Учёные - люди с душой ребёнка?

топ 100 блогов — 20.11.2015

Все дети в принципе гениальны от природы. Вот появился маленький человечек в этот мир, для него незнакомый и даже чем-то неприятный. Поэтому малыш часто плачет, в утробе матери он чувствовал себя гораздо лучше. Только мамочка является связующим звеном между чуждым ему миром и ребёнком. Но постепенно у ребёнка начинается проявляться интерес к окружающему миру. Сначала на расстоянии вытянутой руки. Затем круг интересов увеличивается, и вы уже не замечаете, как быстро выросло дитя.

И вот рядом с вами идёт маленький учёный-"почемучка", который своими вопросами просто замучил своих родителей. Ему всё в диковинку, ему стало всё интересно, он пришёл в этот мир, чтобы познавать его. Почему и как, отчего и что будет, если...вопросы сыпятся, как из рога изобилия. И самое интересное, что на многие детские вопросы не могут дать ответы их родители. Потому что они уже взрослые и они забыли то время, самое интересное в жизни обыкновенного человека, когда они сами были "почемучками". Их теперь волнуют житейские проблемы, о которых ещё не догадывается малыш(ка).

Детство - самая счастливая пора в жизни человека. А время идёт так медленно, потому что день наполнен изучением окружающего мира. А год тянется, как целая вечность. Это у пожилых и стариков "годы летят словно птицы", у детей время замедляет свой бег. Редко, но находятся среди детей очень одарённые, они и отличники в школе, медалисты, и институты заканчивают с красными дипломами. А потом идут по научной линии. И если они сохранили в себе душу ребёнка, то из них получаются выдающиеся учёные.

Есть правда и гениальные исключения. Плохо, например. учился Эйнштейн, он находил для себя мир более интересны,чем то, что преподавали в школе. Но он был бесконечно любопытным и любознательным и не проходил мимо вопросов, на которые другие люди и внимания не обращали. Именно эта детская любознательность при незаурядном уме и сделала его великим учёным.

Я тоже, как и все был "почемучкой", но не имел природных способностей, необходимых для научной работы, таких как отличная память и живость ума. Для меня просто выучить уроки была огромной проблемой. а если задавали выучить стихотворение на память, то пиши пропало. Буду его зубрить весь вечер и всё равно с трудом запомню. Для меня было непостижимым потом узнать, что моей дочери достаточно было один раз прочитать стихотворение, и он его уже запомнила. А в НИИ, где я начинал свою работу инженером, была сотрудница, которая знала всю таблицу логарифмов.

Потом я уже прочитал об "эксперименте природы", описанном А. Лурье в книге "Маленькая книжка о большой памяти". И уже в этом плане ничему не удивлялся, если не считать своей ничтожной памяти, которая не позволяла мне запомнить даже мой домашний телефон. Да я и сейчас его не помню, хотя благодаря своей наблюдательночти и исклчительной усидчивости защитил кандидатскую диссертацию в области теплофизики с математическим уклоном. Тогда я понял, что в меня есть основной компонент для научной работы - моя любознательность, настойчивость и усидчивость. Было время, когда мне приходилось учиться в университете на вечернем отделении, работать в НИИ инженером и делать то, что прикажет начальник, работать самостоятельно над диссертацией и в виде дополнителного заработка к инженерной ставке в 98 рублей, подрабатывать ночным вахтёром между вечерними занятиями. Но я уже научился "учиться" и все кандидатские экзамены сдал на отлично без всякой аспирантуры. А в школе у меня были отличные оценки только по поведению.

Меня и сейчас называют большим ребёнком, но это нисколько не унижает меня, взрослого человека. Потому что мне интересно жить, как в детском возрасте. А когда я не нахожу ответа на свои "почемучки", к моим услугам знания других людей. Теперь Интернет стал моим вторым домом, фактически домом в доме. С ним мне не скучно будет прожить и до ста лет. Не понимаю тех здоровых физически людей, которые от скуки к жизни или от неразделённой любви, например, прибегают к суициду. Знали бы они, как борются за жизнь калеки, без рук и ног, слепые и глухонемые и ещё добиваются непостижимых успехов.

Можно привести невероятный пример жажды познания, проявленный английским физиком-теоретиком Стивеном Хокингом, автором бестселлера "Краткая история времени", в популярной форме рассказывающего о законах Вселенной. Сама история жизни знаменитого учёного, создателя Центра теоретической космологии в Кембриджском университете, поистине удивительна.

Стивен Хокинг родился в 1942 году в Оксфорде. Еще в школе Стивен выделялся среди сверстников своими дарованиями в области физики и математики. Никто не сомневался, что мальчику предстоит научная карьера. В 1962 году у него появились первые симптомы страшной болезни — амиотрофического латерального склероза, которая постепенно ведет к прогрессирующему параличу. Хокинг оказался прикованным к инвалидной коляске… Заболевание также сопровождалось частыми вспышками пневмонии.

Чтобы спасти пациенту жизнь, врачи сделали ему трахеотомию — вживили в основание шеи специальное устройство для поддержания дыхания. Но при этом он утратил способность говорить. Правда, тут ему помог технический прогресс — ученый обзавелся компьютером с синтезатором речи. Три пальца на его левой руке оставались подвижными, это позволяло набирать на дисплее тексты, которые озвучивал компьютер. Физик продолжал заниматься научными исследованиями в области теоретической космологии. На лекциях и конференциях он появлялся в инвалидном кресле и доносил до слушателей свои идеи с помощью монотонного компьютерного голоса.

Работая в Кембридже, Хокинг занимался проблемами "большого взрыва" и черных дыр, теорией относительности, единой теорией поля и др., совершив в этих областях немало открытий. Так, он применил термодинамику к описанию черных дыр. В 1975 году им была разработана теория о том, что черные дыры "испаряются" за счет явления, которое позднее получило название "излучение Хокинга". В 2004 году ученый представил концепцию, разрешающую парадокс исчезновения информации в черной дыре…

Совершенно обездвиженный ученый в апреле 2007 года совершил полет на специальном самолете в условиях невесомости, а в 2009 году собирался даже полететь в космос…Ему интересно жить даже в таком состоянии, когда очень многие согласились бы лучше отправиться в Лучший мир. Но Хокинг не верит в Бога в библейском смысле, что и послужило причиной развода с верующей первой женой после 25 лет брака. От этого брака Хокинг имел несколько детей. Учёный выжимает всё до последней капли из жизни на земле. Хокинга сравнивают с Альбертом Эйнштейном. Многие полагают, что у Хокинга самый высокий в мире интеллект. Сегодня он является членом Лондонского королевского общества (1974), Папской Академии наук (1986) и Национальной академии наук США (1992), имеет массу научных наград самого высокого уровня…

Могущественный разум заперт в немощном теле, функционирующем только благодаря вспомогательным средствам. Его разум - национальное достояние Великобритании. Источник: http://www.yoki.ru/anomalous/zagadki/19-05-2014/412613-stephen_hawking-0/

О чудачествах великих учёных ходят масса рассказов. А их типичная рассеяннность вызвана тем, что они интроверты и всегда углублены в мыслительный процесс. Так приводят случай с Исааком Ньютоном, который хотел сварить яйцо всмятку. Он имел в одной руке яйцо, в другой часы, но задумался и положил в кипяток часы, а яйцо держал в руке примерно 5 минут. Правда смешно? Однако смешно смеяться над гением, может, в это момент он решал проблему мироздания, чтобы потом поделиться ею с человечеством.

Кстати, Исаак Ньютон довольно плохо учился в школе. Взялся за ум он только тогда, когда его побил одноклассник. Будучи ребенком болезненным и слабым, он решил доказать, на что способен, вырвавшись вперед в учебе, и удивил учителей незаурядными способностями.

Но был ещё один гений, который удовлетворял своё любопытство исключительно для себя и не искал признания в научном мире. Это был английский лорд Каведиш Генри (1731—1810) — английский физик и химик. Так, например, он установил, что средняя плотность Земли в 5,48 раза больше плотности воды (точное значение 5, 448), открыл "закон Ома" в 1781 году, тогда как сам немецкий физик Г.Ом открыл его в 1826. Г.Ом ничего не знал об исследованиях учёного лорда, так как многие результаты своих трудов Кавендиш просто складывал в ящики своего стола. Такая же участь постигла и закон Кулона, отрытого ранее Каведишем.

Cavendish Henry signature.jpg

Кавендиш вел тихий и уединенный образ жизни. Со своими служанками он общался исключительно записками и не заводил личных отношений вне семьи. Круг его общения ограничивался лишь клубом Королевского общества. Учёный был полностью поглощён наукой и совершенно безразличен к окружающему его миру. Его не интересовали даже столь значительные события, как Французская революция или наполеоновские войны, прокатившиеся по Европе. Был сказочно богат и занимался благотворительной деятельностью.

Он оставил после себя ящики неразобранных рукописей. Большинство научных работ Кавендиша не публиковалось вплоть до второй половины XIX века, когда Джеймс Максвелл занялся разбором архивов Кавендиша. И даже сейчас несколько ящиков, заполненных рукописями и приборами, назначение которых не поддается определению, остаются не разобранными. Кавендиш опередил своих современников Гальвани и Вольта, создав искусственного электрического ската. В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Генри Кавендиша кратеру на видимой стороне Луны. (По материалам Википедии).

И все же учёные при всей их чудаковатости счастливые люди. Они счастливы, как дети, и получают несравнимую ни с чем радость от собственных достижений. Но дети подрастают и начинают постепенно терять своё чувство удивления перед миром. Поэтому взрослым следует всячески поощрять и не гасить природное любопытство ребёнка. Вот во дворе играет группа детей. Кто знает, может, среди них есть будущие Кулибины и Ломоносовы, Менделеевы, Ковалевские и Алфёровы. Именно в детском возрасте закладываются будущий интерес к тому, к чему склонен ребёнок.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
  Мой “твитт”: “NATO на лодках атаковали побережье Ras-Lanuf, но были уничтожены от установок Grad и Katyusha”! Я бы этой строчке не уделил отдельный пост, если бы не “Katyusha”! Наша “Катюша”? Жива и бьет агрессора? P.S. Простите за эмоции, но… не ...
Недавно иллюстрировала книжку о первой российской железной дороге (Царскосельской). Иллюстрация о мнимом вреде паровозов. Люди всегда настороженно принимают все новое, придумывают кучу опасностей и вреда от новых изобретений, иногда таких ...
Сейчас -26. Снега навалило. Зимовка. На улицу идти неохота :-) ...
Если кошке не удалось поймать мышь, она делает вид, что погналась за листиком. ...
Те критики, что отказывают русской литературе в оригинальности и национальных корнях, утверждая, что вся она более или менее добросовестно снятая калька с литературы западной, производят впечатление людей, сравнивающих две вещи, об одной из которых имеют они несколько туманное представлен ...