Ударные британские катера для Военно-морских сил Украины оснастят норвежскими
diana_mihailova — 04.11.2020
Противокорабельная ракета норвежской компании Kongsberg – NSM
(Naval Strike Missile)
Проект ударных катеров для Военно-морских сил Украины,
которые планируют строить за счет средств британского
кредита на верфях Соединенного Королевства и в нашей
стране, разработала английская фирма BMT.
Об этом заявил бывший главный конструктор Государственного исследовательского-проектного центра кораблестроения Сергей Кривко.
Он раскритиковал участие BMT в сделке, заявив, что фирма ничего не проектировала, кроме «полуспортивных патрульных катеров для Востока и Африки».
Однако «Мілітарний портал» оспаривает его точку зрения и говорит, что британская компания выполняла ряд важных оборонных заказов. В частности, она участвовала в создании катеров NG957 (см. иллюстрации), которые строились в Турции для Катара.
Это корабли длиной 48 метров, которые развивают скорость до 35 узлов. Проектировщики предложили несколько вариантов этого типа — патрульные катера, которые могут принимать на борт легкий вертолет, и скоростные ударные катера с восемью легкими противокорабельными ракетами.
Также BMT проектировала экспериментальный быстроходный корабль Sea Fighter (FSF-1) для ВМС США, который построила компания Nichols Brothers, и проводит исследования с целью модернизации экспериментального судна T-AGOS(X), созданного как перспективный корабль обеспечения американского флота.
Канадское подразделение фирмы проектировало арктические патрульные корабли по программе AOPS (Arctic Offshore Patrol Ship), первые два из которых спустили на воду в 2019-2020 годах.
Кроме этого, BMT разработала проект многоцелевого судна обеспечения HNoMS Maud, который достроили в прошлом году в Южной Корее для Королевского военно-морского флота Норвегии.
Фирма участвует в модернизации купленного в Англии для флота Австралии десантного корабля и разрабатывает проект перспективного тральщика, который может обезвреживать минные заграждения при помощи подводных и надводных дронов.
Напомним, по информации «Думской», военно-политическое руководство страны рассматриваетнесколько вариантов строительства кораблей за счет британского кредита.
Первый, судя по всему, это проект BMT, который не нравится командованию Военно-морскими силами. На рабочем совещании в Николаеве комфлота контр-адмирал Алексей Неижпапа назвалпредложение британцев «большой яхтой».
«Британский проект нам не подходит, и тут командующий не лукавит, — рассказал нам один из офицеров командования ВМСУ. — Надо понимать, что Соединенное Королевство с 1970-х годов не строит ракетных катеров для своего флота. Да, есть частные фирмы, которые занимаются этим, но для иностранных заказчиков. Проект именно такой фирмы и предложили Украине. Да, у нее большая история заказов, как гражданских, так и военных, она даже участвовала в проектировании авианосцев, это серьезная организация. Но предложенный ею проект – это, действительно, большая яхта. Очень похож на гражданское судно, которому дорисовали пусковые установки ракет. Этот катер технически и конструкционно не может быть платформой для средств поражения, тем более для ракетного оружия».
Помимо этого проекта, есть еще и украинский, который разработал Николаевский исследовательско-проектный центр кораблестроения (ДПКЦ).
По одним данным, речь идет о глубокой модернизации советской «Молнии» (проект 1241) — РКА «Гроза». Согласно имеющейся информации, этот катер должен быть длиной 60, шириной десять метров, с полным водоизмещением около 500 тонн, скоростью до 40 узлов, экипажем 35 человек и кубриками, оборудованными по стандартам НАТО. Предусмотрено новейшее радиолокационное оборудование обнаружения надводных и воздушных целей, а также система загоризонтного целеуказания для восьми противокорабельных ракет «Нептун». Мощное артиллерийское вооружение, состоящее из двух артсистем, должно управляться по радиолокационному наведению. Стоимость одного борта оценивалась в марте этого года в 120 миллионов долларов.
По другим, это совершенно другой проект:
«Он вполне современный и соответствует требованиям, предъявляемым к таким кораблям. Он быстрее, универсальнее, гораздо меньше британского, с противовоздушным вооружением (у британского катера системы ПВО нет), мощным орудием, с должной для военных кораблей автономностью и предполагает установку морского варианта противокорабельного ракетного комплекса «Нептун». Последний, надо сказать, вполне реально сделать за год-два. Это настоящий «москитный флот», — отмечает наш собеседник.
Впрочем, с командованием согласны не все эксперты. Многие считают украинский вариант, каким бы он ни был, нереальным:
«Совершенно очевидно, что британцы не будут финансировать строительство этих кораблей, хотя адмиралы явно питают по этому поводу какие-то иллюзии, — говорит сторонник британского проекта. — У нас же денег на них нет, и никогда не будет, о чем свидетельствует печальная повесть о корвете «Владимир Великий». Кроме того, даже если средства чудесным образом найдутся, эти проекты существуют только в воображении разработчиков и на красивых картинках их альбомов. Реальный срок реализации постройки таков: восемь месяцев на проектирование, около двух лет на разработку чертежей и технической документации и еще два года на воплощение задуманного в металле. Итого, при условии стабильного финансирования, которого, повторюсь, не будет, первый экземпляр будет готов через пять лет, в то время как британцы обязались выдать первую пару катеров, построенных у себя, уже через год после подписания твердого контракта. Вопрос основного вооружения – противокорабельной ракеты «Нептун» морского базирования также никто не снимал. Ее пока не существует, британцы же ставят на свой катер готовую ракету, которую мы выберем».
ОБНОВЛЕНО В 17:52. Стали известны новые подробности происходящего вокруг британского предложения. Источники «Думской» в командовании флота сообщают, что подданные королевы Елизаветы II согласились переделать проект с учетом пожеланий ВМСУ. В частности, они готовы перенести двигатель. Кроме того, решается вопрос по противокорабельной ракете — скорее всего, она будет норвежской, компании Kongsberg – NSM (Naval Strike Missile).