рейтинг блогов

Тяжелый крейсер "Harima Shipbuilding" для Китая: проект 1006

топ 100 блогов fonzeppelin26.01.2022

В период относительной стабильности Китайской Республики, продолжавшийся с 1928 по 1937, отношения между Японией и Китаем были в общем-то не так уж и плохи. Оккупацию японцами Манчжурии в 1931-1932 китайцы, вполне резонно, расценили как свинство, но поскольку поделать с этим так и так ничего не могли, то — не менее резонно — решили не портить из-за этого отношения с богатым и влиятельным соседом. 

Китайские элиты Гоминьданя в это время смотрели на Японию в основном как на пример удачной модернизации страны. Япония была также логичным торговым партнером для Китая — ближайшей индустриально развитой державой, на которую Китай мог оперется в вопросах собственной модернизации. Поэтому ничего удивительного, что параллельно с обменом взаимными обвинениями, Китай и Япония в начале 30-ых вполне себе успешно и взаимодействовали на многих уровнях; например, военном кораблестроении.

Тяжелый крейсер Harima Shipbuilding для Китая: проект 1006

В 1931 году, японская судостроительная компания «Harima Shipbuilding & Engineering Co., Ltd», предложила вниманию китайского флота ряд своих проектов. Хотя фирма и не относилась к числу судостроительных гигантов, она все же была вполне почтенным предприятием, существующим с XIX века, и имевшим солидный опыт постройки гражданских и военных кораблей. Руководство фирмы, судя по всему, надеялось получить от китайского правительства долгосрочный контракт на масштабную судостроительную программу, и поэтому разработало сразу несколько проектов — чтобы заказчикам было из чего выбирать.

Самым крупным кораблем, предложенным «Harima» был 6000-тонный «защищенный» крейсер (в англоязычной переписке использовался термин «protected cruiser», обозначающий бронепалубный крейсер; однако, проект «Harima» имел и вертикальное бронирование), вооруженный шестью 200-мм орудиями. Под обозначением «проект 1006», были разработаны несколько вариантов — проект 1006А и проект 1006В — различавшихся деталями вспомогательного вооружения.

По конструкции, крейсер весьма напоминал британские линкоры «Родни» и «Нельсон» — все вооружение главного калибра было сосредоточено в трех башнях в носовой части, а все вспомогательное и зенитное вооружение располагалось в кормовой. Такая конфигурация была весьма популярна для линкоров в конце 1920-ых, но на крейсерах применялась редко (не считая крейсеров, проектировавшихся как носители гидросамолетов). 

ВООРУЖЕНИЕ:

Основное вооружение крейсера состояло из шести 200-мм/50-калиберных орудий, расположенных попарно в трех двухорудийных башнях. Конкретный тип орудий не уточнялся, но по-видимому это должны были быть 20-см/50-калиберные орудия 3-го года Тип 1 (20 cm/50 (7.9") 3rd Year Type No. 1), аналогичные установленным на японских тяжелых крейсерах типа «Фурутака» и «Аоба». Эти орудия стреляли 110-кг бронебойным снарядом с начальной скорость 870 м/с. 

200-мм башня и надстройка японского образца на мемориале в Тайланде (мемориал броненосца береговой обороны
200-мм башня и надстройка японского образца на мемориале в Тайланде (мемориал броненосца береговой обороны "Thomburi")

Все башни главного калибра устанавливались в носовой части, башня «B» располагалась возвышенно на высоком барбете и стреляла поверх башен «A» и «C» (т.н. «пирамидальная» схема). Точный тип орудийных установок неизвестен, но можно предположить, что это были бы башни тип «C» — использованные на крейсерах типа «Аоба» — с максимальным углом возвышения в 40 градусов. Дальность стрельбы при этом составляла 26.7 км.

Боезапас определялся в 100 снарядов на орудие в мирное время (в тексте документа стоит пометка «more?»), и 150 снарядов в военное. Интересно отметить, что японский боезапас тяжелых крейсеров составлял до 120 снарядов на орудие.

Для управления огнем 200-мм орудий, крейсер должен был получить полный комплект дальномеров и директоров, включая 6-метровый дальномер на крыше мостика, и 3.5-метровый дальномер на верхушке боевой мачты. Кроме того, возвышенная башня «B» должна была оснащаться собственным 6-метровым дальномером. Центр управления огнем располагался под броневой палубой.

Вспомогательное вооружение разнилось в зависимости от конкретного проекта:

* Базовый проект 1006А предусматривал мощное «промежуточное» вооружение из четырех 140-мм/50-калиберных орудий Тип 3. Орудия эти располагались линейно-возвышенно в двух вращающихся башнях (аналогичных по конструкции башням крейсера «Юбари») на корме корабля. Такое мощное вспомогательное вооружение, теоретически, должно было позволить эффективно поражать эсминцы и легкие корабли неприятеля, а также поддерживать главный калибр на дистанции до 20.000 метров. Боезапас определялся в 200 снарядов на орудие в мирное время, с возможностью загрузить до 300 в военное время.

Тяжелый крейсер Harima Shipbuilding для Китая: проект 1006

Зенитное вооружение состояло из четырех 8-сантиметровых (на самом деле, 76-миллиметровых) орудий Тип 3, расположенных квадратом по углам надстройки. Эти зенитки представляли собой, по сути, лицензионную копию британской 12-фунтовой скорострельной пушки образца 1894 года, поставленную на зенитный станок. Боезапас зениток определялся в 300 снарядов на орудие в мирное время, и 400 в военной обстановке.

* Доработанный проект 1006B предусматривал более умеренное вспомогательное вооружение из четырех 120-мм/45-калиберных орудий Тип 3. Орудия размещались в спаренных щитовых установках на корме крейсера. Установки не были универсальными, и не могли стрелять по воздушным целям. Боезапас определялся в 200 снарядов на орудие в мирное время, с возможностью загрузить до 300 в военное время.

Тяжелый крейсер Harima Shipbuilding для Китая: проект 1006

Зенитное вооружение проекта 1006B несколько отличалось расположением. Поскольку 120-мм орудия занимали меньше места на корме крейсера, все четыре 8-см/76-мм зенитки расположили в кормовой части надстройки. Такая мера, видимо, позволяла адекватнее распределить вес, поскольку углы обстрела зениток в носовой части были сравнительно ограничены в сравнении с предыдущим проектом.

8-см (на самом деле, 76-мм) зенитное орудие.
8-см (на самом деле, 76-мм) зенитное орудие.

Относительно вспомогательного вооружения, описание проекта упоминает использование «простой» системы управления огнем. По-видимому, это означает что управление огнем вспомогательных орудий и зениток не было централизовано. Для управления огнем зенитной артиллерии, на кормовой надстройке был установлен 2-метровый зенитный дальномер.

Легкое зенитное вооружение на всех проектах состояло из четырех тяжелых пулеметов (калибр не уточнялся — возможно, 12,7-мм или 13,2-мм) расположенных на крыльях мостика. Боезапас предусматривался в 20.000 патронов на ствол.

Торпедное вооружение крейсера проекта 1006 состояло из двух строенных торпедных аппаратов калибром 533-мм. Торпедные аппараты размещались побортно в центре корпуса крейсера. Полный боекомплект крейсера включал девять торпед — шесть в трубах, и три в резерве для перезарядки. Кроме того, на кормовой палубе размещались рельсы для глубинных бомб (до 30 зарядов).

БРОНИРОВАНИЕ:

Точное описание бронирования крейсера представляет собой некоторую... проблему. По неясной причине, инженеры Харима следовали британской традиции обозначать защищенность не в толщине броневых плит, но в фунтах (!) эквивалентного веса. Расшифровывалась эта странная система следующим образом: квадратный фут броневой стали толщиной в 1 дюйм (24,9 мм) считался весящим ровно 40 фунтов. По всей видимости, такой подход облегчал подсчет веса бронирования в конструкции корабля.

Тяжелый крейсер Harima Shipbuilding для Китая: проект 1006

Бронирование крейсера было выполнено по «коробчатой» схеме. Машинные и котельные отделения защищались по бокам 50-мм броневыми плитами (80 фунтов эквивалентного веса) а с торцов 20-мм траверсными переборками (30 фунтов эквивалентного веса). Сверху их прикрывала 25-мм броневая палуба.

Башни и барбеты орудий главного калибра защищались 25-мм бронированием (40 фунтов эквивалетного веса). Погреба боезапаса сверху прикрывались 25-мм плитами, а с торцов 20-мм траверсными переборками. Аналогичную защиту имели рулевые механизмы в корме крейсера.

Наиболее сильно бронированной частью корабля была боевая рубка. Она защищалась 75-мм броневыми плитами (120 фунтов эквивалентного веса), с крышей толщиной 40-мм. Переговорные трубы защищались 25-мм бронированием.

Такая компоновка бронирования достаточно хорошо укладывалась в представления о «Вашингтонских» тяжелых крейсерах первого поколения. К началу 30-ых, впрочем, такая концепция уже устарела. С другой стороны, учитывая сравнительно небольшие размеры проектируемого крейсера, и его мощное вооружение — крейсер проекта 1006 должен был нести вооружение, аналогичное на 2000 тонн более тяжелым крейсерам типа «Аоба» — такое слабое бронирование представлялось единственно возможным.

Противоторпедная защита крейсера, по всей видимости, ограничивалась разделением на водонепроницаемые отсеки. 

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА:

Крейсер проекта 1006 должен был оснащаться двумя турбозубчатыми агрегатами мощностью в 19.000 л.с. каждый. Пар для них обеспечивали четыре нефтяных, и четыре смешаных (угольно-нефтяных) водотрубных котла. Смешаное питание котлов выглядело некоторым анахронизмом в начале 30-ых, но следует отметить, что вошедшие в строй в 1927 году японские крейсера типа «Аоба» еще имели смешаное питание части котлов. 

Тяжелый крейсер Harima Shipbuilding для Китая: проект 1006

Скорость крейсера по проекту определялась как «должна быть выше 28 узлов». Вероятно, на практике она бы составила порядка 29,5-30 узлов.

Запас топлива определялся в 800 тонн нефти и 680 тонн угля. Экономичным 12-узловым ходом, крейсер мог бы пройти до 8000 миль (14800 км), что выглядит несколько завышенным значениием.

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

Для воздушной разведки, крейсер проекта 1006 должен был нести два небольших складных гидросамолета. На эту роль, вероятно, предназначались лицензионные Aichi AB-3. 

Тяжелый крейсер Harima Shipbuilding для Китая: проект 1006

Гидросамолеты должны были бы храниться в ангаре под кормовой треногой мачтой. На кормовой палубе были проложены рельсы, облегчавшие выкатку гидросамолетов из ангара. Так как катапульты не предусматривалось, запуск гидросамолетов осуществлялся только «с воды». Размещенный на кормовой мачте подъемный кран опускал гидросамолет на воду, и после приводнения, убирал его обратно в ангар.

На случай ведения ночного боя, крейсер оснащался тремя дистанционно управляемыми 90-сантиметровыми прожекторами: два по бокам на крыльях мостика, и один на кормовой надстройке. Прожекторы были связаны с системой управления огнем главного калибра. Кроме того, имелись два вспомогательных 30-см сигнальных прожектора, управляемых вручную.

Радиокоммуникационное оснащение включало два длинноволновых и два коротковолновых передатчика, радиотелефон для связи в пределах видимости, и радиокомпас. 

Крейсер должен был нести стандартный комплект минных защитников-параванов, для преодоления минных полей.

Экипаж, включая возможное размещение адмирала со штабом, определялся в 570 человек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Проект крейсера 1006 в итоге не был реализован. Хотя китайское правительство, по всей видимости, внимательно изучило предложения «Harima», но шаткое финансовое положение Китайской Республики — усугубленное мировым экономическим кризисом — попросту не позволяло реализовать сколь-нибудь масштабную военно-морскую программу. Те небольшие средства, которые Китай мог потратить на вооружения, он предпочитал тратить на армию, являвшуюся основой контроля Гоминьданя над не слишком-то стабильной страной.

Скромный реал китайского флота 30-ых — учебный крейсер
Скромный реал китайского флота 30-ых — учебный крейсер "Ning Hai".

В результате, единственным предложением от «Harima», которое привлекло внимание китайцев, стал небольшой учебный крейсер (де-факто мореходная канонерка) водоизмещением в 2500 тонн. В 1931 году, один такой крейсер — «Ning Hai» — был заказан в Японии, а второй — «Ping Hai» — заложен с японской  технической помощью на китайской верфи. Хотя эти маленькие, медленные кораблики с вооружением из шести 140-мм орудий и не особенно значили в плане боевой мощи, они позволили китайскому флоту обучить кадры для будущей (так и не реализовавшейся) программы перевооружения.

ОЦЕНКА:

В целом, крейсер проекта 1006 был весьма оригинальной попыткой создать очень компактный (6000 тонн), но полноценно вооруженный тяжелый крейсер. Фирма «Harima» явно хорошо представляла сложное финансовое положение потенциального заказчика, и понимала, что его, скорее, заинтересует бюджетный, нежели впечатляющий проект. 

Изображение крейсера проекта 1006А за авторством Tzoli.
Изображение крейсера проекта 1006А за авторством Tzoli.

В идеале, разумеется, наибольшие шансы бы имел проект И бюджетный И впечатляющий. И тут, надо сказать, японским инженерам удалось себя продемонстрировать. Спроектированный ими корабль имел вполне адекватное вооружение тяжелого крейсера (шесть 200-мм орудий) при очень скромных габаритах. 

Разумеется, при этом инженерам пришлось пойти на определенные жертвы. Главными претензиями к проекту 1006 можно назвать защищенность и скорость:

* В плане защиты, предлагаемая «коробчатая» схема была вынужденным решением. Ничего лучшего впихнуть в ограниченное водоизмещение просто не представлялось возможным. Подобного рода бронирование обеспечивало более-менее адекватную защиту только от огня мелкокалиберных орудий. От огня 200-мм орудий других тяжелых крейсеров, определенную защиту могла предоставить только броневая палуба. 

* В отношении скорости, 28+ узлов для крейсера выглядят уже явно недостаточными. Это практически на 4-5 узлов ниже мирового стандарта (32-33 узла). Даже если предположить, что на практике крейсер бы развил больше — все равно, такая низкая скорость создавала существенные тактические и стратегические ограничения.

В целом, крейсера типа 1006 были бы... интересным дополнением ко флоту Китайской Республики. Вместе с другими проектами «Harima» (легкими крейсерами с 140-мм артиллерией, эсминцами и береговыми миноносцами) они вполне могли составить основу небольшого, но боеспособного флота. Если кто-то интересуется вопросом «как бы развивался дальше Китай, не начнись война с Японией в 1937», то крейсер тип 1006B выглядит весьма хорошей стартовой позицией)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Анна Щербакова, чемпионка среди взрослых. ...при помощи блокаторов гормонов. Очередной мощнейший скандал в российском спорте. По сути - опять допинговый, только допинг тут своеобразного действия. Блин, прочитал - чуть не стошнило от омерзения. Какая же клоака это ваше фигурное ...
Вот я раньше почему не спала ночью? Потому что у меня не было третьего журнала, видимо. А сейчас я почему не сплю ночью? Потому что у меня он есть. И мне надо снять 2 видео. Два совершенно разных видео по одному журналу. И если с одним видео все ясно, и песня даже согласована за 5 минут и ...
Известный российский писатель, диссидент, автор трилогии о солдате Иване Чонкине и романа-антиутопии "Москва 2042" Владимир Войнович на сайте общественной организации Михаила Ходорковского " Открытая Россия " разместил письмо к Владимиру Путину с просьбой освободить украинскую летчицу Наде ...
Привет, я тут новичек, не судите слишком строго :) Платье шила мама, дизайн мой.  Туфли Guess, колготки noname, долго искала на просторах интернета рисунок, который подошел бы к этому кружеву. ...
Начнём, пожалуй, наркоманские посты на этой неделе. В следующем году в Формуле 1 начнётся новая эра. Серьёзно изменится технический регламент, машины будут выглядеть иначе и станут менее чувствительны к воздушному потоку, что позволит гонщикам вплотную преследовать друг друга и ...