рейтинг блогов

Уроки Мариэтты Шагинян

топ 100 блогов vlad_dolohov27.06.2020 У этой усатой некрасивой армянской девушки в жизни были два потрясения. После того, как она случайно подслушала в гимназической уборной откровения подруг об их интимных отношениях с взрослыми мужчинами (во всех подробностях) – она оглохла. А когда чуть позже впервые побывала в гостях у Зинаиды Гиппиус и бестактно взяла со стола рукописи Мережковского и получила за это заслуженный втык – узнала, что такое черновик. И стала писателем – плохим, но настоящим.
До этого она писала все набело. Как Дима Быков или Захар Прилепин.

Уроки Мариэтты Шагинян

Я не уверен, что при отсутствии таланта черновик имеет какое-то значение. Шагинян и Мережковский одинаково бездарны, Быков – гений, а Прилепин и рад бы поработать над своими текстами, но ему некогда – очень насыщенной и суетливой жизнью живет этот близкий моему сердцу человек. К своей публицистике он относится явно серьезнее, чем к своей прозе – ну, собственно, только публицистику его я и читаю.

Другой наш современный классик Александр Проханов не то что до черновиков не опускается, но и до рукописей – все свои последние романы он диктует. Если попадется хороший редактор – скажем, как мой друг Виталий Сероклинов из «Сибирский огней» – и роман перепишет, и сократит на треть, и исправит явные ляпы, то результат на выходе очень даже ничего. «Ай да Проханов, ай да сукин сын», – мысленно говорит он себе, когда секретарь читает ему пахнущий типографской краской журнал. Мы простим «мэтру» его слабости – свой текст он забыл, да и человек уже старый, больной, пусть тешится.

Остальное можно пропустить – сейчас я начну хвастаться.
Лев Толстой свои тексты переписывал пять раз, мой друг Ю.П. – раз 8-10, я это делаю постоянно, даже когда тексты уже опубликованы. Лев Толстой писал для всего человечества, П. – для народа любимой страны, я – исключительно для себя самого. Да, приятно, конечно, когда 5-6 человек поймут, а 2-3 об этом напишут, – но первичен все же исходный посыл. И на редактуру, кстати, я пожаловаться не могу – она была ко мне щадящей и уважительной, а в «Дружбе народов», «Юности» и в «Береге» мои тексты выходили вообще без единой поправки… Но я все равно их давно переписал. И продолжаю, кстати, это делать. Понимаю, что это некая форма литературной мастурбации, – ну, тут уже каждый оттягивается, как может.

Публикации, как таковые, меня не интересовали никогда. Да, в 19 лет я издал сборник стихов (хотя поэт я очень слабый, никакой) – удовлетворение ноль. А с публикацией прозы (которую я оттягивал лет двадцать) решил просто проверить себя на вшивость – выбрал 6-7 вещей и поставил перед собой цель: напечатать их все в течение года. Без протекций, визитов в редакции, самотеком (который никто и никогда не читает).
Со сроками я немного, всего на месяц перебрал, но напечатал всё. И там, где я хотел. Единственное, где я обломился – это «Новый мир»: там должен был выйти мой роман, но его даже читать отказались.Им не надо, у них, как сказала мне одна бабушка на Брайтоне, всё есть.

А теперь о сценариях – тут я к себе всегда предъявлял совершенно иные претензии. И не то чтобы считал это заведомой халтурой (хотя это конечно халтура) – я просто старался качественно делать свою работу. Сейчас это всегда работа в бригаде – права на собственный голос у тебя нет, «голос» должен быть общим. Сюжет, драматургия – это всегда очень важно, диалоги важны, ремарки… тут чем меньше «литературы», тем лучше: режиссер проглотит, актеры проникнутся, у продюсеров – а это люди в основном туповатые, случайные, плохо образованные – это всегда вызывает раздражение.

Ну, а диалоги – из них, собственно, и состоит любой сериал – должны быть информативны, индивидуальны и, это главное, чтобы на них никто не «спотыкался». Сериал снимается быстро, репетиций нет, времени нет, и если актер начинает пороть отсебятину, у режиссера возникают проблемы при монтаже и озвучке.
Помню, как один никому не известный актер (менять его было уже поздно) заявил, что «слова здесь вообще не нужны, он все сыграет лицом, на немом плане». Режиссер психанул, я едва уговорил его снять два дубля – в картину вошел тот, что с моими «плохими словами». И не потому, что актеру не удалась его сверхзадача, он был вполне органичен – на немой план Ульянова, Смоктуновского, Петренко зритель смотреть готов, а вот на актера тютькина – никогда: он лучше пойдет пописать или закусочку себе соорудить.

Зачем я все это вам говорю?.. Я с кино прощаюсь. Никогда этой работой не дорожил, тяготился, иногда взбрыкивал. Но жалеть, в общем-то, не о чем: и удовлетворения от работы уже нет, и деньги давно не те, и ребята подросли достойные – профессиональные, способные, без комплексов – я о них со временем непременно напишу. Раньше (по негласному профессиональному кодексу) я этой возможности был лишен.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
В пятницу у нас с вами появилось новое Православное врагоборческое установление ...
Доброе утро - это когда просыпаешься в 10, из кухни тянет свежесваренным кофе и не надо идти на работу... С утром ...
Интересно, а сколько лет там будут торговать тканями цыгане? Ну и медом ? Почему бы просто на вокзале не поставить вагон с тканями? ...
Магнитная буря 28 сентября продолжалась до вечера -  Кр-индекс равен пяти  15 часов, правда не подряд, а с перерывом на три часа около полуночи по мировому времени. К вечеру интесивность  бури ослабела и Кр снизился до 3, но на  ноль часо по московскому времени, Кр ...
Среди всех искусственных радиоактивных изотопов, используемых человечеством наиболее широкое применение нашел кобальт 60. Этот изотоп имеет сочетание высокой удельной активности, высокой энергии гамма-излучения, удобного периода полураспада и наличия всего одного природного стабильного ...