Украинский вариант быстрого и успешного обновления авиапарка Воздушных Сил
diana_mihailova — 02.07.2021Обращение журналистов за комментарием заставило вспомнить о недавнем интересном проекте. Хочу поделиться с вами и услышать ваше мнение.
Речь идет о Воздушных Силах Вооруженных Сил Украины. Конкретно - об авиации ВС. Не секрет, что состояние отечественного авиационного парка приближается к критическому. Не будем подробно останавливаться на причинах такого положения дел. Заметим лишь, что при такой отрицательной динамике украинская тактическая авиация прекратит свое существование через 5-7 лет. И произойти это может даже без какого-либо влияния противника. Известно, что авиационная техника, как никакая другая, крайне чувствительна к применению высокотехнологичных инноваций, редко останавливается в своем динамичном развитии и, к сожалению, имеет склонность к обычному моральному и физическому старению.
Принимая во внимание абсолютное стратегическое преимущество нашего противника в воздухе, такое положение дел не может быть приемлемым с точки зрения обеспечения национальной безопасности.
Что может быть решением проблемы?
Первое, и вполне очевидное, - разработка новейших отечественных образцов самолетов, в первую очередь - истребителей. Несмотря на логичность, этот вариант, возможно, является самым сложным. С одной стороны существенным препятствием является то, что отечественной школы проектирования и производства самолетов такого типа просто не существует, и все придется начинать практически с нуля. С другой стороны, даже при условии отечественного технологического чуда, по мировому опыту, такой процесс до уровня существования хотя бы прототипа может длиться от нескольких лет до десятилетий.
Второе решение, более ускоренное, - закупка иностранных образцов. Такой путь является самым затратным. Кроме того, даже при существенном пересмотре военного бюджета в сторону ассигнований на закупку самолетов, можно говорить о поставках лишь нескольких, максимум - до десяти машин в год.
Первый вариант является иррациональным с точки зрения затрат времени. Однако это ни в коем случае не означает, что нужно полностью отказаться от работы в этом направлении. Второй - явно не устраивает по объему и скорости замены авиационного парка, которая может быть растянута на десять - пятнадцать лет в самом успешном случае.
При таких условиях возможным путем могут стать поставки в Украину многочисленных партий самолетов, пусть и не самых современных моделей, но - мгновенно и в достаточном количестве. В Воздушных Силах США, например, количество таких машин, которые находятся на ответственном хранении, идет на тысячи. Конечно, речь не идет о F-35, зато, например, F-15A/C и F-16 в "скромной" модификации А/В могли бы рассматриваться как возможное решение.
Вопрос вопросов: что Украина может предложить в ответ? Тоже просто и понятно - только свою наземную авиационную инфраструктуру. Так, речь идет об отечественных аэродромы соответствующего класса и предоставление возможности базирования на них авиационных воинских частей и подразделений Воздушных Сил США и / или партнеров.
Конечно, для реализации такого проекта требуется выполнение целого ряда различных условий.
Прежде всего, США должны быть заинтересованы в использовании отдельных элементов отечественной аэродромной базы. Иными словами - базирование на наших аэродромах должна давать ВС США существенные оперативные и стратегические преимущества в регионе. Они кажутся очевидными, но внешняя политика США, как известно, - искусство сопоставления затрат и выгод.
Кроме того, именно использование аэродромов и создание авиабаз на нашей территории требует значительных финансовых затрат. Коротко говоря, сегодня мы можем предлагать только использование наших (только отдельных!) взлетно-посадочных полос и укрытий для самолетов. Остальные - радиотехническое и навигационное оборудование, базы ремонта и обслуживания, инфраструктуру для размещения личного состава и т.п., придется разворачивать "гостям".
Дополнительно, с целью юридического оформления такого рода "обмена", должен быть решен вопрос статусности Украины. Набор опций здесь достаточно широк: от приобретения желаемого членства в НАТО, до определения Украины как основного союзника США вне НАТО (Major Non-NATO Ally) или двустороннее соглашение о взаимной помощи. Все они нуждаются в значительных дипломатических усилиях и целенаправленной работе.
Готов к аргументированному и содержательному диалогу. К обсуждению положительных и отрицательных элементов указанного или подобного проекта.
Михаил Забродский, Народный депутат Верховной Рады IX созыва (Европейская солидарность), экс-командующий Десантно-штурмовыми войсками Украины