«В Бореньке чего-то нет», 2021, Россия, 8 серий по 30 минут каждая
crazy_reader — 29.12.2021 Не удовлетворившись поиском тем для своих картин во внешнем мире, кинематографисты решили погрузиться в мир собственный и в хорошо знакомом им процессе создания фильмов найти изюминку для зрителя. А если нет изюминки, то что попадётся - там, в их мире, много чего валяется. Впрочем, как и в нашем. Так делали в нашумевшем лет десять назад сериале «Оттепель», а совсем недавно - в сериале «Большая секунда». В отличие от двух этих примеров, в нашем фильме нет выходов за пределы съёмочных павильонов, всё действие крутится в замкнутом пространстве. Что делать, сериал снят на основе пьесы из репертуара «Квартета И», который принял участие и в этой картине. Получилось очень неплохо. С оговорками.Действие начинается с колбасы на шапке. Для непосвящённых, и меня в том числе, с экрана следует разъяснение: колбаса – черновой, предварительный монтаж фильма, а шапка – банкет по случаю окончания процесса изготовления колбасы. Начавшись на шапке, зрителя то и дело перемещают в события, отсчёт которых начинается с момента зарождения у режиссёра Максима идеи фильма, заканчивая, в итоге, той самой, уже трижды упомянутой колбасой. Которую обсуждают на шапке.
Сейчас популярны фильмы о врачах и все, наверняка, помнят сцены операций, когда видна работа медицинской группы, а больной остаётся невидимым для зрителя, скрытый либо ширмой, либо покрывалом. Так и здесь. Мы видим процесс создания фильма, но самого фильма нам не показывают. Процесс пошёл, и он оказался в этом сериале самоценным.
Основная тема – муки творчества. Когда-то, лет двадцать назад, четыре студента ВГИКа были полны планов и идей, были готовы отдаться творчеству и сказать при этом своё громкое слово в искусстве. Но что-то пошло не так, и они влились в подхвативший их поток ширпотреба. Пока, наконец, кризис среднего возраста не разбудил в Максиме творческую совесть. Так снимать нельзя, решил он, надо жить по-новому и вспомнить старое. То есть идеалы, цели и порывы молодости. Все восемь серий нам и показывают рефлексию главного героя. Муки творчества они такие, да и люди творческие тоже такие. Или не такие? Мне трудно судить.
Что получилось. Главная тема, те самые муки героя, не стали откровением и, честно говоря, быстро приедаются, становятся скучноватыми своим однообразием. Так что, основной посыл не впечатлил. При том, что все персонажи страдают, драматизма ситуации не ощущается. Плюс сериала в эпизодах. Кто следит за работой «Квартета И» должен представлять, в каком стиле эти шуточки. На самом деле, проблем в сериале поднято много, но они обычные, всем знакомые, на которые большинство из нас уже нашли собственный ответ. Поэтому фильм этот переворота в сознании не совершает, даже если авторы и замахивались на высокие цели. Я это перенёс спокойно. Мне хватило того, что есть.
Персонажей в сериале больше десятка, есть среди них и не очень удачные, но несколько запоминающихся ролей увидеть можно. Максим, которого играет Виторган, тяжеловат, а из-за него и всему сериалу не хватает лёгкости, изящества, но это компенсируется другими, выравнивая общее впечатление.
В фильме щедрой рукой разбросаны намёки на известные фильмы. Например, мелодии напоминают «Оттепель», проход Виторгана в начале серий – сцену из «Молодого папы». И так далее. Кропотливый зритель может составить целый список. Не обошлось в сериале и без прямых переходов на личности. Досталось Михалкову, показали настроения в киносреде по отношению к «Единой России» (это партия такая, а не название сериала). Правда, настроения показаны так, что хочется сказать – «чума на оба ваших дома». Даже поговорили по телефону с руководителем этой партии, к которому обращались «Дмитрий Анатольевич». Думаю, что имели в виду именно того. Тем более, что он на прощание посоветовал «держаться». Бегает среди актёров настырная журналистка, напоминая мне одну широко известную медийную особу, приближенную к императору. В общем, среда в сериале разнообразная.
Резюме. Плюсы перевешивают минусы. К тому же, хорошо снято и хорошо сыграно, что компенсирует затянутость сюжета и отсутствие прорывов в смысловом и эмоциональном направлениях. Хорошеют российские сериалы при Собянине.
Поставлю 6.6.
===================