Тяжела и неказиста жизнь постового логиста
t_itanium — 10.07.2014 Некоторые выводы в статье на Слоне я уже давно озвучивал. Например, этот:…Российская логистика – совсем как этот типичный дачный поселок. Каждый крупный игрок строит что-то свое, не кооперируясь с соседями – другими участниками рынка. Кто-то строит распределительный центр, кто-то закупает фуры, кто-то нанимает курьеров.
Если бы многочисленные частные игроки логистического рынка смогли действовать вместе, координировать усилия, то такое объединение стало бы достойной альтернативой «Почты России»…
Потому что все это собственные доставки убожество, прошлый век и лишние издержки. Когда компания (кстати, входящая в АКИТ) гордится тем, что имеет пару сотен фургонов, сразу становится ясно, что управляют ей малокомпетентные люди. А сколько таких контор по стране?
…Российские власти продолжают свой крестовый поход против трансграничной торговли. Беспошлинный порог на посылки из-за рубежа снизится с 1000 до 150 евро, скорее всего, уже в ближайшее время. Но насколько серьезным окажется удар по популярности зарубежного интернет-шопинга? Проблемы российской логистики его касаются и сейчас: товар быстро попадает в страну, но после этого может добираться до покупателя еще долго. Так что по скорости доставки в регионы российские интернет-магазины оказываются примерно в равных условиях с иностранными (а вот в части ассортимента и цен они зачастую проигрывают).
Если верить классику, основные беды России – дураки и дороги. В сфере логистики эти проблемы слились воедино и порождают причудливых чудовищ. Товар из Китая попадает зачастую на склад в Москве, а затем отправляется обратно, например, во Владивосток, Иркутск или Новосибирск. Посылки теряются, не приходят в срок и месяцами лежат на таможне. Неудивительно, что основной преградой в развитии российской онлайн-торговли становится устаревшая логистическая система. Если в Москве и других крупных городах е-commerce работает в условиях жесточайшей конкуренции, то в небольших населенных пунктах купить что-то через интернет и быстро получить товар – настоящая проблема. Это явление одновременно и проблема, и задел для будущего роста.
Какие сейчас есть варианты доставки? Онлайн-ритейлеры в крупных городах создают собственные системы доставки и пункты самовывоза, но по стране в целом таких немного. Чтобы отправить товар в другой город, можно использовать самостоятельные курьерские службы доставки, которые работают не только с интернет-магазинами, но и с частными продавцами. В качестве примера можно привести краудсорсинговую службу доставки Bringo, курьеры которой могут откликнуться на заказ, находясь поблизости от пункта назначения или двигаясь по пути к нему. Одни курьерские службы доставляют посылки лишь в определенные города, другие готовы в любой населенный пункт России.
Некоторые крупные интернет-магазины предлагают свои услуги по доставке конкурентам. Например, активно развивает такие сервисы Ozon: компания охватила уже все города-стотысячники и помогает доставлять товары 30 партнерам. Помимо этого, недавно eBay начал сотрудничество с Dostami.ru – предложил своим клиентам в России и СНГ воспользоваться службой доставки заказа Dostami Express. Наконец, для самых тяжелых случаев остается «Почта России», которую сейчас активно пытается реформировать новый генеральный директор Дмитрий Страшнов, выходец из «Tele2 Россия».
Вариантов много, но проблем с качеством услуг это не решает. Отрасли не хватает системного подхода. Почему многие российские коттеджные поселки так неказисто выглядят? Да потому, что каждый житель строит на своем участке что ему вздумается. И первым делом возводит огромный забор. Российская логистика – совсем как этот типичный дачный поселок. Каждый крупный игрок строит что-то свое, не кооперируясь с соседями – другими участниками рынка. Кто-то строит распределительный центр, кто-то закупает фуры, кто-то нанимает курьеров.
Если бы многочисленные частные игроки логистического рынка смогли действовать вместе, координировать усилия, то такое объединение стало бы достойной альтернативой «Почты России». Но для любого альянса нужен сильный лидер. Кто им может стать?
В начале этого года свое видение предложил «Яндекс». Поисковик инвестировал несколько миллионов долларов в агрегатор логистических сервисов для интернет-магазинов Multiship. Это сервис, который связывает почти все крупные логистические компании (Axiomus, B2Cpl, Boxberry, CDEK, Maxima Express, PickPoint, QIWI Post, «КурьерСервисЭкспресс», Pony Express и др.) и интернет-магазины России (уже несколько сотен).
Multiship – лишь амбициозный стартап, но теперь его поддерживает один из самых популярных сайтов Рунета. В начале июня представители поисковика заявили, что «Яндекс.Маркет» обзаведется новыми функциями: интернет-магазины смогут продавать свои товары прямо на «Маркете» по предоплате с банковской карты или «Яндекс.Деньгами», тут же клиенты смогут заказывать доставку через MultiShip.
Конечно, «Яндекс» – это в первую очередь ИТ-компания. При чем тут логистика? Но поисковик не скрывает своих амбиций на рынке интернет-торговли, а способности компании создавать агрегаторы за рамками онлайна хорошо известны. Например, сервис «Яндекс.Такси» сумел произвести настоящую революцию на рынке извоза. Все больше людей заказывают такси через мобильные приложения, а не ловят машины на улицах и не вызывают их по телефону.
Ни одна частная компания сейчас не может создать инфраструктуру, сопоставимую с возможностями государственной почты. Но если «Яндексу» удастся объединить множество логистических сервисов от разных игроков в единую систему, которой будут доверять представители е-commerce, а главное, потребители, то рынок доставки изменится до неузнаваемости. Конечно, компания не сможет улучшить качество российских дорог, как ей не удалось повысить культурный уровень водителей такси, но создать достойный ИТ-продукт, который позволит сделать все перемещения товаров прозрачными и понятыми, «Яндексу» по силам.
Другой момент – «Яндекс» находится над схваткой. Компания создает агрегаторы и сервисы, но сама не вступает в конкурентную борьбу. Если бы процессом объединения отрасли занимался кто-то из крупных интернет-ритейлеров, тот же Ozon например, то конфликта интересов было бы невозможно избежать. Не исключено, что именно «Яндекс» поможет создать достойную альтернативу «Почте России». А представители е-commerce откроют для себя новую Россию, где большинство потребителей живут за пределами Москвы…
|
</> |