«В чаще» Северной Атлантики или Немного о том, как «Модок» попал в историю.

топ 100 блогов pr-eugen — 24.05.2024 Сегодня, как правило, поминают самую крупную и единственную жертву линкора «Бисмарк» - линейный крейсер «Худ», однако я решил вспомнить несостоявшуюся жертву Флота Метрополии – корабль береговой охраны США «Модок». Корабль, которому не повезло (или повезло, как посмотреть) оказаться не в том месте и не в то время. Корабль, на который всевозможные конспирологи от истории навешивают всяческие грехи, хотя оказался он там, как сказано у классиков, «…не корысти ради, а токмо волею пославшей мя супруги…»
Однако, положа руку на сердце, можно сказать, что не окажись «Модок» там, где он оказался, лётчикам 825-й эскадрильи с «Викториеса» обнаружить «Бисмарка» было бы несколько труднее.

Немного истории.

«В чаще» Северной Атлантики или Немного о том, как «Модок» попал в историю.

Корабль береговой охраны «Модок» (USCGC Modoc) относился к 240-футовым кораблям типа «Тампа» (240' Tampa-class Cutter), построен в Окленде, Калифорния. Вступил в строй в январе 1922 г. С 1923 года служил в Северной Атлантике в составе Международного ледового патруля. С апреля 1941 г. корабли Береговой охраны, патрулировавшие в районе Гренландии, помимо наблюдения за ледовой обстановкой, начали заниматься метеорологическими наблюдениями и поиском выживших моряков с потопленных «волками Дёница» судов конвойного маршрута НХ-ХН.

Итак, о событиях вечера 24 мая 1941 года.
Следует отметить, что корабельное время на «Модоке» отличалось на 5 часов в меньшую сторону от британского или летнего немецкого, используемого при описании операции. Пояснительные вставки в квадратных скобках мои.

Выдержка из вахтенного журнала корабля Береговой охраны США «Модок».
24 мая 1941 г.
= [С]1600 по 2000 =
Следуем по курсу 331º пгк [по гирокомпасу] 320И [Истинный], 60 об./мин продолжаем поиск выживших с конвоя [НХ-126]. [В] 1713 изменили курс на 315 пгк 314И. [В] 1721 снизили ход до 50 об./мин привелись к ветру, чтобы лечь в дрейф при крепком северо-западном ветре. [В] 1835 обнаружен неопознанный биплан, приблизившийся с севера, описал круг над «Модоком» и скрылся на севере. [В] 1837 обнаружен крупный неопознанный ман-о-вар по пеленгу 310И, приблизительно в 10 милях, идущий курсом около 250ºИ. [В] 1845 обнаружена эскадрилья из 8 самолетов-торпедоносцев, приближающаяся с северо-востока, описала круг над «Модоком» и скрылась в западном направлении. Замечен зенитный огонь над ранее упомянутым ман-о-варом. [В] 1905 замечены 3 неопознанных ман-о-вара по пеленгу приблизительно 45º. Изменяем курсы и хода, чтобы не допустить вступления в соприкосновение с любым из ман-о-[варов]  [зачёкнуто
Р.Ю.Б.Мл.]обойти район возможного боя. [В] 1925 изменили курс на 325º пгк, 324И ход на 110 об/мин. [В] 2000 изменили курс на 286 пгк 285И и снизил ход до 90 об/мин.
Р.Ю. Бакхус, Мл.  Мл. лейт. (Р)

Если кто-то хочет развлечь себя переводом с рукописного английского, под спойлером скан станицы в/ж "Модока". Возможно я где-то ошибся в интерпритации, а соответственно и в переводе.


«В чаще» Северной Атлантики или Немного о том, как «Модок» попал в историю.


Далее под спойлером (ибо получилась стена текста) выдержка из статьи вице-адмирала Т.Р. Саржента и капитана 1-го ранга Б.М. Чисвелла (We was dere, Charlie!, or Saga of the CGC Modoc’s encounter with the german battleship Bismarck), служивших на «Модоке» в описываемый период. Кстати, текст ниже хорошо показывает, как «мемуар» 40-летней «свежести» может отличаться от официальных документов: статья писалась примерно в одно время с мемуарами барона Мюлленхайм-Рехберга – к очередной «круглой» дате.

<�…>
Воскресенье, 24 мая 1941 года, выдалось сносным, если учесть, что наше место было немного южнее, но дальше к востоку от мыса Фарвелл, Гренландия. Видимость увеличилась примерно до шести миль, а море, на удивление, было относительно спокойным.
Следуя заведённому воскресному распорядку, около 14.00 на «Модоке» «свистали наверх» на жилую палубу к утреннему киносеансу. Вся команда, которая не была на вахте, расселась, чтобы как минимум на двадцатый показ с участием Ланы Тернер, Бетти Грейбл и других. <�…> Буб Бойсе и Дик Бахус стояли на вахте, а в машинном отделении нес вахту Томми Сарджент.
Под конец вахты в вечерних сумерках на горизонте справа по борту возник огромный серый силуэт. Незамедлительно он был верно классифицирован как линейный корабль неизвестной национальной принадлежности и намерений. Даже Бен Чисвелл, командир боевой части связи, понятия не имел о прорыве «Бисмарка» из Норвегии и последующем преследовании его британским флотом.
Наш предприимчивый вахтенный квартирмейстер (Арт Гиббс), <�…>, примчался на ходовой мостик. включил мощный дуговой сигнальный фонарь и начал мигать “AA” - международный сигнал, означающий «Что за корабль?» или «Назовите себя». «Бисмарк» не удостоил нас ответом. Он просто обрезал нам нос и прошел по левому борту в двух милях от нас.
Мы даже попытались связаться с ним по радио, чтобы выяснить, не заметил ли он каких-нибудь обломков, но, поразмыслив, поняли, что они слишком умны, чтобы нарушить радиомолчание и обнаружить свое местоположение.
Когда огромный корабль остался примерно в трех или четырех милях по корме, было слышно, как Дик Бахус, недавно прибывший из Норфолка, Вирджиния, где неподалеку находилась военно-морская авиабаза, воскликнул: «Эй, это самолет», затем, в раздумье, добавил: «Эй, это сухопутный самолет»; а после, поразмыслив, он вспомнил наше местоположение относительно ближайшей земли: «Боже мой, это же сухопутный самолет!»
Это послужило причиной объявления общей тревоги. <�…>, мы отправились обслуживать два пятидюймовых орудия, установленных в носу и корме, и три орудия 3"/50, <�…>.
Мы <�…>, растянули флаг США по горизонтали и вертикали, чтобы подтвердить наш нейтралитет, и расположились наблюдать за дальнейшим развитием событий. Они не заставили себя ждать. Неожиданно семь британских самолетов-торпедоносцев «суордфиш», использовав нас в качестве ориентира, пролетели низко над нашей мачтой, покачивая концами крыльев, и направились к той далекой серой тени.
И вот, представление к Четвертому июля, подобного которому еще никто не видел, вскоре расцветило вечерние сумерки! Те из нас, кто не привык к ратным затеям, наслаждались зрелищем, пока парочка ослепительных вспышек и ужасных разрывов вернули нас к реальности.
Словно для того, чтобы усилить ощущения, впередсмотрящий внезапно заорал: «Вижу корабль по правому крамболу!», а затем: «Господи Иисусе, вижу много кораблей!». Весь Флот Метрополии возник примерно на таком же расстоянии от нас, на каком мы находились от «Бисмарка». Мы быстро поняли, что очутились в самом центре событий.
Томми Сарджент предположивший, что, возможно придётся маневрировать, заранее предупредил кочегарку о готовности поднять пары в случае необходимости. <�…>. Имея в ввиду тот факт, что в то время мы не были ни на кого рассержены, кроме как на того, кто позабыл оповестить нас о неизвестном линкоре, Старик принял решение, не стоять столбом, а маневрировать.
Он отдал приказ увеличить ход до самого полного и исключить появление черного дыма. Это было выполнено, что для судна, спущенного на воду в 1921 году и требовавшего форсирования тяги, было настоящим достижением. Машинисты зашевелились, судно дало ход, и вскоре мы уже убирались восвояси.
Томми Сарджент вспоминал, что его ход составил 14,7 узлов, хотя, когда в 1921 году шкипером был отец Бена Чисвелла, график оборотов машин давал максимум 14,5 узлов. Как бы то ни было, судно осев кормой в воду, ускользнуло с линии огня.
Вскоре перестрелка закончилась. Видимость ухудшилась, и «Бисмарк», прихрамывая, скрылся в темноте. Несмотря на тяжелое ранение, он позже ушёл от продолжившейся погони и ввязался ещё во многие бои, прежде чем, наконец, был потоплен.
Тем временем «Модок», направившийся в противоположном направлении и двигавшийся быстрее, чем когда-либо в своей жизни, вскоре достиг мыса Фарвелл, встретился с CGC «Нортланд» и снова приступил к поискам выживших.



Ознакомившись с видением американской стороны нелишне выяснить как ситуацию видели британцы.

«В чаще» Северной Атлантики или Немного о том, как «Модок» попал в историю.
(В картине, между делом, косяк на косяке..)

Из «Донесения о боевых действиях против «Бисмарка» линкора «Принц Уэльский».
Воскресенье, 25 мая.
Судно, сначала принятое за «Бисмарк», было обнаружено в 00:20 по направлению артогня [Лич имеет в виду зенитный огонь «Бисмарка»], [с «Норфолка»] был получен сигнал на открытие огня. Однако на КДП сочли, что это корабль американской береговой охраны, и огонь не был открыт. В настоящее время считается, что замеченным кораблём был «Модок». Корабли развернулись на правый борт, чтобы восстановить контакт с противником.


Из донесения об действиях с 23 по 26 мая 1941 г. крейсера «Суффолк».
Воскресенье, 25 мая, 1941 г.
0014 (B) - 0018 (B). C.S.1 ["Норфолк", флагман 1-й эскадры крейсеров] поднял [сигнал] «Обнаружен противник на 212°» и «Открыть огонь». На «Суффолке» не смогли сразу идентифицировать цель, а затем с поста контроля воздушной обстановки доложили о «торговом судне», обнаруженном по пеленгу 205°. По причине возможной ошибки огонь открыт не был. (На мостике это судно не наблюдали).


С донесениями с «Норфолка» и «Викториеса» ситуация несколько хуже, так как добраться до Кью и лично ознакомиться с ADM 234/509: Sinking of the “Bismarck”, 27 May 1941: Official Dispatches в обозримое время вряд ли получится, поэтому обратимся к Battle Summary №5 Chase and Sinking of German Battleship Bismarck 23-27 May 1941.

«Норфолк». BS №5. Раздел 18. Крейсера теряют контакт 0306/25
Пока самолеты «Викториеса» совершали атаку, «Норфолк» обнаружил корабль на юго-западе и отдал приказ открыть огонь. «Принц Уэльский» смог вовремя опознать в нем корабль американской береговой охраны, но в ходе подготовки к открытию огня «Норфолк» на некоторое время потерял контакт с противником, только в 01:16, повернув на <�курс> 220°, он внезапно увидел "Бисмарк" по пеленгу 204° всего в 8 милях от себя. Последовала короткая перестрелка.

«Викториес». BS №5. Раздел 17. Воздушная атака с «Викториеса», 2400/24
Эскадрилья [825-я эскадрилья "суодфишей" под командованием лейтенант-коммандера Юджина Эсмонда] следовала на высоте 1500 футов курсом 225° на 85 узлах в рваной слоистой облачности. Было около 2327/24 когда прибор A.S.V. [радар] показал наличие надводного корабля в 16 милях слева по носу. Три минуты спустя через разрывы в облаках был замечен «Бисмарк» идущий курсом 160°. Затем облака сомкнулись, и он пропал из видимости. Так как ударная группа находилась примерно к западу от противника, курс был изменён на северо-восточный, затем последовал разворот влево. Прибор обнаружил два корабля, один по левому и один по правому борту. Они обнаружили «Принц Уэльский», «Суффолк» и «Норфолк» и последний [«Норфолк»] сообщил им место противника в 14 милях справа по носу. В 2350/24 было обнаружено судно впереди под ними, эскадрилья пробила облака, чтобы атаковать. Собственными силами они обнаружили корабль береговой охраны Соединённых Штатов, стоящий без хода на атлантическом волнении. «Бисмарк» был в шести милях дальше к югу и, обнаружив самолёты, открыл мощный заградительный огонь. Лейтенант-коммандер Эсмонд вышел в атаку. Было около полуночи.
«В чаще» Северной Атлантики или Немного о том, как «Модок» попал в историю.

К сожалению, мнение третьей стороны по этому эпизоду неизвестно. Ни в мемуарах барона Мюлленхайм-Рехберга, ни в “German battleship Bismarck. Interrogation of Survivors”, ни в протоколах опросов пяти спасённых моряков «Бисмарка», доставленных во Францию. о «Модоке» не упоминается.
Однако нельзя сказать, что немцы не интересовались «работой» кораблей американской Береговой охраны: если исходить из радиообмена берега с Боевой группой и рапорта службы радиоперехвата «Принца Ойгена», координаты всех трёх кораблей («Модока»,«Нортланда» и «Грина») отслеживались практически в реальном времени.

Примечание. В 20-х числах мая к югу от мыса Фарвелл, то есть в потенциальной операционной зоне «Бисмарка», находились два корабля береговой охраны США: «Нортланд» (USCGC Northland) и «Модок». Позднее (к 26-му мая), уже после истории с «Бисмарком» в этот район пришёл «Генерал Грин» (USCGC General Greene). Вечером 24-го мая «Нортланд» находился примерно в 110 милях к западу от «Модока». Я останавливаюсь на этом моменте по одной причине – что «Нортланд», что «Генерала Грина» отдельные англоязычные источники, так сказать, «примазывают» их к славе «Модока»: «Нортланд» просто ставят на место «Модока», а о «Грине» пишут, что он был чуть ли не свидетелем последнего боя «Бисмарка» 26-27 мая, хотя находился милях в 800-х северо-западнее.

Вот такая вот вышла история... Не Акутагава, конечно, но тоже презанятная.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Одним из самых популярных журналов в 80-е годы прошлого века в нашей стране был "Советский экран". В нём можно было почитать об отечественных и иностранных новинках киноэкрана, статьи об истории кинематографа, кинокритику. Ну и конечно же в нём были фотографии популярных актёров ...
Старик ежедневно перетаскивает мешок муки весом более чем 100 кг на своей спине. Он занимается этим последние 25 лет. Каждый день с мешком на спине старик проходит до пекарни в Пешавере около километра, делая один маленький привал. После короткого отдыха старик встает, с помощью прохожих в ...
Неловкий случай, когда оформитель слегка так перестарался. Интересно, какие вещества надо принимать, чтобы такое встретить в зоопарке? ...
Однажды мне стали звонить неизвестные и требовать Диму. Названивали они каждый день, несколько раз в день. Сначала это было довольно вежливо, типа: "Ээ, Это кто? Диму позови!" Я отвечала, что ошиблись номером. Потом их требования стали более чоткими и дерзкими: "Ты чо бля? Димана дай!" Дев ...
Сегодня проснулся в начале 6-го и поехал в столицу Иордании, Амман. Там меня уже ждал Иван, он уже год здесь живет, учит арабский язык. Коротенькие путевые заметки и кое-какие фотографии я уже выкладывал в Твиттере . В целом все очень хорошо. Из ...