рейтинг блогов

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

топ 100 блогов visualhistory25.12.2020 Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1960 год. Эпоха, когда началась массовая автомобилизация в странах Западной Европы и казалось, что этому процессу нет никакой альтернативы.

Для начала немного статистики.
За год в мире произведено 16,4 млн. автомобилей, из которых на США пришлось 7,9 мл.н (48%), Германию 2 млн., Англию 1,8 млн., Францию менее 1,4 млн. В Японии выпущено 482 тыс. авто всех типов. Бразилия выпустила 133 тыс. авто.
СССР выпустил 523 тыс. авто, в т.ч. 138 тыс. легковых.
Всего на 1960 в мире было зарегистрировано 98 млн. легковых автомобилей.
Развитые капиталистические страны Восточного полушария стояли на пороге массовой автомобилизации, хотя и имели очень разные стартовые позиции.
В 1960 г. в Западной Европе на 1000 чел. населения число личных легковушек составило 71, в 1970 г. – около 200, в 1980 г. – около 320; в Японии соответственно – 4, 67 и 204.
Напомним,что в США уже в 1930 г. было 217 авто на 1 тыс. человек, т.е. они опережали Западную Европу на 40 лет и Японию на 50 лет в плане массовой автомобилизации.
Поэтому мы вновь начнём наш обзор с американских городов.

Нью-Йорк, траффик вдоль 7-й Авеню в Швейном квартале (Garment District), фотограф Walter Sanders, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 NY traffic along 7th Avenue in the Garment District

Это район Манхэттена между Пятой и Девятой авеню. Как сообщает Википедия, свое наименование он получил благодаря высокой концентрации бутиков, магазинов одежды и центров моды. Уже к началу 20 века район прославился своим производством и дизайном одежды в США и за её пределами. На территории района, площадь которого не превышает одной квадратной мили, сосредоточено множество выставочных залов и магазинов от сотен крупных модных брендов одежды. Бо́льшая часть из них ориентирована на оптовые продажи. Район имеет уникально высокую концентрацию центров моды и молодых талантов в мировом масштабе.


Вешалки с платьями на переполненных тротуарах 7-й авеню, фотограф Walter Sanders, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Игра красок в Нью-Йорке, Lexington Avenue у 51-й улицы, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 NY Lexington Avenue at 51st Street

Что интересно, в самой автомобилизированной стране мира на улицах главного мегаполиса вместо сплошного засилья частных тачек мы видим преобладание общественного транспорта: такси, автобусов и всяких служебных, развозных машин! Потом к этому пришли (или прийдут) все города мира.

Нью-Йорк, Peter Minuit Plaza на южной оконечности Манхэттена, фотограф Kushman, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 NY Peter Minuit Plaza lower Manhattan. Kushman1

Нью-Йорк, Peter Minuit Plaza на южной оконечности Манхэттена, фотограф Kushman, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Типично нью-йорский вид, таких фрагментов застройки 19 века сохранилось довольно много даже в пределах Манхэттена. Однако именно эта старинная площадь была практически полностью уничтожена в результате строительного бума 1960-х. После чего фотографы полностью утратили интерес к данному месту и его снимков после 1970 г. найти практически невозможно.

Вид в 2013 году:
Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Эта пара старых домов не видна не предыдущих снимках.

Хотя существует определённый стереотип крупного американского города, в США есть довольно много городов со своим неповторимым лицом, "изюминкой", будь то канатный трамвай или французский квартал.

Например, вряд ли можно с чем-то спутать Лас-Вегас с его неоновым заревом, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Las Vegas

Не менее узнаваем набережная в Атлантик-Сити с традиционными там "американскими рикшами", 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960c Atlantic City - Boardwalk Scene

Теперь посмотрим города других стран Западного полушария.

Каракас, фотограф Thomas J. Abercrombie, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Caracas by Thomas J. Abercrombie

Венесуэла 1950-х купалась в нефтедолларах и решила на эти деньги прикупить, ни много ни мало, "американский образ жизни". Построить у себя "филиал США". Под ключ. Поэтому Каракас того времени выглядит как типичный "штатовский" мегаполис. Как говорится, на любителя (на а теперь - и подавно).

А это "бразильский Чикаго", огромный Сан-Паулу, Avenida Prestes Maia, Vale do Anhangabau, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

До начала массовой автомобилизации в Бразилии оставалось ещё более 10 лет, но Сан-Паулу уже в 1950-е выглядел как "город для машин". По крайней мере, его центральные улицы.

"Аутентичная" Латинская Америка - это Кито, который редко бывает в наших обзорах, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Канадский Ванкувер, фотограф Fred Herzog. Вид на Грэнвилл-стрит с Грэнвилльского моста, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Новая столица Бразилии город Бразилиа почти готов к заселению, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Вот уж точно, "самый умышленный" город в мире! Только вопрос: а есть ли в этом городе вообще улицы?


ЕВРОПА
Европа к 1960 г. уже более 10 лет как была разделена "железным занавесом", поэтому можно сравнить и попытаться понять, чем и насколько отличалась уличная жизнь двух разных социальных систем?

Бухарест, около 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

В принципе, обычная европейская уличная сцена, только смущает отсутствие автомобилей. Их в Румынии до середины 1970-х было реально мало, даже в столице. Может, это было и к лучшему?
Это была страна непуганых пешеходов! Даже по самому широкому столичному проспекту они свободно ходили вдоль и поперёк.

Бухарест, главный парадный проспект под названием "Бульвар Магеру", фотограф Harrison Forman, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Как уже писалось в предыдущем обзоре, это памятник довоенного румынского модернизма, которому решили придать имперский размах.
Когда к власти пришли коммунисты, то оказалось, что в Бухаресте уже есть своя "улица Горького" и очень долго не могли придумать, как бы ещё перестроить город на "социалистический лад". Только в 1970-е "гений Карпат" Чаушеско созрел до мысли, что столице нужны свои "Елисеские Поля" и начал грандиозный проект с прорубанием проспекта Победы через исторические кварталы.


Будапешт, улица Лайоша Кошута, тот же автор, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Удивительно, но в обзор чисто случайно попало то самое место в Будапеште, которое было в обзоре за 1940 год!
С тех пор город не сильно изменился: количество машин если и увеличилось, то незначительно.
Зато остались вездесущие желтые трамваи и синие автобусы.

Будапешт, тот же автор, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Budapest HF2

Маленькая Венгрия стала главным производителем автобусов в соцлагере за пределами СССР и продавала их во многие страны.

Прага - город трамваев, тот же автор, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Движение трамвая вдоль по площади прекращено в 1980 г.

Прага, тот же автор, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Prague. Harrison Forman

София, фотограф Wolfgang Schroeter, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Опять невидно машин, зато сколько трамваев!
В то время как на Западе трамвайные системы закрывались одна за другой, на Востоке для них был настоящий "заповедник"!
Самый дешевый и экологичный вид общественного транспорта.


Сараево, для открытия новой системы в ноябре 1960 из г.Вашингтона (США) были приобретены 50 старых вагонов РСС:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Уличные фотографии Варшавы 1960 г. мне кажутся почему-то особенно интересными и колоритными.

Варшава, Аллея генерала Кароля Сверчевского фотограф Harrison Forman, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Warsaw Aleja gen. Karola Swierczewskiego by Harrison Forman

Кстати, Кароль Сверчевский был генерал-полковником РККА!

Обратите внимание, что тогда в Варшаве вполне обходились без уличной разметки.

Современный вид:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Почему-то больше нигде во всём мире 1960 года не найти такого обилия гужевого транспорта, как в Варшаве!

Проспект Краковское предместье в Варшаве, тот же автор, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

В 2006—2008 гг. Краковское предместье было значительно модернизировано, оно получило широкие тротуары и новую узкую мостовую из китайского гранита. С тех пор допускается движение только автобусов и такси.

Варшава, ул. Маршалковская, тот же автор, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Спустя 15 лет после начала восстановления города на главной улице всё ещё стояли жуткие руины.

Варшава, ул. Nowogrodzka, тот же автрр, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

"Железный занавес" не помешал "богине" проникнуть на варшавские улицы!

Берлин, Alexanderplatz, фотограф Sobotta, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Самый знаменитый модернистский ансамбль довоенного Берлина оказался живучим и хорошо вписался в облик нового социалистического Берлина (точнее, его Восточного сектора).

Вообще, на примере разделённого Берлина особенно наглядно проявлялась разница между социалистическим и капиталистическим городом.

Берлин, Шталиналлее, фотограф Werner Hoffmann, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Когда на руинах исторического Берлина начали строить столицу новой социалистической Германии, то первым делам решили отгрохать парадный проспект в духе московской улицы Горького, только ещё шире и без фрагментов прежней застройки.

Западный Берлин, Cafe Kranzler на углу улиц Kurfuerstendamm и Joachimstaler, фотограф Herbert Maschke:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960c Berlin

Kurfuerstendamm стала главной торгово-развлекательной улицей Западного Берлина и по своему стилю и духу являлась полным антиподом Шталиналлее.

Там даже покрытие - "буржуазная" брусчатка, а не асфальт, который в СССР и некоторых других соцстранах был возведён в ранг абсолютного "фетиша".
Про различие траффика и говорить не приходится.
Хотя приятно удивляет количество велосипедистов в таком гигантском мегаполисе как Берлин (в восточном секторе их присутствие тоже заметно).

Если между улицами городов соцлагеря тогда было довольное большое сходство, то по другую сторону "железного занавеса" в Европе наблюдалось удивительное разнообразие!

Рейкьявик, на набережной в 1960 г. такой замечательный автомобильный ряд, как будто это страна социалистического лагеря!

1960 Reykjavík

К сожалению, с тех пор Рейкьявик в значительной мере утратил прежний "пряничный" облик, с 1960-х его стали интенсивно застраивать типовыми панельными многоэтажками, как будто это и вправду был какой-то социалистический город! Впрочем, "скандинавский социализм" в этом плане не сильно отличался от любого другого.


Копенгаген, Ратушная площадь, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Copenhagen

Но движение на площади тогда было очень интенсивное - пешеходный "остров" окружен со всех сторон многополосными дорогами.

Копенгаген, вид с Ратушную площадь сверху, фотограф Harrison Forman, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Copenhagen, view of City Hall square from tower by HF

Сейчас там, конечно, пешеходное пространство значительно расширено за счёт проезжей части.

Другим традиционным оплотом велосипедизма в Европе была Голландия.

Амстердам, Leidscheplein, 1960:

Амстердам, Leidscheplein, 1960

Здесь велосипедный траффик представлен во всей красе, но первый период его расцвета уже подходил к концу: на Амстердам наступала массовая автомобилизация!

В 1950-х в Амстердаме преобладающим мнением стало то, что городу в качестве общественного транспорта больше подходит автобус. Трамваи были сохранены только на слишком узких для автобусов улицах исторического центра (Leidsestraat, Utrechtsestraat). В 1957 г. были пущены новые трамваи, которые имели большой успех, что обеспечило дальнейшее развитие трамвайного движения в Амстердаме.

Амстердам, Leidscheplein, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

В настоящее время трамвайная Амстердама - крупнейшая в Западной Европе!

Увы, в большинстве стран Скандинавии некогда столь популярный велосипедизм к 1960 г. уже сдал свои позиции.

Стокгольм, Birger Jarlsgatan, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

На этом снимке Стокгольма видна стоянка велосипедов, но в самом транспортном потоке их почти незаметно.
В прошлом Стокгольм имел развитую сеть трамваев, но она была окончательно закрыта в 1967 г. во время перехода Швеции на правостороннее движение. Сохранились только линии Lidingöbanan и Nockebybanan, которые полностью проходят по выделенной полосе.

Осло, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Oslo

Это самый популярный вид в Осло с главной улицей, ведущей к Королевскому дворцу. Самое тусовочное место, где машины вообще ни к месту, но в 1960 году даже никто подумать не мог, что такую улицу надо сделать пешеходной! А теперь  в Осло задались целью вообще убрать все частные авто из центра города.

Большинство крупных городов Западной Европы к 1960 г. уже ощутили на себе "дыхание" начинающейся массовой автомобилизации.

Париж, площадь Согласия, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Paris Place_de_la_Concorde_May_12_1960

Какая же пропасть между парижским и лондонским траффиком!

При том, что Париж к тому времени всё ещё был одним из самых "автобусных" городов мира, на на фоне лавины частных легковушек общественный транспорт почти незаметен.

Париж, угол улицы Caumartin и больвара Осман (Haussmann), 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Paris Au coin de la rue Caumartin et du boulevard Haussmann

Несмотря на натиск автомобилистов пешеходов никто не загоняет на внеуличные переходы. Улицы остаются улицами, а не городскими автомагистралями. Поэтому парижанам нравится проводить на них время, например, за столиками уличных кафе. Да и просто пешком пройтись.

Париж, траффик у собора Нотр-Дам, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Перед знаменитым собором сплошная парковка.
В жилых районах запаркованы уже все обочины улиц!

Париж, улица Valette, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Знакомая картина? Какое счастье, что в СССР не было такого кошмара!

Париж, бульвар Сен-Мишель, около 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960c Paris Boulevard St Michele

Сразу две фирменных парижских фишки: афишные тумбы и открытые уличные писуары. А, ещё парижские "балконы"!

Парижская городская электричка на эстакаде, около 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960c Paris Overhead railway

Не знаю почему, но старые эстакады придают любому городу особый шарм, а новые - всегда уродуют любой город.

Брюссель, самую знаменитую городскую Grand-place массовая автомобилизация превратила в одну сплошную парковку (около 1960):

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960c Brussels Grand-place1

Вот сейчас просто невозможно понять, как городские власти очень культурной европейской страны могли дойти до такой дикости?

Удивительно, что при такой массовой автомобилизации в бельгийской столице сохранили обширную трамвайную сеть!

Брюссель, Hotel Metropole, около 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Хотя в Италии, как и в других развитых европейских странах, автомобильный бум пришёлся на 1960-е, уже к началу этого десятилетия Рим и другие мегаполисы страны столкнулись с первыми пробками и проблемой парковки.

Рим, воскресное утро на площади Св. Петра, около 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Сейчас такое позорище даже трудно себе представить!

Рим, Piazza Venezia, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Rome Piazza Venezia

Это при том, что в Италии к тому времени автомобиль имело значительно менее 10% семей!

Довольно скоро выяснилось, что узенькие улочки исторического Рима не резиновые и не вмещают даже самые компактные машинки.
К счастью, у итальянцев была альтернатива!

Рим и символ эпохи - мотороллеры Vespa, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Эти культовые мотороллеры, выпускавшиеся с 1947 г., завоевали популярность во многих странах мира, но почему-то из всех мегаполисов они только в Риме стали по-настоящему массовым видом транспорта!

На базе мотороллеров делали даже грузовички (потом этот опыт будет заимствован СССР).

Рим, Виа дей Фори Империали, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Rome

После Муссолини Рим уже не мог позволить себе прорубать проспекты и расширять улицы в историческом центре, поэтому отныне и навсегда был обречен строить свою транспортную систему в лабиринтах античного и средневекового города.

Рим, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Rome10

Милан, Via Dante, около 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960c Milan Via Dante

Мадрид, Paseo De La Castellana, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Пасео-де ла Кастеллана («испанский проезд») — это самая длинная и самая широкая улица в Мадриде. Можно сказать, мадридские "Елисейские Поля".

Мюнхен, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Munchen

По таким снимкам хорошо изучать модельный ряд и структуру траффика. К 1960-му западногерманские улицы уже захватили частные автовладельцы. На этом снимке общественный транспорт, включая такси, едва заметен в потоке.
Однако при этом Мюнхен остался городом с высокоразвитой трамвайной сетью, что было тогда скорее исключением для Западной Европы.

Мюнхен, фотограф Paul Almasy, около 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960c Munchen by Paul Almasy

На тот момент Карлсплац был крупнейшим траснпортным хабом города, но перед Олимпиадой 1972 г. там сделали пешеходную зону, закрыв главную улицу Старого города для транспорта. Трамваи на этом маршруте заменили метрополитеном. Это была настоящая инфраструктурная революция для Мюнхена, опыт которой затем использовали многие города, в т.ч. и Москва, когда делала первую пешеходную зону на Арбате.

Мюнхен, отель Wolff на Arnulfstrasse, фотограф Emil Muench, около 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960c Munich Hotel Wolff on the Arnulfstrasse in Munich by Emil Muench

Судя по этому фото, мототранспорт тоже имел в Мюнхене некоторую нишу, а вот велосипедистов почти не видать.

Гамбург, злачно-тусовочный район Reeperbahn, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Его тоже отвоевали пешеходы у автомобилистов.

В наше время:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?


Афины, центральная площадь Синтагма, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад?

Как раз в 1960 г. из центра Афин убрали все трамвайные линии, чтобы не мешали растущему автотрафику. На замену трамваям пришлось поставить кучу автобусов, что хорошо видно на снимке.
Альтернативы никакой не было. Хотя афинское метро является старейшим в мире после Лондонского (с 1869 г.!!!), но до начала 20 века это была просто одна линия городской электрички.

Перенесёмся теперь в британский мир.

Лондон вставляю в обзор уже просто для проформы, поскольку он всегда одинаковый, хотя здесь в кадр попали троллейбусы (ходили с 1931 по 1962 год), 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 London Holloway Road

Столь любимый в СССР вид транспорта в Лондоне так и не прижился. В отличие от трамваев, он уже никогда не вернётся.

А вот здесь действительно необычный для Лондона кадр - целая стайка мопедов, словно это Сайгон!

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Lond8

К началу 1960-х до Лондона докатилась мода на лёкгий мототранспорт, но, конечно, совсем не в итальянских масштабах.

Эдинбург, Princes street, главная парадная улица города, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Edinburgh Princes street_2

Эта улица у нас в каждом обзоре, как эталон транспортной истории города. Здесь она спустя 4 года после ликвидации трамвая (в 2014 г. он вернётся). Видно крайне несправедливое распределение уличного пространства между машинами и людьми, которых всегда много на главной торговой улице. Но хоть не понаставили заборов и не стали загоднять пешеходов в подземные переходы. Есть островки безопасности.

Ещё один кадр с той же улицей, демонстрирующий интенсивность автомобильного движения:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Edinburgh

В наше обзорах мы очень редко приводим примеры австралийских городов, хотя в есть немало интересного.

Аделаида, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Adelaide

В 1958 г. трамваяная системы Аделаиды закрылась, не выдержав конкуренции с автобусами, однако усилиями энтузиастов продолжилось использование ретро-трамваев 1929 года типа H на последней оставшейся трамвайной линии Glenelg.

Аделаида, 1960 (ещё видны следы трамвайных путей):

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Adelaide_2


АЗИЯ И АФРИКА
Волею исторических судеб Азия теперь начинается на Европейском континенте и никакие вестернизации 20 века не смогли изменить этого факта.

Стамбул, знаменитая площадь Karakoy, съезд с Галатского моста, 1960:

Улицы мира в 1960 году. Какими они были 60 лет назад? 1960 Istanbul Karakoy Square2

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
  Сообразно уровням сложности самого восприятия, симптомы его расстройства можно условно поделить на три группы: а) расстройства ощущений, б) расстройства собственно восприятия и в) расстройства представления (или галлюцинации). Теперь ...
Оригинал взят у vityok_m4_15 в post Facebook post ...
Русскоязычный раздел интернет-энциклопедии «Википедия» прекратил работу около 1:30 в ночь на 10 июля. Таким образом участники проекта решили протестовать против планов создать в России единый реестр сайтов с запрещенной информацией. ...
К этнографической экспедиции присоединился Николай nl Данилов. Сегодня мы втроем с Норвежским и Зялтом парадно прыгали с Эсмеральдусика перед камерой. Оператора ищите в воде. На что только не пойдешь ради пропаганды ...
Сегодня только и разговоров о вторжении на территорию Украины большой колонный российской военной техники. При этом сообщались совершенно разные данные... Иностранные журналисты и очевидцы попеременно видели то колону из 20 российских БТРов, то 70.... потом общая численность техники уже ...