Улица имени цареубийцы - Исторические имена мстят

топ 100 блогов bert_s10.06.2012
Автор: Илья Канавин

Вести


О чем спор? О морали? Об истории, о политике или о том, сколько это может стоить? Переименовывать или возвращать исторические названия? Бесконечное число улиц Ленина, Клары Цеткин, Карла Маркса, Розы Люксембург, Желябова, Халтурина по всей России — это дело вкуса, безвкусицы, исторического знания или исторических заблуждений? Когда Владимир Мединский вспомнил о том, что имя Войкова, убийцы царской семьи, многократно увековечено в названиях улиц, а причисленная к лику святых великая княгиня Елизавета Федоровна такой чести не удостоена — это вызвало бурную реакцию. И личное мнение министра перестало быть его частным делом.

"Я когда со своим сыном гуляю рядом с метро "Войковская", по улице Войкова, мой ребенок спрашивает меня: "папа, а кто такой Войков?" Я не знаю, как объяснить, почему именем человека, который прославился, вошел в нашу историю только тем, что выписывал серную кислоту для убийства царской семьи, будучи химиком по образованию, он знал, как уничтожать трупы. И похвалялся как-то, помнится, в воспоминаниях, что вместе с пальцем отрезал с трупа императрицы перстень", — рассказывает министр культуры РФ Владимир Мединский.

Эта фотография запечатлела триумф тех, кто расстреливал семью Романовых, их слуг и врача Боткина. Петр Лазаревич Войков приложил много сил, чтобы это произошло. Он придумал группу монархических офицеров, готовящих побег бывшего монарха. От имени этой группы сам сочинял письма, писал их на французском. Язык знал прекрасно, потому что до 1917 года десять лет прожил в Женеве. Надеялся, что Николай даст повод говорить о монархическом заговоре. Но царь повода не дал. Впрочем, Войкова это не остановило. Он сам раскрыл свой же собственный заговор, сам расстреливал, сам выписывал пудами кислоту, чтобы даже от тел убитых не осталось ни следа. А восьмого июня исполнилось 85 лет с того дня, как в Польше русский гимназист Борис Коверда застрелил Войкова. Петра Лазаревича Войкова похоронили у Кремлевской стены. В одной только Москве одних только проездов Войкова пять штук. Есть еще улица и одноименный район.

"Я в принципе считаю, что переименований не надо было делать никогда. Есть — есть. Построил новую улицу, называй ее. Ты — строитель, ты — созидатель. Ты это сделал. То, что до тебя созидали и делали, оставь это в покое. Это история нашей нации. Это история нашей, так сказать, страны и государства. Ее надо охранять, беречь и лелеять", — считает первый секретарь московского городского комитета КПРФ, депутат Госдумы РФ Валерий Рашкин.

"Я родился в Петербурге, который тогда тоже называли Ленинград. И Дворцовую площадь называли площадью Урицкого. Офицер русский застрелил собрата по крови Урицкого, потому что он был негодяй, который потопил уже в крови пол Петербурга к этому времени. И зачем эти имена хранить", — полагает народный художник СССР, академик Российской академии художеств Илья Глазунов.

"Когда мне говорят, что Ленин — наша история, Гитлер — тоже наша история. И часть страны очень долгое время была им оккупирована. Давайте назовем какую-нибудь улицу "Гитлер штрассе", почему бы, собственно, и нет. Или "Паульс штрассе", ну почему-то этого нет, и у немцев почему-то "Гитлер штрассе" не слыхать, хотя это их история", — говорит председатель отдела Московского патриархата по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Дмитрий Смирнов.

Традицию тотальных переименований, сноса памятников заложили большевики. После 17-го года даже нейтральные названия получали новые идеологически выверенные имена.

"Город Тутаев — это бывший Романово-Борисоглебск, названный в честь трех святых, а Тутаев это совсем молодой красноармеец, который перебил дикое количество людей и даже, насколько я знаю, правда это или нет, но отец его чуть не на коленях приползал в Советы и просил не называть и забыть имя этого города. Ну, бывает в семье урод, ну, он такой хулиган, бандит, но мы отрекаемся от него, мы не хотим и так далее. Но все-таки его не послушали и назвали город его именем. А кто знает, кто такой Тутаев? А плохо, что не знают", — говорит режиссёр, народный артист России Никита Михалков.

"Надо объяснить, кто эти люди были на самом деле. И тогда, наверное, жители сами не захотят жить на этих улицах. Просто надо подходить к этому с точки зрения просвещения", — говорит Владимир Мединский.

Чтить и помнить — не одно и то же. И мораль в истории всегда была способом воспитания целых поколений. Впрочем, на Руси и в России раньше названия складывались стихийно. Рождественка, Воздвиженка, Ново-Иерусалимская. Это потом она стала 1905-го года. Еще один аргумент сторонников оставить все как есть — деньги.

"Паспорта всем менять, собственность, все договора аренды в Москве надо будет переделывать. Откуда? Из каких средств?" – задается вопросом первый секретарь московского городского комитета КПРФ, депутат Госдумы РФ Валерий Рашкин.

"Я против того, чтобы махать шашкой. Но переименование при правильном подходе не будет стоить больших денег. Действуют старые документы до момента их плановой замены. Действуют, могут быть даже старые таблички до момента их плановой замены. Это в компьютере перебивается и параллельно действует старое название и новое название. И, Боже упаси, не надо совершенно бегать, ставить какие-то штампы в паспорт или менять учредительные документы. Это, в общем, легко обходится. Москве тоже ведь сменили в свое время названия многих улиц, вернули старые исторические. Никто никуда не бегал", — объясняет Владимир Мединский.

Топонимика карты России и сегодня в значительной степени — средство политической пропаганды одного из идеологических воззрений. Например, сегодня улицы Войкова есть в 25 городах нашей страны. А улицы Кутузова в 19. Кто, когда и почему решил, что личность цареубийцы для нашей страны значительнее, чем фигура победителя в Отечественной войне?


Исторические имена мстят

...другие народы ведут себя иначе. На немецкой карте всегда в ситуации, подобной нашей, будут два названия: "Вроцлав — Бреслау", "Гданьск — Данциг", "Калининград — Кенигсберг". И поляки Львов никогда не именовали Лембергом. Давно пора и нам писать: "Юрьев — Тарту" и "Ругодив — Нарва" — оба они русские города ХП столетия. И Двинск должен вернуться, и Верный. И это на современной политической карте. А на исторических вообще имеют право на существование только исторические имена. И, ежели кто-то в министерстве желает изменить сущность, вымарывать фальсификации необходимо прямо в учебниках. Вместе с ребятами: лучше запомнят. Должно быть всем нам, а в особенности высшей церковной иерархии, стыдно и за названия епархий, за титулы архиереев. Что это за "епископ Ульяновский", "Кировский", "Краснодарский", "Алмаатинский", "Вильюсский"? Ну, слава Богу, уже не "Свердловский". Греческие земли четыреста лет были оккупированы полностью , но не назывался патриарх — "Стамбульским". По-прежнему Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх. А Антиохийский патриарх носит свой апостольский титул, хотя уже несколько столетий вынужден пребывать в Дамаске.

Наше право и наш долг в отношении исторических имен совпадают. Нужно только помнить, что бесспорными для всех они станут, когда Санкт-Петербург освободится из плена в Ленинградской области, а Екатеринбург — в Свердловской. Когда вместо косноязычного Тутаева мы вновь увидим эпический Романов-Борисоглебск, а на месте Тольяттей засияет прекрасное имя Ставрополь Волжский. Когда с лица наших дивных городов смоет непроизносимых Либкнехтов, Цеткин, Урицких и Володарских, а неповторимая псковская Званица избавится от имени Леона Поземского (не псковича даже!). А ежели вас станут стращать дороговизной восстановления дорогих имен, искренне рекомендуем ответить вопросом: "А ты-то сам родился в нашем городе? Или ты — мигрант, не имеющий права голоса?".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Меня уже успели осудить за то, что я готов поставить оценку сериалу "Слово пацана. Кровь на асфальте", посмотрев только семь серий из восьми. Вообще-то просмотр показал, что моя оценка колебалась, хотя и в пределах полубалла. Может, я поставлю предварительную оценку, а потом, когда выйдет ...
Я не люблю смотреть сериалы, но: Пилот Walking Dead интересный, жду в понедельник следующей серии. Есть сильные опасения, что дальше всё скатится в отношения , но может и нет, говорят комикс, на основе которого снят сериал, хороший. Начальная ...
Исследователи рыбного хозяйства одной недружественной/дружественной ближневосточной страны взяли радужную форель, заразили ее стрептококком и пробовали лечить по-разному. Молодь форели распределили по 300-литровым аквариумам, на шесть групп. Одну группу оставили в покое, это контроль. ...
Во время праздничной неделе я, окруженная красотой в самом широком смысле этого слова: духовной литературой, музыкой, фильмами, светлыми и чистыми беседами с любимыми людьми, совершенно отвыкла от внешнего мира, где понятие о красоте и грамонии ...
Мы с Юлей вернулись. С двумя чемоданами. Похудевшие и отдохнувшие. Загоревшие и полные сил. Сейчас разберем чемоданы, в которых только манго пять кило, и попытаемся влиться в местную действительность. Но уже в аэропорту хотелось назад. Туда, где цветут орхидеи и на углу нашей улицы прод ...