Учебная ситуация
tchainka — 02.09.2018Идем вчера с Филиппычем, а навстречу - целая процессия. Мама-папа, бабушка-дедушка, радостные, нарядные, с фотокамерами. Конвоируют - ну то есть, пардон, сопровождают - виновника торжества лет восьми или девяти, тоже очень прилично упакованного в элегантной костюм при белой рубашке. Виновник чешет бодро впереди всех - поступь решительна, кулаки сжаты. И - выражение на лице такое, что описать его можно либо словом "БЛЯ-Я-Я-Я-Я-Я...", либо уж вообще никак. Ну да, это еще первоклашке можно лапши навешать про праздник знаний и блаблабла, а с опытным бывалым третьеклассником такой номер не пройдет.
Филиппыч сразу вспомнил, как ходил он в первый класс в Усть-Каменогорске. Чешешь, говорит, такой по улице в семь утра. Зима. Темнотища. Минус тридцать.
Тогда я тоже историю вспомнила. Не про первый класс, про первый я уже как-то рассказывала, а про пятый.
В пятом классе была у нас ботаника. Я ее не то чтоб не любила - относилась с вежливым равнодушием. Когда нельзя было никак иначе - учила, в прочих случаях избегала. А чего там, подумаешь. Амебы. Инфузории. Мхи с лишайниками. Двудольные-однодольные. Злаки. Пшеница.
- В состав пшеничного зерна, - сказала строгим тоном ботаничка Нинель Витальевна, - входит клейковина.
И ткнула указкой в плакат.
- Так. Все взяли ручки и записываем. Клей-ко-ви-на - это растительный белок. Ясно?
Класс дружно промолчал. Надо полагать, всем было ясно.
- А что такое растительный белок? - прищурилась Нинель Витальевна.
А в самом деле... что он такое? Вот в яйце, например, есть белок, он явно не растительный, но ведь это примерно то же самое? Я очень серьезно задумалась, пытаясь хоть как-то навскидку сформулировать для себя (и для учительницы) понятие белка вообще и растительного в частности.
- Ну? - поторопила ботаничка. - Что молчите-то?
Ой. Видимо, я должна была это знать. Возможно, мы проходили это две недели назад, когда я как раз болела, а дома учебник не читала, потому что надо быть ненормальным, чтобы ботанику учить при ангине. Но ведь и никто не знает! Даже Светка, которая во всей обитаемой вселенной самая старательная. Вон, сидит с ручкой наготове, вся подавшись вперед. Ну и какой ответ-то? А?!
- Эх вы, - укоризненно покачала головой Нинель Витальевна. - Растительный белок - это клей-ко-ви-на! Так и запишите в тетрадях. Клейковина - это растительный белок. А растительный белок - клейковина. Просто же.
Вместо того, чтобы записать определение, как было велено, я аккуратно положила ручку на стол и подумала "ептваюмать", хотя и совершенно другими словами. В силу крайней молодости я ничего не смыслила в формальной логике. Даже бессмертный пассаж о сепульках из лемовских "Звездных дневников" и то еще не читала. Но почему-то очень хорошо понимала, что здесь и сейчас происходит какое-то вопиющее безобразие. Ну нельзя определять одно слово через другое, а то, обратно же, через первое! Ведь от этого ничего не становится понятнее. Это неправильно. Ненормально. Ошибочно. Вот сейчас поднять руку, встать и спросить...
Так. Стоп. Допустим, я и вправду задам ей вопрос. Но вдруг она не сможет ответить? Что тогда будет? Хорошо, если скажет - да, мол, можно по-другому определить, просто вы еще маленькие и не поймете. А если нет? Если обидится, запомнит и станет мне оценки снижать? Меня же дома за четверку по ботанике - не по математике, не по русскому, не по английскому даже, а по какой-то паршивой ботанике!!! - морально уничтожат. За человека не будут считать. Ой, нет. Нет-нет. Лучше я потом в энциклопедии посмотрю, что такое на самом деле клейковина, и буду надеяться, что в следующий раз меня не вызовут...
И вот с одной стороны - да, ужас. И училка по логике до пятиклассницы не догоняет, и зашуганная до полусмерти пятиклассница слово боится сказать. А с другой, если отвлечься от предмета, эта Нинель Витальевна - прямо-таки нечаянный гений педагогики. Ведь это же офигеть до чего эффективная получилась учебная ситуация, если я до сих пор - через сорок лет! - помню этот злополучный урок ботаники. И особенно - вывод, к которому я пришла тогда, хоть и совсем, совсем другими словами:
УЧИТЕЛЯ ИНОГДА НЕСУТ ПОЛНУЮ ХЕРНЮ.
|
</> |