Улыбка Леонардо или улыбка Вероккио?
abrod — 14.11.2021 Я, увидев, что меня не понимают, пару месяцев назад пообещал себе, что не буду поднимать вопрос о символическом мышлении в России, но последние посты меня убедили, что это невозможно.Я не хочу в воскресенье поднимать вопрос о символизме тех вопросов, что обсуждались в двух предыдущих постах, но я хочу привлечь ваше внимание, мои дорогие читатели, к легенде о щите Медузы, который стал символом могущества семейства Медичи. Для этого я полностью перенесу сюда соответствующий текст из википедии, в который внесу изменения, необходимые для объяснения природы символического мышления, и отмечу их жирным шрифтом:
"В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо показал законченную работу отцу, тот испугался. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства». Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину: тот получил другой щит, купленный у старьёвщика. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов. По преданию, этот щит перешёл к семье Медичи, и стал символом их могущества, а когда он был утерян, полновластных хозяев Флоренции изгнал из города восставший народ. Таким образом живопись Леонардо-подростка став символом стала источником могущества и через много лет кардинал дель Монте заказал картину с изображением Медузы Горгоны Караваджо. Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына"
Причем это отношение к символам во Флоренции имело корни в античной истории, когда Флоренция была странной великолепных художников этрусков (по слухам предков русских), но умение Римских скульпторов изображать эмоции, противопоставленное так называемой архаической улыбке этрусских скульптур или спокойному лицу греческих статуй (например Лакоону или Прометею, которому орел клюет печень) стало доказательством превосходства Рима и символом победы Рима над столицей Этрурии Вейями, так же как "демократия" и "Звездные войны" стали основой и символом победы США в холодной войне.
Архаическая улыбка греческой статуи (650 до РХ) и внизу этрусский саркофаг (200 до РХ)
А символом могущества Франции Франциска I несомненно является полуулыбка потомка этрусков Леонардо ДаВинчи, который изобразил ее на лице Лиза Герардини, супруги флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо. Но по иронии судьбы эта улыбка, действительно являясь улыбкой Леонардо, на самом деле является улыбкой Вероккио, который был первым, кто изобразил ее на лице своего Давида, моделью для которого послужил молодой Леонардо ДаВинчи.
А теперь подумайте, что является символом могущества Российской Федерации и совпадает ли этот символ с источником силы и символом могущества Путинской России? Или может быть у нынешней России такого символа нет?
И в этой связи позвольте спросить символом чего стало исполнение в умирающем от голода Ленинграде Седьмой Симфонии Шостаковича и кто был инициатором этого исполнения? И случайно ли именно сейчас Первый Канал обрушил на нас соответствующий фильм? Кстати одной из причин, по которым Петрович покинул мой журнал было то, что я, по его мнению навязывая русскому народу авраамический монотеизм, ставлю под сомнение способность русского народа к символическому мышлению.
|
</> |