У каждого из нас есть вопросы, к решению которых приходится
_corso_ — 23.01.2011 У каждого из нас есть вопросы, к решению которых приходится время от времени возвращаться на протяжении всей жизни, каждый раз получая какие то части ответа-головоломки - так что общий его план постепенно становится всё яснее и яснее.Для меня одним из таких вопросов является внутренняя мотивация самоограничения.
Разумеется, я не имею в виду социальное самоограничение, неизбежно и постоянно возникающее в человеческой жизни как результат общественного договора (не делай тому того, что - и тогда тебе тоже не... и т.п.). Речь идет о том самоограничении, которое обществом прямо не мотивируется, о самоограничении религиозном, иначе говоря - об аскезе.
Мне давно уже кажется, что этот вопрос принимал и принимает такие болезненные формы именно из-за отсутствия правильной мотивации. К сожалению, первой и главной мотивацией, которая сплошь и рядом предлагается проповедниками аскезы (во всех её проявлениях), является страх - страх греха и собственной греховности, страх быть отвергнутым и осужденным, или просто оказаться недостойным божественной любви и милосердия. Но страх, как известно, - одно из главных орудий сатаны и вряд ли в этом случае нам удастся победить врага его же орудием. Идя вперед, подгоняемые страхом, мы лишь удаляемся от любви. Думаю, известные слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова (1 Ин. 4: 18) - ещё и об этом.
Мне кажется, что настоящие аскеты, достигшие святости на этом пути, никогда не ограничивали себя из страха, а если мы и находим что-либо подобное в их наставлениях, то, скорее всего, такие высказывания им впоследствии приписывали недобросовестные последователи - с целью сделать проповедь самоограничения более эффективной и действенной, но, к сожалению, в итоге, достигая прямо противоположного эффекта.
Настоящей мотивацией самоограничения, каким бы странным это не показалось на первый взгляд, должна быть любовь к свободе - очень сильная и острая. Потому что только человек, бесконечно ценящий и любящий свободу, может осознать, что такое это самое "рабство греху", что значит быть безвольной и бессмысленной игрушкой собственных страстей, как это тяжело, унизительно и гадко. И будет готов сделать всё, чтобы от этого рабства избавиться. Именно так и следует понимать знаменитые слова про отсечение ручек и выкалывание глазок, которые, к сожалению, нередко получают вполне буквальную интерпретацию в агиографии и патериковых рассказах. Это метафору невозможно понять правильно, если не помнить, что на отсеченной руке, о которой идет речь, - кандалы, и отсекает ее узник, более всего желающий вырваться на свободу, да и вообще вряд ли уже способный желать чего либо ещё...
И те, кто берется пропагандировать аскезу, должны, как мне кажется, не призывать к самоограничению, а рассказывать именно об освобождении - как о её конечной цели. Самоограничение придёт потом - естественно и неизбежно - когда человек поймёт, что у него просто нет другого средства для того, чтобы освободиться. И человек по этому пути пойдёт - при этом твёрдо и постоянно осознавая, что даже если он потерпит неудачу, у него - как и у всех прочих людей - остаётся в бесконечном запасе милосердие Того, Кто всё равно всех освободит. Просто аскет - это тот, который хочет получить свободу здесь и сейчас, получить "Царство прежде Царства", то, кто любит её больше всех остальных людей. Именно поэтому аскеза не должна и не может быть уделом многих - при отсутствии единственно правильной внутренней мотивации её место снова и снова занимает страх, и человек, вместо того, чтобы приближаться к Богу, снова и снова от него удаляется.
Да и на всякий случай - я отнюдь не считаю тех, кто не обладает этой острой внутренней жаждой свободы, людьми "второго сорта", обречёнными на бессмысленное прозябание в рабстве. Есть и другой путь - путь деятельной любви к ближним, от которого кандалы постепенно тают и истончаются. И здесь опять возникает самограничение с правильной мотивацией - самоограничение ради других, намного превышающее "социальный минимум" и, в конечном счёте, тоже выводящее на свободу...