У каждого из нас есть вопросы, к решению которых приходится

топ 100 блогов _corso_23.01.2011 У каждого из нас есть вопросы, к решению которых приходится время от времени возвращаться на протяжении всей жизни, каждый раз получая какие то части ответа-головоломки - так что общий его план постепенно становится всё яснее и яснее.
Для меня одним из таких вопросов является внутренняя мотивация самоограничения.
Разумеется, я не имею в виду социальное самоограничение, неизбежно и постоянно возникающее в человеческой жизни как результат общественного договора (не делай тому того, что - и тогда тебе тоже не... и т.п.). Речь идет о том самоограничении, которое обществом прямо не мотивируется, о самоограничении религиозном, иначе говоря - об аскезе.
Мне давно уже кажется, что этот вопрос принимал и принимает такие болезненные формы именно из-за отсутствия правильной мотивации. К сожалению, первой и главной мотивацией, которая сплошь и рядом предлагается проповедниками аскезы (во всех её проявлениях), является страх - страх греха и собственной греховности, страх быть отвергнутым и осужденным, или просто оказаться недостойным божественной любви и милосердия. Но страх, как известно, - одно из главных орудий сатаны и вряд ли в этом случае нам удастся победить врага его же орудием. Идя вперед, подгоняемые страхом, мы лишь удаляемся от любви. Думаю, известные слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова (1 Ин. 4: 18) - ещё и об этом.
Мне кажется, что настоящие аскеты, достигшие святости на этом пути, никогда не ограничивали себя из страха, а если мы и находим что-либо подобное в их наставлениях, то, скорее всего, такие высказывания им впоследствии приписывали недобросовестные последователи - с целью сделать проповедь самоограничения более эффективной и действенной, но, к сожалению, в итоге, достигая прямо противоположного эффекта.

Настоящей мотивацией самоограничения, каким бы странным это не показалось на первый взгляд, должна быть любовь к свободе - очень сильная и острая. Потому что только человек, бесконечно ценящий и любящий свободу, может осознать, что такое это самое "рабство греху", что значит быть безвольной и бессмысленной игрушкой собственных страстей, как это тяжело, унизительно и гадко. И будет готов сделать всё, чтобы от этого рабства избавиться. Именно так и следует понимать знаменитые слова про отсечение ручек и выкалывание глазок, которые, к сожалению, нередко получают вполне буквальную интерпретацию в агиографии и патериковых рассказах. Это метафору невозможно понять правильно, если не помнить, что на отсеченной руке, о которой идет речь, - кандалы, и отсекает ее узник, более всего желающий вырваться на свободу, да и вообще вряд ли уже способный желать чего либо ещё...
И те, кто берется пропагандировать аскезу, должны, как мне кажется, не призывать к самоограничению, а рассказывать именно об освобождении - как о её конечной цели. Самоограничение придёт потом - естественно и неизбежно - когда человек поймёт, что у него просто нет другого средства для того, чтобы освободиться. И человек по этому пути пойдёт - при этом твёрдо и постоянно осознавая, что даже если он потерпит неудачу, у него - как и у всех прочих людей - остаётся в бесконечном запасе милосердие Того, Кто всё равно всех освободит. Просто аскет - это тот, который хочет получить свободу здесь и сейчас, получить "Царство прежде Царства", то, кто любит её больше всех остальных людей. Именно поэтому аскеза не должна и не может быть уделом многих - при отсутствии единственно правильной внутренней мотивации её место снова и снова занимает страх, и человек, вместо того, чтобы приближаться к Богу, снова и снова от него удаляется.

Да и на всякий случай - я отнюдь не считаю тех, кто не обладает этой острой внутренней жаждой свободы, людьми "второго сорта", обречёнными на бессмысленное прозябание в рабстве. Есть и другой путь - путь деятельной любви к ближним, от которого кандалы постепенно тают и истончаются. И здесь опять возникает самограничение с правильной мотивацией - самоограничение ради других, намного превышающее "социальный минимум" и, в конечном счёте, тоже выводящее на свободу...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дорогие читатели, сегодня я расскажу вам об очень хорошем дополнении к браузеру Mozilla Firefox которое поможет вам скачивать видео и музыку откуда вы захотите. Так же программа скачивает флеш игры. Принцип работы Video Download Helper прост, он сохраняет вам на ...
Не многие художники способны выйти за рамки спокойного взгляда на мир, и прямо нацелиться на нервирующую тему. Но Бэкон смог. Ужас от реальных событий тёк по его нервам — Магдалену он написал во время Второй мировой войны, когда в Британии начали появляться фотографии Холокоста и ...
19 июля 1984 года умерла Фаина Раневская. О жизни, о любви, о работе, о людях – известные цитаты актрисы в этой подборке: Люди как свечи: либо горят, либо в жопу их. Нет толстых женщин, есть маленькая одежда. Талант — как бородавка — либо он есть, ...
Долгое время точные причины развития этой болезни оставались неизвестными, но в последнее время становится очевидно, что развитие псориаза связано с генетическим дефектом молекулярных механизмов, управляющих работой иммунной системы. Это значит, что склонность к развитию псориаза ...
Герцен в «Былом и думах» (глава XXXV «Медовый месяц республики») рассказывает о том, как в 1848 году он плыл на почтовом пароходе через Ла-Манш в компании одного старого француза-роялиста. Завязалась беседа. Вскоре разговор принял характер политического спора, и Герцен, распалясь, начал ...