский контролирует ситуацию с мечом в руках. И, наконец – неутомимый Пётр, основатель империи, вдохновляемый ангелом; тут не обошлось без сражённого горем шведа.
Ниже расположились четыре группы фигур: тридцать один Просветитель, двадцать шесть Государственных людей, тридцать шесть Военных людей и героев, и шестнадцать Писателей и художников. Обратим внимание на соотношение!
У нас просто не хватит места рассмотреть каждого… имена большинства Просветителей сегодня мало что скажут неспециалистам – впрочем узнаваемы Кирилл и Мефодий, Нестор-летописец, Сергий Радонежский и Максим Грек. Характерно, что практически все запечатлённые – деятели церкви.
Среди Государственных людей знакомых побольше – любопытно, что с Ярославом Мудрым и Мономахом соседствуют три литовских князя, а Иван Грозный вновь незримо представлен своей первой женой Анастасией. Наконец, нашлось место Екатерине II – а заодно и Потёмкину; представлены Александр и Николай Первые (как помним, Николая I едва успели впихнуть в отходящий поезд).
Список Военных людей и героев – пожалуй, наиболее узнаваемый; отметим присутствие Богдана Хмельницкого, Ивана Сусанина, а также мирное соседство Барклая и Багратиона.
Что касается галереи Писателей и художников, то она естественно ограничена серединой позапрошлого века – тем не менее, любопытно, что запечатлены автор запрещённой пьесы Грибоедов и, якобы, опальный Лермонтов. Из живописцев высокой чести удостоился только Карл Брюллов.
(Заканчивая с перечнем, обратим внимание: многих выдающихся предков вычеркнули, зато другие оказались представлены в двойном экземпляре – в том числе: Пётр, Иван III, Дмитрий Донской и герои 1612 года).
Торжества по случаю открытия длились три дня: к прибытию гостей (население тихого Новгорода на это время удвоилось!) город капитально отремонтировали, а также издали первый в его истории путеводитель. Ничто не меняется в этом мире…
PS: Большевики сочли самодержавный памятник вызовом – но почему-то разрушать его не стали, а просто закрыли фанерой. Потом, поразмыслив, сняли и её – что ни говорите, видимо есть в имперской идее нечто неотразимое!
PPS: Не так повели себя немцы, появившиеся тут в августе сорок первого. Поначалу практичные завоеватели задумали вывезти монумент полностью (не то для украшения своих лужаек, не то из-за шестидесяти пяти тонн бронзы) – но справились только с оградой и фонарями. Тогда потомки Гёте растащили на сувениры всякие мелочи (вроде мечей и шпаг) и, насколько хватило сил, изломали всё остальное. В январе сорок четвёртого в Новгород вошли наши – а уже к ноябрю памятник отреставрировали, и состоялось его второе открытие. Со временем потребовались новые реставрации... но это уже другая история.
Напоследок. 20 сентября 1969 года «Creedence Clearwater Revival» единственный раз в своей истории поднялись на первое место британского хит-парада с песней «Bad Moon Rising».
И ещё. 20 сентября 1997-го Элтон Джон в пятый раз возглавил всё тот же британский хит-парад со старой песней «Candle in the Wind», которую, на сей раз, он посвятил памяти погибшей принцессы Дианы.
|
</> |