Универсальные, десантные, авианесущие...
midnike — 12.08.2021Суда и их осадка увеличивались, и процесс высадки становился всё более геморройным. Теперь надо было либо захватывать порт с причалами – что его хозяева часто воспринимали без восторга и всячески пакостили в процессе, либо вставать на якорь на безопасной глубине, а затем очень медленно и печально высаживаться с помощью шлюпок или вообще плотов.
С этим надо что-то делать
Такое положение вещей продержалось более полутыщи лет, вплоть до Первой Мировой, когда войска начали высаживать уже в совсем промышленных масштабах. И лишь обломы «владычицы морей» в ходе десантной операции в Дарданеллах заставили задуматься о создании специализированных десантно-высадочных средств. В Великобритании это привело к появлению в 1915 г. десантных лихтеров типа X или «Чёрных жуков» – 135-тонных самоходных барж.
В России пошли другим путём. В том же году на нашем Черноморском флоте не только скопировали британские лихтеры, но и придумали знаменитые «Эльпидифоры» – десантные суда специальной постройки, водоизмещением уже 1300 тонн. Они могли перевезти и, благодаря особому устройству, «напрямую» высадить на берег до 1000 солдат, плюс обеспечить им артподдержку. Однако с русским десантом в Босфоре не срослось, так что все они были перестроены в корабли других типов.
Через десяток лет британцы сделали выбор в пользу небольших плоскодонных корыт-плашкоутов, снабжённых, как и лихтеры типа Х, откидной аппарелью в носу. В 1926 г. был разработан «танкодесантный» катер MLC для техники до 10 тонн, а в 1938-ом на вооружение был принят «штурмовой» LCA, перевозивший взвод пехоты. Однако к началу Второй Мировой в Англии построили лишь 9 единиц первого типа и 18 второго. Как говорится – не о чём.
К счастью, в Германии с этим оказалось ещё хуже. Лишь прорвавшись летом 1940 г. к Ла-Маншу, немецкие генералы начали, наконец, чесать репу на предмет «а как мы, собственно, будем этот противотанковый ров форсировать?» Результатом стали лихорадочно разработанные, но очень удачные 230-тонные быстроходные десантные баржи MFP и 150-тонные катамараны «Зибель». До Англии эти суда так и не добрались, зато попортили немало крови нашим на Чёрном и Балтийском морях, и даже на Ладоге. Да и союзникам тоже пришлось с ними столкнуться.
Японский подход
А вот на другом конце Евразии всё было немного по-другому. Для островной Японии – как и для Англии – любая война тоже автоматом означала переброску войск морем. И японская армия тоже достаточно нахлебалась при высадках в ходе как Японо-китайской и Русско-японской войн, так и в Первой Мировую, при штурме немецкой крепости Циндао. Так что к вопросу десантно-высадочных средств там в межвоенный период подошли со всей серьёзностью. Хотя флот сразу отморозился – «это ваши пехотные проблемы».
Лужи, отделяющие Японские острова от нежно любимых соседей, – они немного другого масштаба, чем Ла-Манш и даже европейские «внутренние» моря. Поэтому японцы, как и англичане, сделали ставку не на крупные, но мелкосидящие десантные корабли и баржи с их никакой мореходностью, а тоже на небольшие десантные катера, доставляемые в далёкий район высадки на чём-то более солидном – от войсковых транспортов до эсминцев.
Разработка велась по линии Транспортного управления сухопутных сил, и в 1925 г. армейцы уже испытывали пробную партию. В 1930-ом был начат крупносерийный выпуск увеличенной версии с улучшенной мореходностью, а спустя два года последовал последний штрих – у катеров были усилены палуба и аппарель. Теперь они могли нести не только 70 десантников или 12 тонн груза, но и бронетехнику уровня «среднего» – по японским, конечно, меркам – танка обр. 89 «И-Го».
Изделие незатейливо обозвали «большая моторная лодка». По-японски – дай хацудо-тэй, или сокращённо дайхацу. Новинку сразу же засекретили, и о её существовании на Западе узнали лишь спустя семь лет. Впервые десантные катера массово применили в начавшейся в 1937 г. очередной Японо-китайской войне, где они отлично себя проявили. Включая битву за Шанхай, где их и «срисовали» любознательные американские морпехи.
И не просто «срисовали». Их фотографии передали владельцу небольшой судостроительной компании Эндрю Хиггинсу. Результатом его «творческого переосмысления» японской конструкции стал принятый на вооружение в 1942 г. самый массовый десантный катер всех времён и народов – американский LCVP или «лодка Хиггинса», наштампованная в количестве более 23 тысяч единиц. Но, что характерно, несмотря на то, что морская пехота традиционно была самым воюющим родом войск США, на начало Второй Мировой специализированных десантно-высадочных средств у них тоже ещё не было.
Следующий шаг
Наличие толпы дайхацу позволяло японцам задействовать приём, именуемый сейчас «загоризонтная высадка». На тогдашнем, конечно, уровне. Когда забитые войсками и прочими грузами крайне уязвимые транспорты высаживают десант, оставаясь вне радиуса действия прежде всего береговой артиллерии. Рискуют не они, а лишь дешёвые катера с небольшим количеством бойцов на каждом. Но сами по себе даже лучшие в мире десантные катера решают лишь часть проблем – ведь использовать их придётся по-старинке…
Сами катера нужно сначала опустить с палубы судна-носителя на воду. Затем увешанные «по самое не хочу» оружием и снаряжением бойцы тоже должны на них как-то спуститься. Как и сотни лет назад – ручками и ножками по канатам или грузовой сети на борту. С погрузкой техники – ещё сложней. Даже при идеальной погоде всё это занимает кучу времени, а судно при этом должно торчать на месте, радостно изображая жирную цель типа «сидячая утка».
Так что, первыми в мире обзаведясь солидным флотом десантных катеров, японцы практически сразу задумались о создании специально заточенных под них десантных судов. Способных проводить высадку без описанного выше геморроя. Для этого было выбрано не самое очевидное для тех времён решение: оснастить эти суда «гаванью» для дайхацу – доковой камерой в трюме. Строго говоря, японцы были не первыми, кто до этого додумался. Ещё в 1880 г. в Италии построили броненосец «Кайо Дуилио», снабжённый доковой камерой. Пусть и не для десантных катеров, а для «возимой» миноноски.
Секретный «коневоз»
Разработкой и постройкой судна нового класса опять занялась армия. В 1933 г. состоялась его закладка, и 15 декабря 1934 г. оно было принято в состав Императорской армии под именем «Синсю-мару». Само судно было не особо внушительным – 8100 тонн водоизмещения. Самое интересное было у него внутри.
Весь трюм занимала та самая доковая камера для десантных катеров. Всего судно могло нести до 29 дайхацу плюс до 25 катеров поменьше – 10-метровых сёхацу на 30 человек. Этого хватало, чтобы высадить все 2200 десантников, что перевозило «Синсю-мару», а также их артиллерию и лёгкую бронетехнику. А для непосредственной поддержки десанта служили 4 артиллерийских бронекатера АБ-тэй с парой 57-мм орудий каждый.
Для выпуска катеров, судно было снабжено огромными «воротами» – лацпортом – в корме. Строго говоря, это был ещё не совсем корабль-док в современном понимании, так как носимые суда не могли выходить из него своим ходом. Перед высадкой с помощью балластных цистерн притапливалась лишь корма. Затем специальными лебёдками к ней перемещали стоящие на тележках дайхацу, после чего их скатывали по уже находившимся в воде специальным направляющим. Для ускорения процесса могли также использоваться расположенные чуть выше ватерлинии большие люки в бортах.
Над трюмом находись кубрики для десанта, а над ними – самое интересное: ангар для 12 армейских истребителей и разведчиков-корректировщиков. Поначалу конструкторы хотели оборудовать «Синсю-мару» ещё и небольшой полётной палубой. Но флотские порекомендовали им урезать осетра – при максимальной скорости судна в 20 узлов ни о каком взлёте своим ходом с такой короткой палубы речь идти не могла, так что флот поделился со своими армейскими «заклятыми друзьями» парой авиационных катапульт. О посадке обратно на корабль речь тоже, конечно, не шла. Самолёты планировалось сажать где-нибудь на берегу или, в крайнем случае, на воду.
Свою новую игрушку японцы, естественно, засекретили «по самое не могу». Причём на там же уровне, что и суперлинкор «Ямато». Никаких фотографий или хотя бы упоминаний в прессе, и даже в боевых приказах оно фигурировало под вымышленными именами. А странные «ворота» в корме и подозрительную надстройку «объяснили» тем, что это экспериментальное судно, сконструированное для упрощения перевозки… лошадей.
Аппетит приходит во время еды
Испытав «Синсю-мару» в боевых условиях, Императорская армия захотела ещё. Подкопив денег, летом 1941 г. они реквизировали недостроенный лайнер и в январе 1942 г. второй десантный корабль вступил в строй под именем «Акицу-мару». На этот раз они смогли реализовать свои хотелки и оснастили его полётной палубой почти на всю длину, что позволяло поднимать самолёты своим ходом. Но посадка опять-таки не предусматривалась. Кроме 27 дайхацу и 20 самолётов корабль нёс ещё и пару экспериментальных автожиров «Каяба» Ка-1. Так что его можно считать в некотором роде ещё и первым десантным вертолётоносцем в истории.
После 1942 г. ни о каких масштабных десантных операциях речь у японцев уже не шла. Но Императорская армия, с упорством, достойным лучшего применения, продолжала штамповать десантные суда. Построив в общей сложности аж 10 единиц. Никакого воздействия на ход войны они, естественно, оказать уже не могли и по большей части использовались как обычные транспорты.
Эпилог
Первыми неяпонскими десантными кораблями-доками стали американские LSD (Landing Ship, Dock) типа «Эшленд», что пошли в строй летом 1943 г., то есть через 8,5 лет после «Синсю-мару». А первым кораблём-доком со сквозной полётной палубой – американский же LHA-1 «Тарава» вообще 1976 года рождения. Конечно, это были корабли совсем другого уровня, но не стоит забывать с чего всё начиналось.
|
</> |