В Эрмитаже — "Искусство для нового мира"
noveltour — 04.01.2023На эту выставку я ходила в прошлом году:), и вот только сейчас собралась написать о своих впечатлениях. Название проекта отражает суть экспозиции:
Художникам авангарда ‒ революционерам в искусстве ‒ была предоставлена возможность создания новой художественной среды, новой эстетики в разных областях творчества, соединить искусство с жизнью и производством. (из анонса выставки на сайте Эрмитажа)
Кадр у меня вышел не очень удачный, но он, с моей точки зрения, очень хорошо отражает концепцию выставки. На первом плане традиционные ценности, активно продвигавшиеся после революции 1917 года новой властью. А за фарфоровыми фигурами — полотно Василия Кандинского «Эскиз к Композиции V» 1911 года. Потому что авангард появился в СССР не во время революционных потрясений, а раньше — в самом начале 20 века. Другое дело, что эстетика авангарда прекрасно легла в основу агитационного искусства. Она была наглядна и понятна большинству населения новой России.
Авангардизм никогда не был единым течением, его составляли разные направления: лучизм, конструктивизм, супрематизм, абстракционизм и пр.
Но после завершения Гражданской войны, а особенно после смерти В.И. Ленина в эмиграцию потянулись многие из тех художников, которые работали в стиле авангардизма. В. Кандинский уехал в 1921 году, Иван Пуни — в 1920, Александра Экстер — в 1929. А те, кто остались постепенно пробовали себя в разных областях народного хозяйства. Многие ушли за К. Малевичем на Ломоносовский фарфоровый завод, благодаря чему мы имеем возможность видеть их работы. Кто-то оформлял спектакли, кто-то — книги. На выставке представлены образцы текстиля и книжной графики. А также восстановленные образцы костюмов по проектам Александра Родченко и Варвары Степановой.
Бывший императорский фарфоровый завод в начале 20-х годов, чтобы сохранить производственные мощности, пытался совместить прежнюю эстетику росписи с новыми тенденциями.
Вот так этот эскиз был воплощен в фарфоре.
Если увеличить снимок, то на ленточках среди цветов можно прочитать: «Несомненно, один из признаков истинного просвещения — уважение к древности есть».
А вот, что уже выпускал Ломоносовский завод в 1931 году.
Еще более наглядно отражают тенденцию руководства завода «идти в ногу со временем» комплекты коллекционных шахматных фигур. Вот это — начало 20- годов.
А вот это — 1996, набор называется «Alter Libitum»
На выставке демонстрируются более 500 экспонатов. Это живописные и графические произведения, рисунки, печатные издания, текстиль и костюмы, а также много фотографий. На них запечатлены Казимир Малевич и его соратники по «художественному цеху», обычные люди 20-30 годов прошлого века. У каждого стенда обширные анонсы.
На мой взгляд совершенно не обязательно ходить по всему музею, можно сразу придти в Манеж Малого Эрмитажа и ограничиться только экспозицией. Но если хотите сравнить модерн с авангардом, то в зале 152 (Западина Восточной галереи Зимнего дворца), открыта выставка «Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянные заводы на рубеже 19-20 веков». Посещение организовано по билетам в Главный музейный корпус. Обе выставки будут работать до конца марта 2023 года. А тем, кто заинтересуется темой авангарда, можно продолжить знакомство с ним в Главном штабе, здесь размещены основные коллекции Эрмитажа. И посмотреть там же выставку, посвящённую одному из ведущих художников русского авангарда – Николаю Суетину.
|
</> |