рейтинг блогов

Удар в спину российской реставрации

топ 100 блогов shakko_kitsune05.02.2020 У мастеров отечественной реставрации опять отбирают здание в центре.

Однажды Сергей Собянин прошелся по красивой улице Школьная в Таганском районе и понял, что она красивая. "А давайте сделаем тут пешеходную зону!", -- воскликнул он. Чиновники взяли под козырек и принялись выполнять его распоряжение.

Школьная улица в Москве. Фото: Wikimedia Commons, NVO
Удар в спину российской реставрации

С этой целью они приказали выселить с улицы все учреждения, которые не являются кафе и магазинами. Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ) ими как раз не являются. Реставраторы, которые прожили в этих помещениях 30 лет, получили на планерке Минкультуры приказ выметаться. Причем не просто выметаться, а в срок до 1 марта 2020. Взамен им с барского плеча выделяют 3 здания в разных концах Москвы (одно в Люблино), причем гораздо меньшей площади.

Эксперты по архитектуре, которые знают, что такое ЦНРПМ, в шоке (цитаты из них см. ниже).


Давайте я вам тоже расскажу, почему это важно: ЦНРПМ -- это люди, которые годами реставрируют все наши великие архитектурные памятники: все церкви Кремля, все главные монастыри (Андроников, Новодевичий, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский), все региональные кремли (Ростовский, Тульский и т.п.), усадьбы Кузьминки, Коломенское, Архангельское... Собственно, какой великий исторический памятник не возьми, окажется, что он "жив" благодаря мастерским ЦНРПМ, которые основаны в 1947 году и являются старейшим архитектурно-реставрационным бюро страны. Да, кстати, в предыдущий раз их выселили в 1987 году из Андроникова монастыря, а в 1990-м -- из Новоспасского. Невезучие они.

Друзья, давайте устроим флешмоб,
и попробуем массовыми перепостами этого текста донести до нашего нового министра культуры, что она может ознаменовать начало своего срока очень хорошим и правильным решением, спася реставраторов от очередного очень сильного удара. Ведь выселяют их, с библиотекой и архивом, не чтобы здание снести и построить там небоскреб, или по какой-то другой "важной" причине. А реально из-за какой-то странной маркетинговой идеи.
Коллеги журналисты, прошу вас подхватить эту новость.

Как сотрудник издания The ArtNewspaper  я поговорила с представителями музейного сообщества о ситуации.
Вот что они считают:

Елизавета Лихачева
Директор Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева


Новость о выселении ЦНРПМ и фактическом лишении их возможности нормально работать — это очень плохое известие. Мы так яростно пытаемся гордиться нашей реставрационной школой — и при этом притесняем одно из последних мест, где она сохраняется. Мы теряем эту школу на глазах. Когда Путин обещает французскому президенту послать на помощь в реставрации Нотр-Дама русских реставраторов — кого он собирается посылать? Особенно трагично, что из всех уцелевших реставрационных учреждений это опять происходит с ЦНРПМ. Только они обжились и обустроились на Школьной улице — и вот их снова выкидывают, причем по каким-то совершенно странным причинам. Мне не приходит в голову никаких слов, кроме «вредительство» и «диверсия». Потом, дело же еще не только в том, что они делают руками. Самое важное в реставрационной школе — это разработка научной методологии, а это именно то, чем занимаются ЦНРПМ. После войны мы смогли создать одну из лучших реставрационных школ архитектуры в мире. Но за 30 последних лет умудрились ее потерять. И вот теперь наносим добивающие удары.

Андрей Баталов
Заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля, профессор, доктор искусствоведения


Несколько лет назад мы праздновали 75-летие совершенно уникальной организации — ЦНРПМ. За годы она меняла название, коллектив реставраторов оставался одним и тем же — продолжатели традиций тех, кто пришел в реставрацию еще до войны. Все главные сооружения страны были отреставрированы сотрудниками этих мастерских, ими были отреставрированы все главные храмы страны, все исторические здания Кремля. И вот сейчас, когда ЦНРПМ приступают к реставрации Оружейной палаты, к такой ответственной работе, появляется новость об их выселении. Их выселяют не в первый раз за последние десятилетия — в предыдущие разы из монастырей, ну а теперь из здания на Школьной улице, которое было отреставрировано и приспособлено для их работы на их же средства. И ради чего? Ради сиюминутной задачи по созданию развлекательной среды! Тогда как они выполняют гораздо более важную задачу по сохранению нашей общей исторической среды. Идея с раскидыванием их по помещениям в разных районах Москвы очень плоха. С 1947 года ЦНРПМ создали огромный архив и библиотеку, они фактически собрали «истории болезней» всех главных зданий нашей страны. Разлучать специализированные отделы и библиотеку нельзя, в их совместной работе и был смысл создания единого кластера из зданий во время предыдущего переезда. Выселить ЦНРПМ из помещений на Школьной улице — это значит нанести сокрушительный удар в спину отечественной реставрации, которая и так дышит на ладан. Для многих наших музеев, монастырей и храмов это станет катастрофой.

Ольга Стригун
Главный архитектор Государственного исторического музея


Если говорить о Покровском соборе (филиале ГИМ), то ЦНРПМ — это наш давний спутник уже долгие годы. Они реставрировали его в 1920-х, 1950-х, 1980-х, в 2001–2011 годах, и вот сейчас тоже продолжаются реставрационные работы. Фактически для такого древнего здания, как собор Василия Блаженного, они необходимы в перманентном режиме. Но каждый раз, когда мастерские переезжают, это сказывается на ситуации с памятниками, такими как Покровский собор. Архитектурно-реставрационные работы, которые ведут для нас ЦНРПМ, останавливаются на период их обустройства и приведения дел в порядок. Причем останавливаются на достаточно заметное для состояния храма время. Помимо всего прочего, для работ постоянно необходимо обращение к архиву мастерских, в котором содержатся регулярно пополняющиеся данные о «здоровье» собора. А переезды архивам вредны. Очень не хотелось бы, чтобы подобное случилось опять.

Татьяна Сарачева
Заведующая музеем «Покровский собор»


Сотрудничество мастерских и Покровского собора началось, когда он еще не был филиалом Исторического музея, и оно длится вот уже практически 100 лет, если считать работу специалистов в 1920-х годах, которые позже стали сотрудниками ЦНРПМ. Все работы по реставрации в храме проводятся только под их руководством, причем все эти годы сохраняется преемственность: главный архитектор проекта реставрации от ЦНРПМ Т.П.Никитина — ученица Н.Н.Соболева, который занимался этим же ранее, приняв эстафету от своего учителя Д.П.Сухова. За эти годы в архиве ЦНРПМ накопился огромный пласт документов, относящихся к нашему сооружению, и до 1990-х годов он, конечно, не компьютеризован. Перемещение тысяч архивных листов — бесценных чертежей, обмеров — без потерь невозможно, особенно в такие короткие сроки, какие сейчас озвучены ЦНРПМ. Переезд наверняка отразится и на человеческом факторе. Для нашего музея это будет катастрофой. Мы уже начали ощущать последствия этой новости: для продолжения реставрационных работ в соборе ЦНРПМ должны подготовить проектную документацию по кровле и шатрам над северным крыльцом, но приняться за ее создание сотрудники мастерских объективно не могут, так как готовятся к переезду. После переезда им придется потратить много времени на обустройство и приведение в порядок дел, систематизацию документации. Мы, как и другие музеи, постоянно и очень остро нуждаемся в деятельности ЦНРПМ по реставрации и поддержании наших старинных зданий, и этот коллапс однозначно отразится на состоянии нашего архитектурного наследия.

Целиком публикация (там примерно тот же текст, что тут), лежит здесь.

***

Что нам нужнее, еще одна пешеходная улица с сувенирами, причем не особо и в центре Москвы, или чтобы реставраторы памятников русской архитектуры продолжали нормально работать и сохранять для нас наше наследие?

***
Сделаю-ка, для наглядности, галерею фотографий зданий, реставрацией которых ЦНРПМ занималась в последние 20 лет. И перманентная реставрация которых (и создание новых проектов на реставрацию) будет заморожено на неопределенный срок, пока мастерские будут приводить в порядок свои дела и архивы после переезда.

Архангельский собор Московского Кремля, Благовещенский, церковь Ризоположения, Потешный дворец, Патриаршие палаты,
Удар в спину российской реставрации Удар в спину российской реставрации Удар в спину российской реставрации Удар в спину российской реставрации Удар в спину российской реставрации

Большой Кремлевский дворец, Собор Василия Блаженного
Удар в спину российской реставрации Удар в спину российской реставрации

Коломенское
Удар в спину российской реставрации

Петровский путевой дворец
Удар в спину российской реставрации

Новодевичий монастырь
Удар в спину российской реставрации

Андроников монастырь
Удар в спину российской реставрации

Новгородский Софийский собор
Удар в спину российской реставрации

Соловецкий монастырь
Удар в спину российской реставрации

Кирилло-Белозерский монастырь
Удар в спину российской реставрации

Ох, что-то у меня рука устала даже фоточки постить по списку. А они это спасают...

Дальше об этих мастерских можно почитать в Википедии.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Только глубоко глупые люди радуются конфликтам между народами. И сами в них участвуют, разогревая будущий пиздец для самих же себя. Ну да ладно. Хрен с ними. Во сне искал котёнка, потом учил его не ссать где попало. Потом шёл по старинному городу, было мне лет 20. Радовался жизни, ...
только отдых, квартира и я. Никуда ехать уж не хочется. Вот правда же, что пьянки и гости вышибают из ритма жизни. Приводим квартиру и мысли в порядок. Чудесного настроения други! ...
Достоверно неизвестно, чей опыт надоумил авторитаристов минувшего столетия мумифицировать усопших вождей и героев. То ли фараоны Древнего Египта, которые желали предстать перед божьим судом комильфо, то ли папуасы западной части Новой ...
Читая стенограму выступлений партийцев на пленумах 37 года. Я так и не могу понять ...
Моя свекровь женщина до кончиков ногтей, оочень женственная, и стиль у нее соответствующий, женственный и романтичный. И она обожает юбки, постоянно их носит. И хочет видеть в них меня. И периодически их дарит мне. И каждый раз передо мной встает проблема - вписать такую юбку в гардероб ...