
В Академическом саду


Вот, например, колонна в центре садика. Можно представить себе, что это монумент в честь значимого исторического события, на худой конец - победы в каком-либо сражении. Но нет, это всего лишь "производственный излишек". Когда-то зодчий Андрей Воронихин заказал для постройки Казанского собора 57 гранитных колонн - на одну больше, чем требовалось по проекту. 56 колонн успешно установили в соборе, а запасная 57-я так и не понадобилась, и после завершения строительства собора Воронихин подарил ее Академии художеств, где был в то время профессором.
Гранитные колонны Казанского собора

Около десяти лет колонна украшала круглый двор Академии, потом двадцать лет пролежала без дела, пока в 1847 году ее не установили в академическом саду, украсив капителью с аллегориями живописи, скульптуры и архитектуры, и увенчав символом искусств - лирой (автор проекта - Александр Брюллов, старший брат знаменитого живописца).
В саду Академии художеств, ок 1850.

В те же годы на противоположной от здания Академии стороне сада был возведен Рисовальный флигель в стиле классицизма. Вот как он выглядел в те далекие времена:
Рисовальный флигель Академии художеств, ок. 1850

...и вот каким он предстает сейчас

Маленькое темное пятнышко, видимое на ступенях флигеля - это настойчивый художник, который, судя по всему, не боится ни снега, ни мороза. Интересно, какой предстает Академия не его рисунке: словно деревья в саду только начинают расти, а колонну во славу искусств еще не поставили.
Господин рисовальщик

У правого крыла академического здания видно сооружение, похожее на оранжерею - это старинная "баталическая мастерская", где воспитанники академии и молодые художники обучались искусству батальной живописи.
Здание бывшей батальной мастерской

В распоряжении студентов мастерской имелось старинное оружие и амуниция, гипсовые отливки животных. Но основой учебного процесса была работа с живыми моделями - натурщиками в военной форме и лошадьми, которых брали из воинских и спортивных конюшен, даже из цирка.
В батальной мастерской Академии художеств, 1911.

В годы перестройки оплачивать позирование лошадей было нечем и рисование животных прекратилось. Но в 1995 году стараниями энтузиастов Владимира Загонека и Ксении Далецкой при мастерской была отрыта небольшая конюшня, и теперь студенты снова имеют возможность рисовать лошадей с натуры.
У двери конюшни

Современная натура

Фото - https://dzen.ru/a/YDeO3_5a736xL1ab
В саду можно увидеть и других питомцев, которые тоже иногда работают моделями.

Кабанчик Лёша существо добродушное, несмотря на свой достаточно грозный вид.
Лёша

Если стоять к главному академическому корпусу спиной, правая часть сада окажется ограниченной зданием Мозаичной мастерской Академии художеств. Фасад его выходит на 3-ю линию В.О. и смотрится вполне респектабельно - он практически не изменился за последний век.
Мозаичное отделение Академии художеств, главный фасад, 1914.

В этих стенах создавались знаменитые мозаики Исаакиевского собора, Спаса-на-Крови, здесь, уже в советское время, набирали мозаичные панно для многих станций ленинградского и московского метрополитена. Не простаивает мастерская и сейчас.
Мозаичная мастерская. Работа над панно для станции метро "Проспект Славы", 2018

Фото - https://vk.com/kupchinonews
Оборотная сторона Мозаичной мастерской, выходящая в садик, выглядит, увы, неприглядно. Но зато в здешней ограде можно увидеть лошадей из академической конюшни на вольной прогулке.
1.

2.

3.

В левой части последнего снимка на дальнем плане виден памятник ваятелю Петру Карловичу Клодту, автору таких знаковых произведений как конные группы на Аничковом мосту, памятники Крылову в Летнем саду и Николаю I на Исаакиевской площади.
Памятник П.К.Клодту. Скульптор изображен с одной из своих работ - конной статуей царя Николая I

Фото - Александр Зуев
Памятник Клодту был установлен в академическом саду в мае 2005 года усилиями и на средства автора - скульптора Владимира Горевого. Однако, открыт он был лишь в 2007-м, а до этого два года простоял под деревянным коробом, поскольку городская бюрократия возмутилась "самодеятельностью" автора монумента.
Место для памятника Клодта выбрано очень удачно - Петр Карлович был не просто профессором Академии, но, волею судеб, стал и директором ее Литейного двора (из-за неожиданной кончины руководителя литейщиков В.Екимова некому стало управлять отливкой статуй). А сам Литейный двор находился тут же рядом, его территория начиналась сразу за зданием Рисовального флигеля. Здесь отливались многие монументы Петербурга, фигуры для фонтанов Петергофа, работы самого Клодта.
Одна из конных групп Клодта на Аничковом мосту

.
|
</> |
