«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха.

топ 100 блогов masy_vibes19.03.2025 на выставку Рериха мы попали с третьей попытки в последний день её работы - 2 марта 2025 года о_О

сначала я не проверила режим работы Эрмитажа в выходные, а в воскресенье он закрывается в 17.00. почему-то думала часов до 20.00, как в субботу, но нет. поэтому мы только послушали лекцию про искусство и биографию Николая Константиновича (организаторы из телеграм-канала Пойдем вместе). интересный был опыт, нам понра.

второй раз я перепутала и заказала билеты не в Главный Штаб, где проходила выставка, а в основное здание Эрмитажа. причем я совершенно случайно "попала" на раздачу бесплатных ! билетов по случаю 23 февраля, оставалось 10 штук на 14.30... а когда пыталась специально поймать уже в Главный штаб - двое суток мониторила каждый час - не было уже никаких, ни платных, ни "подарочных".

в общем, главное - мы дошли! и впечатлились.

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1540.JPG
Звездные руны. 1912.

И, кстати, лайфхак:

в Главном штабе аудиогиды можно взять (платно) только на 1-м этаже в специальном "островке"-киоске перед кассами ДО входа по билетам. Нам пришлось возвращаться за ними, а там довольно мноооооого ступенек, если вы помните / знаете ;-)
В отличие от музея в основном здании Эрмитажа, где несколько пунктов выдачи аудиогидов уже внутри ПОСЛЕ входа по билетам.

И да, опытным путём проверено, что билеты действуют за 15 минут ДО времени, указанного на них, и в течение 30 ! минут после. А мы так бежали, боялись опоздать уже на 16-й на минуте...

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1528.JPG

Выставка размещалась в трёх залах-трансформерах на 2-м этаже и оформлена была очень оригинально. Яркие цвета, имхо, ожидаемо. Произведения Рериха отличаются от многих его современников, в том числе "палитрой". Любопытно, что во всех залах над стеллажами возвышались символические "горы", хотя "горному" / восточному периоду был посвящен только один зал (второй).

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1529.JPG

На фотографиях изображены: отец Николая - Константин Федорович Рерих (1837 - 1900), вторая половина 19 века, Санкт-Петербург
Николай Рерих, около 1890 г., Санкт-Петербург
Мария Васильевна Рерих (1844-1927) - мать Николая
В верхней части витрины - экслибрис семьи Рерихов, первая половина 19 века

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1531.JPG

Отречение Петра. Академическая композиция, 1893 г.

Отец Николая Рериха был успешным юристом, поэтому он разрешил сыну поступить в Академию Художеств только при условии, что он также будет учиться и на юридическом факультете Университета. Что Рерих-младший и сделал. Мне сложно представить, как ему это удалось... ведь оба образования (1893-1897/98) он получал очно.

На лекции нам задавали вопрос - что помогало Николаю совмещать обучение?
Ответ оказался банальным и, не раскрывающим сути, на мой взгляд:

И юр.фак, и Академия художеств находятся на Васильевском острове. Ну я бы не сказала, что прям очень близко. На 22-й линии и на 4-5 линии (фасад выходит на Университетскую набережную, 17). Яндекс-карты пишут, что пешком около 25 минут... ну ок.

Кураторы выставки в интервью рассказывали, что у них не было задачи показать творческий путь от и до. Акцент был сделан именно на экспонаты, которые находились в Эрмитаже + отражали основные "интересы" / жизненные вехи Николая Рериха.


«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1532.JPG

В первом зале было представлено много археологических находок и произведений, вдохновленных историей Руси, изучением которой увлекался художник.

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1533.JPG

Фигурка лошади, янтарь. Найдена в Померании, близ г. Штольп/Слупск

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1535.JPG

Могила великанова, 1915 г.

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1537.JPG

Озерная деревня. 1913-1914 гг.

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1538.JPG

Николай Константинович с женой Еленой, о. Валаам, 1900-е
1899, лето в имении князя П.А.Путятина в Бологом знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой.
её родители, дворяне, не горели желанием выдавать дочь за простолюдина, нооооо их любовь и его настойчивость оказались сильнее "воли родителей"
1901, 28 октября (10 ноября) в Санкт-Петербурге в церкви Св. Екатерины Императорской Академии художеств состоялось бракосочетание с Е.И.Шапошниковой.

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1546.JPG

Из описания на сайте Сибирского Рериховского общества:
В 1902 году Рерихом была создана картина «Город строят». На фоне строящегося светлого града, среди строителей в белых одеждах, выделяется князь в красном плаще, под руководством которого разворачивается грандиозное строительство — не просто возводится город, но строится и слагается славное будущее Великой Руси.
Вот что писал сам художник: «Картина "Строят город". В ней мне хотелось выразить стремление к созиданию, когда в разгаре сложения новых твердынь нагромождаются башни и стены... В наши дни, когда мы пережили столько разрушений, каждое строительство является особо ценным...» («Держава Света»).
«Там, где строят — там не разрушают. Каждое строение есть умножение блага. Когда постройка идёт — всё идёт» («Листы дневника». Т. 1).
«Почему все строители в белых одеждах? У Рериха ничего случайного нет, — пишет Н.Д. Спирина, — значит, это люди с чистыми помыслами, не для себя строящие, не для корысти... а строящие ради общего блага».

Из лекции помню, что к картине были "претензии" об исторических неточностях, но он художник, он так видит (с)

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1547.JPG

До картины «Идолы» 1902 года Рерих уже написал годом ранее две работы с таким же названием. К теме идолов он будет возвращается неоднократно. Известно не менее восьми вариантов картин и эскизов «Идолы».
«На фоне бревенчатых срубов изображена компактная группа идолов; два из них приведены фрагментарно. У центрального идола в фас накладные глаза и фигурная пластина, объединяющая брови и раздвоенный треугольником нос, как на статуэтке из Кличевана. На шее и плечах - гривны, как в половецких изваяниях. В его круглом лице и витой гривне - священный знак солнца - наследуются характерные особенности "скифских" (сколотских) идолов VI-V вв. до н.э. Ещё один идол на картине - женский, он представлен в профиль, с опущенными руками и огромными пальцами. В облике идола видятся черты половецких изваяний, и полногрудых палеолитических "Венер" из Костенок, Авдеево, Елисеевичей (Украина) или Парабита (Италия).
сайт Рериховское наследие


«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1552.JPG

в 1897-м году по совместной оценке совета Императорской Академии художеств и Высшего Художественного училища получает звание художника за картину «Гонец. Восстал род на род».
Помню, что не только картина, но и рама у неё особенная... фото, увы, не передаёт.

Из описания на сайте Сибирского Рериховского общества:

Дипломная работа Н.К. Рериха «Гонец. Восстал род на род» — с неё начался творческий путь Николая Константиновича Рериха. Эту картину прямо с академической выставки в 1897 году приобрёл Павел Михайлович Третьяков для своего собрания, что явилось признанием таланта молодого художника. Собирателя заинтересовали идеи молодого талантливого художника, его замыслы по созданию большой серии картин, посвящённых начальной истории Руси. Третьяков намеревался собрать всю будущую серию, но в 1898 году знаменитого коллекционера не стало, и его желание не сбылось полностью.

Сюжет для картины был взят Рерихом из первой русской летописи «Повесть временных лет» и на первый взгляд кажется предельно простым. Картина наполнена поэзией старины — и залитый луной пейзаж, и притаившееся в тишине ночи жильё человека, и скользящий по реке чёлн, и погружённый тревожные думы старец-посол, спешащий с вестью о том, что «восстал род на род». В картине «Гонец» с особой силой проявилось творческое воображение художника, во всём чувствуется глубокое знание родной истории. Во время работы над картиной Рерих неоднократно советовался со Стасовым о типе древней славянской избы, плетне городка, форме лодки, посылал ему свои зарисовки и, только когда получал полное одобрение со стороны Стасова, вводил их в картину.


«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1553.JPG

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1554.JPG

Гребень (кость, резьба), Скандинавия X-XI вв, найден Ярославская губерния, близ озера Ростовского, Сарское городище
Навершие в виде головы дракона (металл цветной, литье). X век. Рюриково городище. Случайная находка. 1965 г.

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1558.JPG

Картина «Строят ладьи» была нарисована художником в 1903 году после возвращения из Парижа, пребывание в котором оказало на него значительное влияние. Она написана широкими мазками - человеческие фигуры, ладьи, фон показаны обобщенно. Однако такой подход позволяет художнику уйти от необходимости изображать недостоверные исторические реалии, а даёт возможность передать главное - дух времени.  Люди в белых одеждах вокруг больших золотисто-коричневых кораблей с ярко красными носовыми частями, работающие на фоне стен древнерусского города, создают запоминающийся образ жизнеутверждающего коллективного труда древних славян.
Художник очень точно выбрал сюжет. Невозможно переоценить значение речных судов в истории Древней Руси. Отсутствие дорог делало водные пути основным видом связи как между славянскими городами и княжествами, так и с внешним миром. Знаменитый путь «из варяг в греки» осуществлялся именно на ладьях по рекам и озёрам, которые служили основными транспортными путями того времени.
Музей Востока

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1559.JPG

Тропа прямоезжая, 1912

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1561.JPG

Мимо картины «Святогор», 1938-1942 - невозможно пройти, она притягивает взгляд

Близок и любим народом Богатырь-мудрец Святогор, спящий тысячелетиями и просыпающийся в лихую для Отечества годину. Среди заснеженных горных вершин, освещённых лучами заходящего солнца, возвышается на могучем коне суровый седобородый старец в полном воинском облачении — кольчуге и шлеме, устремив грозный взгляд вдаль. Выше облаков, вровень с горными вершинами, поднялся Святогор, олицетворяя собой грозную силу. Всем своим обликом он словно говорит: ”Не замай!” Ему вторит и Н. Рерих, предостерегая потенциальных агрессоров: «Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своём. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский, в своей целине необозримой, вырывал новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: “Не замай!”».
Е.П. Маточкин. "Рерих. Пророчества".


«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1566.JPG

Дочь викинга (Ункрада), 1918
Таких "дочерей" эскизов было несколько.
Сын возмущался пропорциями - девица выше деревьев ;-)


«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1569.JPG

Путивль (Затмение). Эскиз декорации к опере А. П. Бородина "Князь Игорь" для постановки в Королевском театре Друри-Лейн, Лондон


«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1572.JPG

Гривна (?) шейная (так не смогла толком прочитать надписи, далековато за стеклом были)

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1577.JPG

Женский башмак. Кожа. VII-IX вв. Старая Ладога. Земляное городище.
Открытка "Ункрада" (снова дочь викинга, но немного другой вариант), 1909, СПб

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1581.JPG

Браслет ХIII век, погост Дубровна
Низка бус, ХIII век
и другие украшения

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1582.JPG

Ярослав Мудрый, 1942 г

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1584.JPG

Рядом с "Ярославом" - одно из знаковых произведений Рерих "Красные паруса" или "Поход Владимира на Корсунь", 1900

Из описания на сайте Сибирского Рериховского общества:
На этой картине Н.К. Рериха отображён исторический момент — шествие могущественной эскадры военных кораблей под предводительством князя Владимира Красное Солнышко на завоевание города Корсуни. «Впереди, в носовой части ладьи, выделяется фигура князя в красной одежде. Эскадра изображена на фоне "огненных столпов", по преданию, появившихся на небе и предвещающих победу Владимира».
Журнал «Восход». 2006. № 12.

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1585.JPG

«В.П. Князева писала, что художник "представлял себе славянскую Русь необычaйно яркой, красочной, "берендеевской" и мечтал со временем показать её такой на своих полотнах. Уже в более раннем произведении, исполненном за границей, — "Красные паруса" ("Поход Владимира на Корсунь") была сделана первая робкая попытка подобного решения". В исследованиях А.М. Лукашова отмечено, что данная картина была одобрена Фернаном Кормоном, парижскую мастерскую которого Рерих посещал в 1900-1901 гг.»,
Государственная Третьяковская галерея. Каталог.


«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1586.JPG

Пейзаж с часовней, 1915

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1587.JPG

Никола Можайский, 1920

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1588.JPG

К сожалению, практически невозможно сделать снимок без бликов и отражений, но всё равно видны огненные всполохи - это "Илья-пророк" (1907)
В пламенном вихре крылатые кони на огненной колеснице возносят Пророка на Небо...

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха. IMG_1590.JPG

Пантократор, 1903.
По мнению исследователя, дата на обороте может быть прочитана как 1908, что позволяет рассматривать произведение как эскиз иконы связанной с работами для Талашкина.

«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха.

На этом "русская" часть творчества Николая Рериха, собранная в первом зале, окончена.



Продолжение следует

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дорогие мамы! Посоветуйте, пожалуйста, детского психолога, который работает онлайн, но живет где-нибудь, где не будет проблем с получением оплаты пейпалом. Хотя и других тоже посоветуйте, пожалуйста - в крайнем случае буду просить родственников оплатить в рублях как-то. Спасибо! P.S. ...
Бутерброды с авокадо вчера вечером приготовила Казалось бы, что тут особенного? Ну, авокадо, размять вилкой, щепотка соли, капелька лимонного сока и пожалуйте кушать! Однако авокадо это у меня с зимы ещё лежит в вазе, с 29 февраля, и твёрдое совершенно. Пошла сеть спрашивать, что ...
Если кто помнит alexbigear ведёт беспощадную борьбу с вредными привычками и в частности с курением. Так вот, малыши, сейчас я вам поведую страшную правду. На самом деле не так всё прекрасно, как хотелось бы... Но результат однако впечатляет однозначно! По подсчетам проги я не курю поч ...
июнь 2009. иду по киеву, воображаю как уже скоро буду гулять с тобой за пазухой. воображение рисует тысячу солнечных картинок. оглядываюсь вокруг - асфальт, бетон, суета мегаполиса, пробки, духота... стоп, родной, это совсем не та картинка, которую я ...
Недели полторы назад я познакомилась с одним невероятно интересным человеком. Мы обсуждали с ним науку и искусство, и в какой-то момент он задал мне вопрос: "Вы, как я понимаю, родом отсюда, из Петербурга?" Я кокетливо хлопнула ресницами и подтвердила его догадку, ожидая продолжение про то ...