Тяжелая судьба. Ой ли?

топ 100 блогов golovac03.01.2021

Напомню о содержании предыдущей серии. На Серафимовском кладбище обнаружилась ухоженная могила актера Николая Крюкова, исполнителя главной роли в фильме моего детства «Последний дюйм». Естественно, поинтересовался его биографией. Чем замечателен, кроме того, что играл под мелодию «16 тонн», крепко запавшую мне в память. Оказалось, что снимался он много- более 100 ролей. Главных больше не было, но фильмы были приличные, на слуху, да и созданные им образы многим запомнились. Наиболее свежий персонаж- полковник Моран из «Приключений Шерлока Холмса»

А в это время мистер Холмс борется с профессорам Мориарти на краю Рейхенбахского водопада.
А в это время мистер Холмс борется с профессорам Мориарти на краю Рейхенбахского водопада.

Были и «Поднятая целина» и «Петровка 38» и «Смерть под парусом», но мне запомнился негодяй Дункель из фильма «По тонкому льду». Не помните фразу :«Спокойно, Дункель!»? А у нас в школе это была расхожая присказка по любому поводу.

Вот такой нехороший Дункель!
Вот такой нехороший Дункель!

В Википедии натолкнулся на упоминание о тяжелой судьбе актера. Из блокадного Ленинграда в феврале 42-го его, практически обезноженного от голода, вывезли вместе с труппой театра Радлова на самолете в Кавминводы. В Пятигорске всех откормили и выпустили на сцену играть всякую классику- Шекспира, Гольдони и прочее. Недолго музыка играла и неслись аплодисменты. В августе пришли фашисты, а эвакуация запоздала. Вся оккупация города длилась 155 дней, в течение которых советские артисты продолжали выступать на сцене! А далее в январе 43-го немцы вывезли их в Запорожье, снова выпустили перед публикой. В октябре жарко стало и на берегах Днепра, драп привел остатки труппы в Берлин. А там бомбежки и рассосались артисты мелкими группами- кто на север Франции, кто на юг, а некоторые остались в столице Рейха. В августе 44-ого на юге Франции высадились союзники. Радлов и компания (вместе с Крюковым) выступали в Марселе, в начале 45-го перебрались в Париж и полетели в Москву. А там — всем сестрам по серьгам, а Крюкову запретили играть в театрах Москвы и Ленинграда. И только в 56 году его карьера перезапустилась через съемки в кино. Было ему на тот момент 41 год. 

И так меня заинтриговала эта «тяжелая судьба», что полез я копаться-разбираться. Выяснилось, что артисты довольно часто вольно или невольно оказывались на оккупированной территории. Интересно, что фашисты проводили в отношении деятелей искусств политику лояльности, используя их по прямому назначению. Кормили, поили, обеспечивали реквизитом, разрешали выступать и даже не сильно мучили цензурой, таскали за собой во время отступления аж до Берлина! Но вернемся пока к труппе Радлова, который был немцем по крови (в Россию перебрался его дед, а папа уже заведовал Публичной библиотекой в Петрограде), а потому шпрехал без проблем. Он легко договорился с комендантом Пятигорска о спектаклях и пайках, а позже и о эвакуации театра. Некоторые актеры  никуда не поехали, а остались встречать Красную армию. Надо прямо сказать, что немцы силком никого в вагоны не запихивали, просто сообщали когда и откуда отправляется состав. Есть воспоминания гримерши театра, где она упоминает, что часть труппы молча осталась в городе, а она сама честно предупредила руководителя, что на вокзал не придет. Выходит- эвакуация дело добровольное. Напомню- Крюкову в этот момент 27 лет, его шефу Радлову- 50. Однако, большая часть труппы (вместе с гражданами еврейской национальности- чем думали?) поехала в Запорожье. И в Пятигорске и в Запорожье ленинградский театр был не единственным выступающим коллективом. На Минводах публику развлекал еще театр Оперетты, а на Украине они делили с сцену с украинским коллективом. Да, почти в каждом областном и районном центре на оккупированной территории СССР работали театры. Успешно, плодотворно, практически нон-стоп. Столь же бесперебойно работали кинотеатры. Крутили и советские фильмы и немецкие. Иногда с субтитрами, иногда с предварительным пересказом сюжета. Причем все это за деньги- этакая самоокупаемая пропаганда. В трезвом расчете немчуре не откажешь! Есть статистика по проданным билетам- за второе полугодие 43-года население оккупированного Северо-Запада выкупило у проклятых завоевателей 20 000 000 билетов. Хотите верьте, хотите-нет. У меня был шок и недоверие к цифре, ибо получается, что ежедневно 100 000 человек на небогатом народом Северо-Западе ходили в кино. Попахивает приписками. Но театры работали, мемуаров на сей счет море. Причем большинство артистов вполне добровольно прошествовало до Берлина. В голове не укладывается, честно. 

На секунду отвлекусь от театра, но не от Пятигорской эвакуации. После Сталинграда фашисты резво покатились с Северного Кавказа. Еще более стремительно, чем отступали полгода назад разбитые полки Красной Армии. И тем удивительнее было, на мой взгляд, что вместе с вермахтом на Запад потянулись колоны беженцев. Более 300 000 человек ушли с немцами. Штатские, с семьями! Это просто звездец! И фашисты их не бросили, давали маршруты, планировали ночлег и выдачу харчей. Когда же половина беженцев оказалась отрезанной от фатерлянда   на Таманском полуострове, их на судах вывезли в Крым! Не бросили! Вот ей-богу, ни одних,  ни других не понять.

Но снова к театру. В Берлине функционировала организация, по координации всех деятелей культуры с просторов Негермании. Все у них было по полочкам- кто-то отвечал за трудовую армию, кто-то за еврейский вопрос, а кто-то за «творчество». Вот это-та контора и раскидала радловцев по разным сторонам. Те, которые рванули на север Франции, должны были обслуживать строителей «Атлантического вала» всех национальностей и власовцев, обитающих в тех краях. Выдвиженцы на юг, среди коих был и наш герой, сперва тусовались километрах в 15 от Сан-Тропе,

Ля Фоссет, здесь
Ля Фоссет, здесь "мучились" люди трудной судьбы.

 а уж потом, после высадки союзников в августе 44-го, пели и плясали в Марселе. Источники утверждают, что актеры перебрались в начале 45-го в Париж и обратились в специальную комиссию, способствующую их возвращению на Родину. Ага! Комиссия была, но в ее функционал входило возвращение в СССР всех «временно перемещенных лиц». Это если мягко выражаться. Сюда же чохом и все власовцы попадали. Правда, мемуары свидетельствуют, что немногие представляли свою дальнейшую судьбу. Артисты Театра эстрады, например, доехали и до Москвы и до Театра. Там им искренне обрадовались и обещали отправить в санаторий и ввести в репертуар. Ночью их забрали, влепили по 4-5 лет лагерей. При том, что попали они фронтовой бригадой в окружение в 41-ом под Вязьмой, а до России дошли практически от Берлина самостоятельно. Этих же, которых выковыривали с Лазурного берега, забрали у трапа самолета. И всем раздали- Радлову с женой(руководитель театра, орденоносец, 53 года и заведующая литературной частью, 54 года) и  Тамаре Якобсон (прима театра, еврейка, 48 лет) — по десять лет лагерей (реально- театры в рыбинском и норильском лагерях). А вот Николаю Николаевичу Крюкову (30 лет) - запретили играть в театрах Москвы и Ленинграда. Первое, что приходит в испорченную голову- послабление вышло за сотрудничество со следствием. Но и это не так! Стоило Радлову освободиться в 53-ом году и начать работать в Рижском театре, как он сразу же пригласил к себе Николая Крюкова. Значит не было обиды, не считал стукачем.

Вот так по разному складывались судьбы артистов в СССР. Жена Радлова умерла в лагере от инсульта. Сам Радлов прожил всего 3 года на воле. Солистка Московского мюзик-холла, а потом Театра Сатиры, самая богатая и красивая актриса Москвы предвоенных лет (по воспоминаниям театралов)  В. Г. Токарская, повторившая практически судьбу труппы Радлова, хлебнула и лесозаготовок и  подмостков Воркутинского театра. Зато завершила карьеру бенефисом на сцене Театра Сатиры в 88 лет!   

Это про тех, кто всю войну отступал с немцами и играл под их присмотром. А прочих- не счесть. Сидели, как многие жители страны, но зачастую в облегченном — театральном — режиме. Хотя, не дай Бог, такого «послабления» никому. 

Так какой вывод? Не стал бы утверждать, что судьба Николая Николаевича была необыкновенно тяжелой. В то время да за такие гастроли по Европам можно было огрести значительно более серьезные неприятности. Хотя песня про 16 тонн и сам «Последний дюйм» мне по-прежнему  нравятся.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Каббалистические интересы Дугина известны. Сатанинские мотивы стихотворчества Суркова также. Но и Кургинян, оказывается, не прочь заигрывать с Тьмой. Это из его книги "Исав и Иаков" т. 2. ч. 8 http://www.golden-ship.ru/blog/11/2011-05-01-18 Есть один принципиальный ...
Меня часто упрекают - и что ж, ты всем в России доволен? Мол, либо дурак. либо лгун, либо "отрабатываешь денежку Суркова". Как ещё понять, почему пишешь про Украину, про Сирию, поддерживаешь власть, оправдываешь Сердюкова, но ни разу не написал про ужасного губернатора, разваленную медицин ...
Интересно, это совместно с Чубайсом у них? ...
Сегодня полдня готовил большой материал на понедельник по осмыслению военного опыта, который дала война на Донбассе (выйдет скорее всего в двух частях), ну а ближе к вечеру сел опробовать ключ на альфа-тест "World of Warships", который получил благодаря Антону Логвинову. Сам я большой ф ...
«Окаянные дни», похоже, читали все, кроме меня. Ну и я теперь асилила. Мои впечатления: Очень злободневно звучит. Ну очень-очень-очень злободневно. Бунин высказывается примерно в том же хейтерском ключе, как сегодня половина фейсбука вещает (либеральная половина, заметим). Некоторые па ...