В чем состоит потребность человека в труде

топ 100 блогов anlazz13.03.2021 Понятие «потребности человека в труде» - которое выступает одним из основных положений марксистской теории – обычно очень трудно понимается людьми. А точнее – вообще ими не понимается, воспринимаясь то как некий софизм, то как разновидность «символа веры». А то – вообще, как очевидное издевательство: ну, в самом деле, кто же в здравом уме и трезвой памяти будет считать, что ему нужна работа, сама по себе. Разумеется, существуют и такие – пресловутые «трудоголики» - но, во-первых, «трудоголия» есть психическое расстройство. (То есть, ничего хорошего.) А, во-вторых, «трудоголиком» можно быть, работая в офисе. (А вот станочников-трудоголиков или трудоголиков-землекопов что-то не наблюдается.)

И значит, пресловутая «потребность в труде» есть очевидная чушь, в лучшем случае скрывающая «сдвиги по фазе» некоторых лиц «умственного труда». В худшем же – являющаяся никогда не достижимой выдумкой или прямым издевательством. Все это кажется, в общем-то, очевидным. И одновременно – как и все обыденные представления – является полностью ошибочным. Поскольку в действительности «потребность в труде» - это не желание в любое время года копать землю, носить кирпичи или пилить дрова до тех пор, пока тебя не оттащат от данного занятия. А нечто иное.

И для того, чтобы понять: что же это такое «иное», необходимо понять, что такое труд. И, прежде всего, уяснить, привычные нам понимания типа: «труд есть занятие неприятным делом до полного истощения сил», неверны. Поскольку сути труда они не раскрывают: как говориться, те же лошади так же занимаются «неприятными для них делами» до истощения, но это не значит, что для лошадей возможна трудовая деятельность. Равно как и для бобров, строящих плотину, и для муравьев с их муравейниками – ну и т.д., и т.п. Дело в том, что труд – это имманентное свойство разумного существа, и только его. И состоит он в том, что во время трудовой деятельности происходит изменение реальности в соответствии с некоей идеальной моделью.

Точнее сказать, труд распадается на три «такта». В первом имеющаяся реальность «отражается» в сознании человека, превращается в «идеальное». Во втором это самое идеальное – т.е., модель – изменяется в соответствии с человеческими потребностями. И только в третьем происходит «физическое» действие – т.е., изменение реальности в соответствии с новой (измененной) моделью. (Ну, а затем – все повторяется.) Преимущество данного типа действия по сравнению с «прямой» схемой, характерной для жизни – т.е., с изменением организма под реальность – очевидна: тут огромная часть работы происходит в виртуале, где каждую модель можно «прокрутить» бесконечное число раз. Поскольку в виртуале (раньше говорили «идеальное», но, ИМХО, «виртуал» гораздо лучше и понятнее) отсутствует такая вещь, как энтропия. Именно поэтому разумное существо и может жить «в обращенном термодинамическом состоянии», в смысле – увеличивая упорядоченность своего окружения вместо ее уменьшения в соответствии со Вторым Началом термодинамики.

Впрочем, обо всем этом надо говорить уже отдельно. Тут же следует, прежде всего, обратить внимание на другое. А именно: на то, что смыслом труда, как такового, выступает улучшение мира в соответствии с человеческими потребностями. (Еще раз: не человек приспосабливается к реальности, как это делают остальные организмы, а реальность приспосабливается к человеку.) То есть, жизнь людей после «трудового акта» оказывается комфортнее. (Точнее, должна оказываться – но об этом будет чуть ниже.) Пока же можно сказать, что если принять данную модель, то вопрос о «потребности в труде» становится более, чем очевиден: эта самая потребность состоит в том, чтобы сделать мир лучше. С подобной т.з., наверное, мало кто будет спорить. Ну, может быть только упертые буддисты с их «покрывалом майи», но последних меньшинство. (Даже реальные монахи живут в монастырях, а не спят на голых камнях.)

Проблема возникает тогда, когда мы введем в данную схему разделение труда. А именно: разделим указанный «такты» трудового процесса по разным людям. Пускай одни будут создавать модель и изменять ее. А другие – воплощать эти изменения в реальность. То есть – как нетрудно догадаться – разделим труд на «умственный» и «физический». На самом деле он, впрочем, так и остается трудом в едином понимании, но вот отношение к нему в «разных местах» будет различным. Разумеется, это резко изменяет отношение к данной деятельности большей части ее участников. В том смысле, что вместо приспособления мира к своим прямым нуждам – т.е., к удобным для них моделям – они будут наблюдать нечто иное. А именно: бессмысленную и бесполезную для них деятельность, вся польза от которой идет для тех, кто строит указанные модели. Особенно остро это встает при условии, что мы выделим еще один «подтакт» - осознание несоответствия потребностей и реальностей. (Т.е., задание цели труда.)

Чем, в общем-то, и занимается пресловутая элита. Выделяя необходимость приведения мира в соответствии со своими потребностями, и нанимая для этого инженеров (работа с моделями) и рабочих (работа с реальностью). Последние же ничего, по сути, от этого труда не получают: результат его, в любом случае, будет соответствовать требованиям хозяев, а не работников. Подобное положение именуется «отчуждением труда», и характеризует практически всю текущею «трудовую реальность». Правда, и в ней есть некие «ниши», где человек может «почувствовать» весь процесс целиком: скажем, некоторые сами делают ремонт, готовят себе пищу, занимаются разнообразными хобби. Но, разумеется, все это делается в свободное от отчужденной работы время – и поэтому получается не слишком удачно. (За время отчужденной работы человек тратит большую часть физических и эмоциональных ресурсов.)

Тем не менее, именно хобби дает представление о том, что такое настоящий труд. А не тот разделенный и отчужденный его вариант, который являют действия человека на работе. Где последний переделывает реальность под желания немногочисленной группы властителей мира. Которые, кстати, вполне довольны: посмотрите глянцевые журналы или еще какие источники из «жизни хозяев». Там полно улыбающихся, довольных лиц, восседающих на собственных яхтах и виллах, глядящих из дорогих машин и личных самолетов. Лиц, которые именно что имеют «потребность в труде» - т.е., в направлении огромных «машин» из сотен тысяч, а порой и миллионов людей на удовлетворение собственных потребностей – и яростно сопротивляются любым попыткам это самое «право на труд» отобрать.

То есть, еще раз: реально труд – это вовсе не то самое угрюмое исполнение своих должностных обязанностей за небольшую плату. (Которое следует именовать не трудом, а работой – некоей тратой физических и умственных сил вне зависимости от результата.) А изменение мира под свое усмотрение. Потребность в котором человека, думаю, оспаривать бессмысленно. (Если кто сомневается – пускай попробует пожить в «неизмененном мире», т.е., в дикой природе.) И вот именно этот труд и будет дан человеку при коммунизме. Труд неотчуженный и полностью соответствующий его истинной сущности разумного существа. Разумеется, тут нельзя не сказать, что задача эта очень сложная – поскольку любая, более менее сложная, трудовая деятельность является коллективной. А координировать деятельность множества «неотчужденных» людей – еще та проблема. Тем не менее, и она разрешима – но об этом надо говорить уже отдельно.

P.S. Ну, и разумеется, всем тем, кто любит говорить: «Это только легкий и приятный труд может совершаться добровольно. Тогда, как есть множество неприятных работ, которыми человек может заниматься только из-под палки» - надо показывать дачников, разбрасывающих навоз под яблонями. Или поливающих «навозной жижей» грядки. Поскольку эту-то работу вряд ли кто сможет назвать «особо приятной». Но, тем не менее, люди ей прекрасно занимаются в свободное от «официальной деятельности» время, да еще и тратят на ее обеспечение заработанные же деньги: покупают дачу, яблони и навоз. (Ну, и вообще, оплачивают все сопутствующие расходы.) Причем, фруктами и овощами это дело, как правило, не окупается.

А окупается все это притягательностью неотчужденного труда…

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Выковырять меня из Питера сложнее, чем мидию из ракушки, но израильтянам это почти удалось. Дело за малым - купить билеты. А теперь расскажите, пожалуйста, на каких сайтах их берут по гуманным ценам. Или таких уже нет? И что у вас там, граждане евреи, с погодой? Впрочем, как нормальная мид ...
Я, наверное, не первый открываю сию Америку. Пшепрошем, Гамэрыку, бо саме так має називати рідну Неньку направду патрийотичний галичанин. Думаю, не один животик уже был надорван до неузнаваемости при чтении данного гисторычного дослиджэння, ...
У меня есть идея, избиратель должен иметь не один голос, а голос, пропорциональный налогам, уплаченным в российский бюджет. Т.е. голосовать, как в акционерном обществе, пропорционально акциям. Такие выборы имеют следующие особенности: Тот, кто ...
После сплава ПО РЕКЕ (существенное уточнение для Олега, который живет в Германии) в моей жизни произошли некоторые изменения.На работе ко мне стали относиться иначе. И это естественно - групповые мероприятия такого рода, как правило, сближают. ...
День добрый. Меня зовут Наталия. Больше всего на свете люблю кофе и кофейные оттенки. Собственно, именно под кофейный платок я и пыталась подстроить весь образ. Скорее всего, получилось сумбурно и странно, но, по крайней мере, вполне себе комфортно по ощущениям. Вот что получилось. Су ...