У истоков великой Македонии
all_collector — 05.09.2024Скудость свидетельств о ранней истории македонского региона у греческих авторов указывает на очевидную незаинтересованность в регионе до вступления во власть Филиппа II. Помимо мифологии, по которой регион был населен дикими полулюдьми, Геродот в своих ограниченных описаниях этого периода меняет местами Фракию и Македонию, а также фракийцев и македонцев, так что весь регион и его жители кажутся по своему происхождению туманной, полуварварской группой.
Несколько племенных групп населяли горную северную область Македонии, Паионии и Фракии; все они возглавлялись вождями, которые в конечном итоге приняли номинальный титул baσiλeyς, например, Гетас из Эдона. В то же время эти группы вступили в денежный союз, основанный на общем стандарте веса, общих номиналах и общих нумизматических дизайнах, подчеркивающих региональные мифологические ассоциации, такие как Арес-Диомед, Гермес-Аполлон и Дионис, а также включение определенных символов. К концу персидских войн этот союз ослаб, отчасти из-за возвышения македонского царского дома. Согласно Геродоту, происхождение македонского царского дома можно проследить до трех братьев-аргосцев из дома Теменоса. Изгнанные из своего дома, они были вынуждены скитаться на севере, в конечном итоге поселившись в Лебее на самом севере Македонии, где они нанялись к местному царю в качестве пастухов. Самый младший из этих троих, Пердикка, пас овец и коз, что считалось наименее важной задачей. Однако предзнаменование продемонстрировало его будущее величие, и после доклада царю молодые люди были снова вынуждены отправиться в изгнание. Перед тем как уйти, они потребовали причитающееся им. Ответив, что они могут получить солнечный свет, проходящий через дымовое отверстие в крыше, Пердикка обозначил круг солнечного света на земле своим ножом и собрал его в свою одежду. Понимая это как то, что мальчик в конечном итоге будет править всеми землями под солнцем, царь попытался убить молодых людей. Спасенные от этой участи, они направились в Эдессу около области Бисалтай (согласно более позднему автору Юстину, с помощью козла, в честь которого они переименовали город в Эги), и оттуда основали будущий македонский царский дом.
К концу шестого века до нашей эры македонский царский дом стал влиятельной силой в региональном союзе; он уже находился в дипломатических контактах с тиранией Писистратидов в Афинах. Войны с Персией еще больше увеличили значение Македонии, особенно ее молодого принца Александра I, сына Аминты. Проницательный политик, Александр ловко маневрировал в этой шаткой ситуации. Хотя он предложил руку своей сестры в браке с персом, чтобы компенсировать наказание за свою месть за высокомерие персидского посольства в 514-513 гг. до н. э., Александр поддерживал отчужденные, но хорошие отношения с персами, когда они двигались через регион в 492 г. до н. э. В то же время он работал над более тесной связью с греками. Геродот говорит, что накануне битвы при Платеях Александр вошел в афинский лагерь, чтобы сообщить, что задержка с началом сражения с персами поможет еще больше сократить их и без того скудные запасы. Взамен он надеялся, что греки (в частности, афиняне) помогут ему, когда придет время, тем самым наладив отношения между растущей державой на севере и растущим греческим городом-государством.
Типы монет Александра отражают положение развивающегося македонского государства. Самые ранние типы берут начало в типах фрако-македонского союза, частью которого была Македония. Ненадписанные выпуски, ранее приписываемые Бисалтаю, теперь должны быть приписаны Александру на этапе, когда Македония оставалась равноправным членом союза и еще не достигла преобладающей власти в регионе. Похожие выпуски с его именем являются более поздними и попадают в период после Персидских войн, когда Александр, уверенный в своей поддержке со стороны афинян после Платеи, начал консолидировать контроль Македонии над другими племенами.