Улыбки и слезы Археологического музея - 3. Загадка Ныряльщика
moyage311 — 19.11.2021 Итак, по-прежнему не вылезая из жизнерадостной темы гробниц, продолжаю:В 1968 году в полутора километрах от Посейдонии (Пестума), в маленьком некрополе был обнаружен совершенно целый греческий саркофаг, расписанный изнутри сюжетными сценами. В отличие от луканских саркофагов, имевших вид домика с двускатной крышей, греческий имел форму продолговатого ящика.
Гробница стояла на естественном основании, вырубленном в коренной породе, которая служила полом. Пять плит, тщательно склеенных между собой штукатуркой, образовывали камеру, размером приблизительно два метра на метр и высотой 80 см.
Находка стала сенсацией: наконец-то исследователи и все, кто интересуется античным искусством, обрели полностью сохранившийся ансамбль греческой фресковой живописи классического периода, который, кстати говоря, и по сей день является единственным в своем роде.
Гробница была разобрана и в виде разрозненных плит-фрагментов выставлена в отдельном зале пестумского музея.
Центральный сюжет композиции, из-за которого артефакт окрестили "Гробницей Ныряльщика", размещен на внутренней стороне крышки.
Вот как выглядел саркофаг в
Картинка из моей книжки
А вот таком ракурсе "виделись" росписи тому, кто находился внутри.
Фото из интернета
Если смотреть с точки зрения лежащего внизу, то Ныряльщик на крышке саркофага как будто бы не падает в реку, а свободно, не подчиняясь силе притяжения, парит в пространстве.
Может, именно это впечатление вызвало у ученых предположение, что главную сцену композиции с нырком-полетом надо рассматривать не как реальную ситуацию - красивый спортивный прыжок в воду, а как метафору перехода от земной жизни к жизни вечной.
Те, кто воспринимает образ Ныряльщика с метафорических позиций, склонны и все остальные изображения считать не просто бытовыми сценами, рисующими привычные (и приличные!) занятия, а аллегориями, которые корнями уходят в высокую поэзию и мифологические традиции.
Но если не докапываться до корней... что видит обычный зритель?
Зритель видит пирушку, на которую собрались исключительно мужчины. Они предаются веселью - пьют вино, слушают музыку, сами играют на музыкальных инструментах, забавляются простенькими играми, поют и беседуют. Большинство мужчин возлежит попарно на ложах, укрыв нижнюю часть тела
Собственно, так выглядел в Древней Греции обычный симпосий - ритуализированное пиршество, сопровождавшееся разнообразными развлечениями. Симпосий был одной из важных составляющих мужского образа жизни.
Такие действа проводились после трапезы у домашнего алтаря и начинались с ритуального омовения рук и обрызгивания благовониями. Участники украшали себя и сосуды с вином венками из плюща, мирта и цветов. Первый глоток вина из чаши, пускаемой по кругу, выпивался в честь доброго духа — демона. Богов тоже "угощали" - вино выплёскивали из кубков под старинную культовую песню, исполняемую в сопровождении флейты.
Принимать участие в симпосиях приглашались и гетеры (но это не наш случай)) а также танцоры, акробаты и певцы обоих полов, услаждавшие взоры и слух гостей.
Устраивались артистические представления, проводились конкурсы импровизированных речей, разгадывались загадки.
Для пущего веселья использовались разнообразные сосуды "с приколами" . Среди них были чаши с отверстием в ножке, вино из которых неожиданно проливалось на пьющего, чаши с двойным дном, дающие эффект внезапного исчезновения и появления вина..
Популярной была игра в коттабос, которая заключалась в том, чтобы перекинуть каплю вина, оставшуюся на дне килика в другой килик или попасть ею в какую-то иную цель. (килики - плоские открытые чаши - служили чем-то вроде ракеток, а капли мячиками))
Из числа присутствующих на симпосии выбирался симпосиарх (возможно, на встрече у Ныряльщика эту роль выполнял один из двух одиноких парней)
Симпосиарх руководил пирушкой, следил за порядком и выбирал темы для бесед. От участников требовалось, чтобы они, выпивая, сохраняли добродетели, не превращали полное тайных смыслов дружеское собрание в банальную пьянку с дебошем и прочими вульгарными эксцессами, свойственными людям низкого звания и по завершении... могли самостоятельно найти дорогу домой.
На фресках в гробнице Ныряльщика участники симпосия изображены в заключительный момент празднества, когда они предаются наслаждению от вина, музыки, пения и чувств.
Исследователи видят глубокую связь между символическим прыжком в воду и сценами полной отдачи музыкальной гармонии и эросу. Эти сцены, по их мнению, следует воспринимать, как погружение в глубины иного состояния самосознания...
Я не пришла к четкому убеждению, стоит ли соглашаться с тем пониманием изображений, какое высказывают ученые. Их гипотеза красива - прыжок в Вечность, иконографические обраэы! Прочтение, позволяющее обходить острые углы.
Но мне кажется, что делать заключения и выводы, имея в качестве доказательства всего лишь один образец ритуального оформления гробницы - это какой-то не совсем научный подход. С тем же успехом можно утверждать и противоположное, что никакие это не метафоры и символы, а просто в те времена было принято окружать умершего привычной ему при жизни обстановкой, изображая на стенках саркофага те занятия, которым он больше всего любил предаваться.
До сих пор неизвестно, кем был человек, похороненный в этой гробнице, каков был его статус и возраст.
Вполне логичной будет версия, что это был юноша-спортсмен, которому нравилось прыгать в воду с вышки (и, может, он даже погиб в результате неудачного прыжка)
Неизвестен и состав симпосиастов.
Что изобразили греческие художники (считается, что их было два) - традиционную сцену с условными персонажами или конкретных людей, близких покойному?
Меня интересует еще и то, что было найдено внутри гробницы, кроме росписей. Ведь саркофаг был плотно запечатан, а значит какие-то погребальные принадлежности и останки должны были сохраниться. Но почему-то нигде нет об этом никаких упоминаний (может, мне пока просто не удалось их отыскать)
При виде представленных на фреске сцен только одно не вызывает сомнений у зрителей любого уровня подготовки - мужчин, возлежащих бок о бок, связывают глубокие чувства. Их взгляды, улыбки, жесты, касания полны любви и обожания.
Но как это понимать? Если "лодку, плывущую в загробный мир" так смело украсили сценами любовных отношений между мужчинами, значит люди воспринимали такие отношения, как должное, считая к тому же, что и в глазах богов они не являются предосудительными.
Если копнуть глубже, то станет ясно: чувства, которые связывали двух мужчин не презирались, не подвергались гонениям, а, наоборот, считались высшим проявлением любви, но только при условии, что это была любовь небесная, духовная, а не низкая, исключительно телесная и нечестная по отношению к предмету, на который была обращена.
Вот как об этом говорится у Платона в диалоге "Пир"("Симпосий")
Всячески угождать во всем ради добродетели прекрасно. Эта любовь - любовь небесная, драгоценная и для государства и для отдельных лиц. Она заставляет и любящего и любимого прилагать большое попечение о добродетели. Все же другие виды любви— от другой богини, Афродиты Пандемос (Всенародной или, как мы бы сказали, Земной).
(В переводе с философского на русский: отношения будут считаться нормальными, если не вовлекать в них несовершеннолетних, если в паре более старший и разумный будет духовно развивать младшего и не изменит ему. когда тот потеряет юношескую привлекательность)
А главный посыл такой:
Я уже предвижу реакцию на сюжет фресок со стороны сторонников "традиционных ценностей". Им будет легче согласится с версией о "переносном значении" изображений или сделать простой и нелицеприятный вывод: уже тогда, на заре своей истории "Гейропа" вовсю загнивала... и катилась в тартарары вместе со всеми своими Платонами, Сократами, Эпикурами и прочими любителями оправдывать философскими умствованиями моральное разложение, лень, отсутствие мужского стержня и разбазаривание потенциала, данного природой...
Что хорошего можно было ожидать от изнеженных голубков, занятых друг другом, а не полезными мужскими делами, такими, как война, например?...
Ведь они, развлекаясь и милуясь, в конце концов, и город свой родной, Посейдонию,
Гробница Ныряльщика датируется 470-м годом до н.э. Гробницы лукан моложе, относятся к периоду с 360 по 330 год до н. э.
Столетний промежуток между ними - и какие изменения!
Если сравнить более древние греческие фрески (Ныряльщика и компанию) с любыми луканскими, то становится очевидным: цивилизация Великой Греции сделала шаг назад.(«Великой Грецией» римляне называли прибрежные районы Южной Италии и Сицилию ; эти регионы были широко заселены греческими поселенцами).
Насколько четко прорисовывали греческие мастера контуры тел, как детально изображали мускулатуру, передавали позы, жесты, движения и даже выражения лиц и эмоции!. Ничего такого и близко не найти на грубых, схематичных и неряшливых луканских фресках...
Эти разительные перемены напоминают мне еще более кошмарные метаморфозы, которые произошли с европейским искусством после вторжения в Римскую империю варваров... Тогда под напором грубой военной мощи были сметены все многовековые достижения в области культуры и не только...
Но потом была Эпоха Возрождения...
Великая Греция тоже не пропала, она приняла в себя и переварила лукан (и многих других). После чего продолжала развиваться дальше, сея "разумное, доброе, вечное", привлекая ароматами своих непрестанно "загнивающих устоев" окрестных варваров, мечтающих одновременно и уничтожить ее, и приватизировать (ох, что-то мне это напоминает...)
История, как известно, развивается по спирали.
Интересно, а в какой точке на витке этой спирали предпочли бы жить Вы (обращаюсь к читателю) - в той, где истинные мужики, звеня оружием, возвращаются из военных походов, груженые трофеями, а их жены прядут пряжу у домашнего очага, или в той, где женоподобные юноши обсуждают с гетерами платоновские диалоги? (про период перехода из одной точки в другую не спрашиваю, во времена перемен не хочет жить никто)
Я, конечно, максимально и неправомерно развела на полюса разные культуры, разные системы мировоззрений. Не так всё было однозначно. Взять хотя бы приверженцев однополой любви. Далеко не все они были неженками. Пример тому - множество известных пар, таких, как Ахилл и Патрокл - величайшие герои Троянской войны или Александр Македонский и Гефестион..
Эпикур, провозглашавший благом и целью жизни наслаждение, считал, что важно следовать за своими естественными желаниями и избегать противоестественных. Причем в числе противоестественных он называл не гомосексуальность, а... тщеславие и жажду богатства. Самым главным Эпикур считал наслаждения духовные, а не физические, а одним из высших удовольствий называл дружбу. Во как.
И луканы, я думаю, были не сплошь грубые вояки, раз они стремились (пусть не всегда удачно) следовать высоким греческим образцам, перенимать их приемы и традиции.
Луканские гробницы, выставленные во дворе музея
Заканчиваю этот неожиданно затянувшийся пост порцией вкуснейшего итальянского мороженого с фруктами, которое было съедено мною в кафешке прямо возле гробниц (если бы не оно, я бы потом не дотопала пешком до моря)
Морожка - сюрприз для тех, кто осилил весь текст!)))
А для меня это фото - приятные воспоминания, которые буду считать наградой за мои сегодняшние труды.
|
</> |