В Эрмитаже — "Искусство для нового мира"

топ 100 блогов noveltour04.01.2023

На эту выставку я ходила в прошлом году:), и вот только сейчас собралась написать о своих впечатлениях. Название проекта отражает суть экспозиции: 

Художникам авангарда ‒ революционерам в искусстве ‒ была предоставлена возможность создания новой художественной среды, новой эстетики в разных областях творчества, соединить искусство с жизнью и производством. (из анонса выставки на сайте Эрмитажа)
Скульптуры из серии
Скульптуры из серии "Народности России" фарфор, роспись

Кадр у меня вышел не очень удачный, но он, с моей точки зрения, очень хорошо отражает концепцию выставки. На первом плане традиционные ценности, активно продвигавшиеся после революции 1917 года новой властью. А за фарфоровыми фигурами — полотно Василия Кандинского «Эскиз к Композиции V» 1911 года. Потому что авангард появился в СССР не во время революционных потрясений, а раньше — в самом начале 20 века. Другое дело, что эстетика авангарда прекрасно легла в основу агитационного искусства. Она была наглядна и понятна большинству населения новой России.   

Слева направо: Блюдо
Слева направо: Блюдо "Телефонист" 1920 г, тарелки 1921 год вверху "Дерзай" внизу "горела бы душа к работе и все снова возродится", блюдо "Балтийский флот" 1919 год

 Авангардизм никогда не был единым течением, его составляли разные направления: лучизм, конструктивизм, супрематизм, абстракционизм и пр.

Чашка с блюдцем с абстрактным декором Композиция В. Кандинского 1921 г
Чашка с блюдцем с абстрактным декором Композиция В. Кандинского 1921 г

Но после завершения Гражданской войны, а особенно после смерти В.И. Ленина в эмиграцию потянулись многие из тех художников, которые работали в стиле авангардизма. В. Кандинский уехал в 1921 году, Иван Пуни — в 1920, Александра Экстер — в 1929. А те, кто остались постепенно пробовали себя в разных областях народного хозяйства. Многие ушли за К. Малевичем на Ломоносовский фарфоровый завод, благодаря чему мы имеем возможность видеть их работы. Кто-то оформлял спектакли, кто-то — книги. На выставке представлены образцы текстиля и книжной графики.  А также восстановленные образцы костюмов по проектам Александра Родченко и Варвары Степановой.  

Скульптурная группа
Скульптурная группа "Готов к труду и обороне" 1941 г.

 Бывший императорский фарфоровый завод в начале 20-х годов, чтобы сохранить производственные мощности, пытался совместить прежнюю эстетику росписи с новыми тенденциями.  

З. Кобылецкая Эскиз росписи сервиза
З. Кобылецкая Эскиз росписи сервиза "Цветы и лозунги" 1920 г.

Вот так этот эскиз был воплощен в фарфоре.  

Сервиз
Сервиз "Цветы и лозунги"

Если увеличить снимок, то на ленточках среди цветов можно прочитать: «Несомненно, один из признаков истинного просвещения — уважение к древности есть».

А вот, что уже выпускал Ломоносовский завод в 1931 году.  

Предметы сервиза №5
Предметы сервиза №5 "Индустриальный" 1931 год роспись Л. В. Протопоповой

Еще более наглядно отражают тенденцию руководства завода «идти в ногу со временем» комплекты коллекционных шахматных фигур. Вот это — начало 20- годов.

Комплект шахмат
Комплект шахмат "Красные и белые" 1923 год Модели Н. Данько 1922

А вот это — 1996, набор называется «Alter Libitum»

Комплект шахмат
Комплект шахмат "Alter libitum" 1996 год Автор — М. Сорокин

На выставке демонстрируются более 500 экспонатов. Это живописные и графические произведения, рисунки, печатные издания, текстиль и костюмы, а также много фотографий. На них запечатлены Казимир Малевич и его соратники по «художественному цеху», обычные люди 20-30 годов прошлого века. У каждого стенда обширные анонсы. 

На мой взгляд совершенно не обязательно ходить по всему музею, можно сразу придти в Манеж Малого Эрмитажа и ограничиться только экспозицией. Но если хотите сравнить модерн с авангардом, то в зале 152 (Западина Восточной галереи Зимнего дворца), открыта выставка «Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянные заводы на рубеже 19-20 веков».  Посещение организовано по билетам в Главный музейный корпус. Обе выставки будут работать до конца марта 2023 года. А тем, кто заинтересуется темой авангарда, можно продолжить знакомство с ним в Главном штабе, здесь размещены основные коллекции Эрмитажа. И посмотреть  там же выставку, посвящённую одному из ведущих художников русского авангарда – Николаю Суетину. 

#зимавместе

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Заранее предупреждаю слабонервных, что я буду защищать Путина, не испытывая к нему никаких симпатий. Впрочем, симпатий я не испытываю и к Навальному, но истина, как говорится, дороже. В связи с заявлением немецких врачей клиники «Шарите», которые весьма осторожно заявили о наличии у ...
Дети еще на кладбище не были ни разу. А вот сегодня приехала моя мама и говорит: -- Поехали к папе. Детей с собой возьмем. А что, они уже большие, нормально. Мы проезжаем мимо кладбища в садик и из садика каждый день. И дети уже изъявляли желание туда ...
Первое и самое важное, научиться работать с правительством Москвы или вашего региона, и с госсектором. И далее по пунктам. 1. Перестраиваться, чтобы работать с госсектором. ...
Вкратце - если вы уверены, что вы хотите стать политическим беженцем( десять раз подумайте, это не сахар ) вам остро нужно записаться на этот сайт, это практически пропуск в нормальную западную страну. Пишет депутат Dmitry Gudkov: Я давно собирался рассказать об этой истории, но промедли ...
Существует огромное количество способов очистки и нарезки лука. К сожалению, данный процесс зачастую сопряжен с сложностями самого разного характера . Привести важнейший ингредиент в состояние необходимой кондиции при желании можно даже без использования ножа. Существует один ...