Т.В.Волобаева. Санкт-Петербургский витраж эпохи модерна: эстетика, производство, памятники. (ч. 2)

топ 100 блогов vitroshop14.09.2016 Эта статья была опубликована в 1999 году в сборнике материалов конференции.

Для публикации в блоге она разделена на три части.
В тексте имеется несколько черно-белых иллюстраций.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.

При перепубликации ссылка на источник и активная ссылка на пост обязательна.

Волобаева Т. В. Санкт-Петербургский витраж эпохи модерна: эстетика, производство, памятники. / Составители Л. А. Кирикова, А. В. Корнилова, Б. К. Нагор. — 100 лет петербургском модерну. Материалы научной конференции 30 сентября - 2 октября 1999 года. — Санкт-Петербург: ОАО "Альт-Софт", ООО "Белое и черное", 2000. — С. 197-202. — 255 с. — ISBN 5-89771-014-7.

Т.В.Волобаева. Санкт-Петербургский витраж эпохи модерна: эстетика, производство, памятники. (ч. 2)

К 1900 году основной объем листового оконного стекла давали заводы Мальцовского Товарищества и Нечаева-Мальцева, а также группа предприятий Северного стекольно-промышленного
// С.191 //
общества[8] в Петербурге. Кроме обычного оконного стекла, они выпускали широкий ассортимент цветного и декорированного стекла.

Зеркальное производство оказалось в России разделенным на две отрасли: собственно изготовление, которым к 1900 году занималось 5 крупных концернов[9], и отделка, осуществляемая еще на 10 фабриках, крупнейшие из которых были петербургское предприятие братьев Оффенбахер[10] и московская стеклоотделочная фабрика Мартина Бера[11].
При фабриках основывали отделочные и художественные мастерские, где и изготавливали витражи. Первоначально они работали на импортном сырье, с помощью иностранных мастеров: французских, бельгийских и австрийских[12].

Склады товаров также поставляли материалы для различных видов стекольных работ, в том числе для художественного остекления построек, мебельных витражей и т.д. Среди них – склад И.И.Цейшке (1890–1897[13], Седова (1890)[14], Парвиайнена и К° (1895–1896)[15], склад С.Д.Руссова стекол фирмы Тюрнера)[16].Одним из крупных поставщиков художественных стекол в 1898–1902 гг. был С.М.Линднер — в 1898–1902 представитель мюнхенской фабрики Цетлера, с 1902 г. возглавивший Торговый Дом, предлагавший строительные и отделочные материалы зарубежного производства[17]. Мастерские при таких складах выполняли самые разнообразные работы — от остекления построек до изготовления витражей.
Некоторые русские заводы (Кованько, Бъерклунда, Эберта) так и не стали специально заниматься изготовлением художественной продукции, выпуская листовое и зеркальное стекла различных видов, в основном поставляя материал для простых видов остекления и выполняя такие операции, как гравирование, травление стекла, которые могли приближаться к художественным работам и стать разновидностью витражной продукции (например, травление или гравирование на цветном и бесцветном оконном стекле).

Большинство петербургских витражных мастерских существовали практически автономно, лишь используя материал «материнского» завода (группы предприятий, склада). Такой принцип был характерен и для массового изготовления витражей в европейских странах. В Петербурге за почти тридцатилетний период (1890–1917) в общей сложности работали около 20 витражных мастерских. Они изготавливали витражи не только для столицы, но и для многих других городов России. Хотя наряду с ними свою продукцию предлагали представительства заграничных ателье, количество последних было крайне незначительным.

Если в 1880–1890-е гг. в сфере отделочных и художественных работ по стеклу приглашение иностранных мастеров было необходимостью, то в 1900-х гг. в Петербурге уже
// C. 192. //
сформировалась собственная кадровая база, подготовка которой была организована в образовательных учреждениях столицы: с 1895 – в Императорском обществе поощрения художеств, с 1899 – в Центральном училище технического рисования барона Штиглица.

Таким образом, к началу ХХ века в Петербурге было все необходимое для успешного развития витражного дела. Разноцветные окна перестали быть предметом роскоши и стали доступны большому числу заказчиков-домовладельцев. Применение витражей в петербургских зданиях в начале ХХ столетия приобрело массовый характер. В 1890–1910-е гг. полихромные окна можно было встретить практически во всех видах архитектурных сооружений, независимо от их типологии и интерпретации фасадного декора.
Круг иконографических мотивов витражей эпохи модерна чрезвычайно широк. Он определялся общим направлением развития декоративных искусств рассматриваемого периода, источник которого был сформулирован так: «непосредственное искание вдохновения в самой природе».

Свободная композиция без правил и законов, переменчивая, как природные формы стала основой художественной и декоративной практики стиля модерн. В журналах давались советы, как получить оригинальный орнамент: «Бросьте на экран тени от красивой кленовой или дубовой ветки или от листа чертополоха, и вы получите такие изящные композиции, каких никогда никакой рассудок не выдумает»[18].

Петербургские витражи донесли до нас изображения лилий, ирисов, роз, листьев каштанов, цветков шиповника, незабудок, маков, переплетения ветвей, виноградные гроздья, абстрактные мотивы в стилистике модерна.

Кроме орнаментальных и флоральных мотивов в Западной Европе в конце XIX – начале ХХ вв. большое распространение получили пейзажные композиции, которые часто трактовались как небольшие вставки-медальоны. Как правило, на них изображались старинные замки (в этом случает прототипами композиций служили ренессансные витражи) часто на вершине горы, иногда парусники на водной глади. Одним из самых интересных примеров этого типа витражей является окно в особняке Н.Н.Башкирова (Кирилловская ул., 4), исполненное мастерской Торгового дома «М.Франк и К». Доходные дома в Петербурге украшают более скромные композиции[19].

Фигуративные комопзиции сохранились в петербургских зданиях в незначительном количестве: античной мифологиии посвящен эффектный витраж ресторана гостиницы "Европейская" (по рисункам Л.Н.Бенуа[20]); в особняке А.Е.Молчанова и М.Г.Савиной находятся два великолепных окна, одно из которых
 // C. 193 //
на первом этаже изображает набег викингов; сюжет по мотивам «Калевалы» фрагментарно сохранился на последнем этаже доходного дома страхового общества «Россия»[21] и некоторые другие. Это – сложные по уровню исполнения работы.

В искусстве модерна особую роль играет женская фигура. Она воспринимается как «эмблема красоты»[22]. Эффектный витраж с изображением девушек, собирающих плоды, находился в доме Адольфа Франка[23] – одного из совладельцев крупнейшего объединения в стекольной промышленности дореволюционной России. Стеклянное панно в столовой напоминает произведения французского витражиста Э.Грассе и выдержано в стилистике раннего модерна с присущим ему символическим содержанием. Витраж можно было бы принять за петербургскую работу, выполненную в мастерской, принадлежавшей владельцам дома. Однако в немецком журнале «Deutsche Kunst und Decoration»[24] обнаружено изображение точно
// С. 194 //
такого же витража, выполненного известным австрийским витражистом Йозефом Голлером. Он был изготовлен для виллы архитектора Макса Розе (Max Rose) и показан на немецкой художественной выставке 1899 в Дрездене. Является ли произведение в петербургском особняке подлинником или копией работы немецкого мастера – не установлено. В пользу первого говорит мельчайшее совпадение композиции в доме Франк и опубликованного в немецком издании, а также тот факт, что местонахождение подлинника в настоящий момент не известно[25].

Т.В.Волобаева. Санкт-Петербургский витраж эпохи модерна: эстетика, производство, памятники. (ч. 2)

Также неизвестно происхождение и других витражей в доме знаменитых стеклопромышленников: небольших вставок в дверях ванной комнаты и фигуративного витража над камином, видимо, гостиной. Несомненно, их исполнение было «по силам» мастерской Северного стекольно-промышленного общества.
// C.195 //
Благодаря прогрессу в области стеклянной промышленности и металлических конструкций к концу XIX столетия перестала существовать проблема остекления больших плоскостей. Потоки света, проникающие сквозь огромные фасадные окна и стеклянные перекрытия при использовании в конструкции цветного стекла становятся ярким колористическим акцентом в оформлении внутреннего пространства. Стеклянные потолки в общественных зданиях, пропуская свет в массив сооружения, визуально не нарушают целостности объема помещения. Их функция противоположна росписям барочных перекрытий, «прорывающим» плоскость потолка перспективными картинами и имитирующим небесный свод.
В начале ХХ века остекленные потолки появились в главном зале музея училища барона Штиглица[26], в Доме Гвардейского Экономического Общества, в ресторане гостиницы «Европейская», в Операционном зале Сибирского торгового банка[27], в служебном корпусе Русского музея[28].



[8] Волобаева Т.В. Деятельность братьев Франк и производство витражей в С.-Петербурге./ Петербургские чтения – 96. Материалы энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербурге – 2003». СПб., 1996. С. 145—147.
[9] Северное стекольно-промышленное общество в Петербургской губернии, Русско-Бельгийское общество в Рязанской губернии – на основе фабрик Ф.А.Беклемишева – одного из старейших производителей зерального стекла в России, Московское общество в Калужской губернии, заводы Амелунга в Лифляндии и «Роккало-Коскис» в Финляндии. (Крупский А. Стеклянное производство. / Россия в конце XIX века. Под общ. ред. В.И.Ковалевского. СПб., 1900. С.412).
[10] Там же. С.411-412.
[11] Цейтлин М.А. Очерки по истории развития стекольной промышленности в России. М.-Л., 1939. С.83.
[12] Крупский А. Указ. соч. С.408.
[13] Строительный адрес-календарь. 1890-1897 гг.
[14] Строительный адрес-календарь на 1890 год. С. 153.
[15] Строительный адрес-календарь на 1895, 1896 г. Рекламные объявления.
[16] Ежегодник Общества архитекторов Художников. Вып.2. СПб,. 1907. C.LXIX.
Ежегодник Общества архитекторов Художников. Вып.5. СПб,. 1910. C.LXXIV
[17] Строительный адрес-календарь. 1898-1902 гг. Рекламное объявление.
[18] Искусство и художественная промышленность. 1899. № 8. С.5.
[19] Суворовский пр., 25 - 8-я Советская ул., 16; ул.Каляева, 9; Б.Пушкарская, 13 – Введенская, 5; 7-ая Красноармейская, 7.
[20] Самарский В.И. Долгая жизнь «Европейской»./ «Ленинградская панорама». № 10. 1987. С.28.
[21] Седобородый верховный бог Укко высекает огонь для новых солнца, луны и звезд, вместо похищенных злыми силами. Огонь падает в озеро и там его проглатывает рыба (Калевала. Руна сорок седьмая. Лениздат, 1984. С.512-521), огромное змеевидное тело которой изображено в правой части окна. К сожалению, центральная часть композиции не сохранилась. На фотографиях 1972 года зафиксирован первоначальный вид витража: над головой старца – две падающие звезды.
[22] Прикладные художества на всемирной выставке 1900 года. / «Зодчий». 1900. № 10. С. 129.
[23] В.О., 21-я линия, д.8а. Витражи особняка не сохранились. Известны по фотографиям ЦГАКФФД.
[24] «Deutsche Kunst und Decoration». Bd.V.Okt.1899-Marz 1900. S.35
[25] Ulrice Looft-Gaude. Указ. соч. S.142.
[26] «Строитель». № 23-24. 1910 г. С.901.
[27] Ежегодник Общества архитекторов-художников. 1910. С.46.
[28] Здесь витраж появился при перестройке лестницы в 1903 г. арх В.Ф.Свиньиным. Сведения из: Кириков Б., Зорина А. Витражи Петербурга. / Наше наследие. 1991. № 4. С. 155.
Часть 3 следует

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
«Я милого узнаю по походке… Он носит, носит брюки галифе. А шляпу он носит на панаму, Ботиночки он носит «нариман» . (С) Эту песню я знаю с раннего детства, ее часто пели на ...
С элементами жестокого садизма в духе короля Леопольда. Бычки тушатся и складываются лютейшим образом... Спасибо, что не в глаз. ...
С детства моим самым любимым цветом был фиолетовый... платье как юбка - Naf Naf (old collection), водолазка - Mango, рубашка без рукавов - Moschino, ботильоны - Aldo, сумка - Nuchelle, колготы - Zara И Да Пребудет с Вами Purple! ...
Здравствуйте уважаемые. Людвиг I Виттельсбах, безусловно один из самых интересных немецких правителей. О нем, наверняка, более подробно поговорим как-нибудь впоследствии. Но сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на однй из главных ипостасей его личности. Этот покровитель искусств и ...
Привет, красавицы:) Что у вас на ноготках в этот предпраздничный день?:) У меня Апрель в марте)) И не удержалась, добавила чутка Кинетикса)) С наступающим, дорогие сообщницы!:) ...