«Твердыня пламенная». К 150-летию Николая Рериха.

сначала я не проверила режим работы Эрмитажа в выходные, а в воскресенье он закрывается в 17.00. почему-то думала часов до 20.00, как в субботу, но нет. поэтому мы только послушали лекцию про искусство и биографию Николая Константиновича (организаторы из телеграм-канала Пойдем вместе). интересный был опыт, нам понра.
второй раз я перепутала и заказала билеты не в Главный Штаб, где проходила выставка, а в основное здание Эрмитажа. причем я совершенно случайно "попала" на раздачу бесплатных ! билетов по случаю 23 февраля, оставалось 10 штук на 14.30... а когда пыталась специально поймать уже в Главный штаб - двое суток мониторила каждый час - не было уже никаких, ни платных, ни "подарочных".
в общем, главное - мы дошли! и впечатлились.

Звездные руны. 1912.
И, кстати, лайфхак:
в Главном штабе аудиогиды можно взять (платно) только на 1-м
этаже в специальном "островке"-киоске перед кассами ДО входа по
билетам. Нам пришлось возвращаться за ними, а там довольно
мноооооого ступенек, если вы помните / знаете ;-)
В отличие от музея в основном здании Эрмитажа, где несколько
пунктов выдачи аудиогидов уже внутри ПОСЛЕ входа по билетам.
И да, опытным путём проверено, что билеты действуют за 15 минут ДО
времени, указанного на них, и в течение 30 ! минут после. А мы так
бежали, боялись опоздать уже на 16-й на минуте...
Выставка размещалась в трёх залах-трансформерах на 2-м этаже и
оформлена была очень оригинально. Яркие цвета, имхо, ожидаемо.
Произведения Рериха отличаются от многих его современников, в том
числе "палитрой". Любопытно, что во всех залах над стеллажами
возвышались символические "горы", хотя "горному" / восточному
периоду был посвящен только один зал (второй).
На фотографиях изображены: отец Николая - Константин Федорович
Рерих (1837 - 1900), вторая половина 19 века, Санкт-Петербург
Николай Рерих, около 1890 г., Санкт-Петербург
Мария Васильевна Рерих (1844-1927) - мать Николая
В верхней части витрины - экслибрис семьи Рерихов,
первая половина 19 века
Отречение Петра. Академическая композиция, 1893 г.
Отец Николая Рериха был успешным юристом, поэтому он разрешил сыну
поступить в Академию Художеств только при условии, что он также
будет учиться и на юридическом факультете Университета. Что
Рерих-младший и сделал. Мне сложно представить, как ему это
удалось... ведь оба образования (1893-1897/98) он получал очно.
На лекции нам задавали вопрос - что помогало Николаю совмещать
обучение?
Ответ оказался банальным и, не раскрывающим сути, на мой
взгляд:
И юр.фак, и Академия художеств находятся на Васильевском острове. Ну я бы не сказала, что прям очень близко. На 22-й линии и на 4-5 линии (фасад выходит на Университетскую набережную, 17). Яндекс-карты пишут, что пешком около 25 минут... ну ок.
Кураторы выставки в интервью рассказывали, что у них не было задачи показать творческий путь от и до. Акцент был сделан именно на экспонаты, которые находились в Эрмитаже + отражали основные "интересы" / жизненные вехи Николая Рериха.

В первом зале было представлено много археологических находок и произведений, вдохновленных историей Руси, изучением которой увлекался художник.

Фигурка лошади, янтарь. Найдена в Померании, близ г. Штольп/Слупск

Могила великанова, 1915 г.

Озерная деревня. 1913-1914 гг.

Николай Константинович с женой Еленой, о. Валаам, 1900-е
1899, лето в имении князя П.А.Путятина в Бологом знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой.
её родители, дворяне, не горели желанием выдавать дочь за простолюдина, нооооо их любовь и его настойчивость оказались сильнее "воли родителей"
1901, 28 октября (10 ноября) в Санкт-Петербурге в церкви Св. Екатерины Императорской Академии художеств состоялось бракосочетание с Е.И.Шапошниковой.

Из описания на сайте Сибирского Рериховского общества:
Из лекции помню, что к картине были "претензии" об исторических неточностях, но он художник, он так видит (с)

сайт Рериховское наследие
в 1897-м году по совместной оценке совета Императорской Академии
художеств и Высшего Художественного училища получает звание
художника за картину «Гонец. Восстал род на род».
Помню, что не только картина, но и рама у неё особенная... фото,
увы, не передаёт.
Из описания на сайте Сибирского Рериховского
общества:
Дипломная работа Н.К. Рериха «Гонец. Восстал род на род» — с неё
начался творческий путь Николая Константиновича Рериха. Эту картину
прямо с академической выставки в 1897 году приобрёл Павел
Михайлович Третьяков для своего собрания, что явилось признанием
таланта молодого художника. Собирателя заинтересовали идеи молодого
талантливого художника, его замыслы по созданию большой серии
картин, посвящённых начальной истории Руси. Третьяков намеревался
собрать всю будущую серию, но в 1898 году знаменитого коллекционера
не стало, и его желание не сбылось полностью.


Гребень (кость, резьба), Скандинавия X-XI вв, найден Ярославская губерния, близ озера Ростовского, Сарское городище
Навершие в виде головы дракона (металл цветной, литье). X век. Рюриково городище. Случайная находка. 1965 г.


Мимо картины «Святогор», 1938-1942 - невозможно пройти, она притягивает взгляд

Дочь викинга (Ункрада), 1918
Таких "дочерей" эскизов было несколько.
Сын возмущался пропорциями - девица выше деревьев ;-)

Путивль (Затмение). Эскиз декорации к опере А. П. Бородина "Князь Игорь" для постановки в Королевском театре Друри-Лейн, Лондон

Гривна (?) шейная (так не смогла толком прочитать надписи, далековато за стеклом были)

Женский башмак. Кожа. VII-IX вв. Старая Ладога. Земляное городище.
Открытка "Ункрада" (снова дочь викинга, но немного другой вариант), 1909, СПб

Браслет ХIII век, погост Дубровна
Низка бус, ХIII век
и другие украшения

Ярослав Мудрый, 1942 г

Рядом с "Ярославом" - одно из знаковых произведений Рерих "Красные паруса" или "Поход Владимира на Корсунь", 1900

«В.П. Князева писала, что художник "представлял себе славянскую Русь необычaйно яркой, красочной, "берендеевской" и мечтал со временем показать её такой на своих полотнах. Уже в более раннем произведении, исполненном за границей, — "Красные паруса" ("Поход Владимира на Корсунь") была сделана первая робкая попытка подобного решения". В исследованиях А.М. Лукашова отмечено, что данная картина была одобрена Фернаном Кормоном, парижскую мастерскую которого Рерих посещал в 1900-1901 гг.»,
Государственная Третьяковская галерея. Каталог.

Пейзаж с часовней, 1915

Никола Можайский, 1920

К сожалению, практически невозможно сделать снимок без бликов и отражений, но всё равно видны огненные всполохи - это "Илья-пророк" (1907)
В пламенном вихре крылатые кони на огненной колеснице возносят Пророка на Небо...

Пантократор, 1903.
По мнению исследователя, дата на обороте может быть прочитана как 1908, что позволяет рассматривать произведение как эскиз иконы связанной с работами для Талашкина.

На этом "русская" часть творчества Николая Рериха, собранная в первом зале, окончена.
Продолжение следует
|
</> |