Турин - часть 8. Королевский дворец (начало)
sibeaster — 06.09.2021 Так уж получилось, что мое знакомство с Турином и Пьемонтом началось именно с Палаццо Реале. Приехав из Милана и заселившись в гостиницу, я поспешил на метро в центр, прогулялся не спеша от вокзала Порта Нуова до местной "Дворцовой площади" (пьяцца Кастелло), поглядел пару церквей, купил единый билет Royal card (в инфопункте была нехилая очередь!), а потом пошел в музей (там была еще одна очередь, подумать только!). Ошибкой было идти нога за ногу! 2,5 часов оставшихся до закрытия оказалось катастрофически мало. Кроме парадных покоев, этот большой музей включает в себя еще и большую Оружейную, грандиозную пинакотеку (Галерея Сабауда, т.е. "савойская") и музей древностей. В итоге до музея древностей даже не дошел, галерею Сабауда глядел на бегу (по громкой связи непрестанно сообщали о закрытии, а потом и смотрители плотным строем начали выдавливать из залов). Мой совет: ввиду необъятности музея с него экскурсионный день нужно начинать, а не им заканчивать! Второй такой же необъятный музей в Турине - это Египетский, там также невозможно заранее оценить, сколько времени проведешь внутри. Так что учитесь на моих ошибках!Вот каким предстает Палаццо Реале с парадной стороны, т.е. с пьяцца Кастелло.
Туринский центр достаточно компактен. Конусообразный купол, который видно на обеих фотографиях, - это капелла Плащаницы, своеобразный мост между Королевским дворцом и кафедральным собором. На второй фотографии, кстати, виден и собор, а точнее ее колокольня. Здание слева - это палаццо Кьяблезе, отдельный музей, а точнее выставочный центр. Палаццо Мадама - у фотографа за спиной справа, королевская церковь Сан-Лоренцо - за спиной слева. До палаццо Кариньяно и Египетского музея - минут пять очень неспешным шагом. Ну и наконец до вокзала Порта Нуова - минут 10 пешком.
Как все это выглядит свыше (не из райских кущей, разумеется, а с одной из башен палаццо Мадама), я уже показывал.
За Палаццо Реале находятся Дворцовые сады (Джардини Реале), это - бесплатный парк, но пройти его одним махом невозможно, ибо он разрезан на части улицами, да и смотреть там особенно нечего, разве что увидеть Палаццо Реале с тыла.
Под прямым углом к историческому ядру комплекса пристроены более позднее здание, в котором сейчас находятся Оружейная и Галерея Сабауда.
Ну а теперь немного истории. Палаццо Реале неслучайно примыкает тылом к собору: изначально это была епископская резиденция. Герцог Эммануил Филиберт, перебравшийся в 1563 году в Турин на ПМЖ, первоначально поселился в рядом стоящем Ахейском замке (который затем переродился в палаццо Мадама), но затем положил глаз на дворец епископа. Архиерею пришлось переехать, а на месте домика преемника апостолов герцоги начали строить свой дворец. Первоначальный вариант архитектора Асканио Виттоцци был серьезно поврежден во время Монферратской войны, в которую по наивности вляпался Виктор Амадей I. Поэтому Мария Кристина, первая Мадама Реале, вдова герцога и опекунша его сына Карла Эммануила II, решила строиться заново. В 1640-1656 годах был создан нынешний дворец, работами руководили отец и сын Карло и Амедео де Кастелламонте (внимательные читатели без труда узнАют, уверен, имена всех упоминаемых в этом рассказе архитекторов). Именно им принадлежит идея вытянутого фасада, фланкированного (я правильно термин употребляю?) более высокими флигелями. Последующие короли постоянно что-то меняли и перестраивали внутри, так что поработать в дворце довелось и Филиппо Юварре (самая яркая работа - лестница Ножниц), и Бенедетто Альфьери, и Пеладжо Паладжи. Последний по заказу короля Карла Альберта переделал практически все парадные залы, так что мы с вами будем видеть, по большей части, интерьеры XIX века.
Чтобы не перегружать вступительный рассказ (а то читатели и испугаться могут от множества картинок), покажу сегодня Оружейную. Признаться, до января сего года я был патриотом родного эрмитажного Рыцарского зала; теперь же...Ну в общем, в Палаццо Реале коллекция рыцарской стали и огня будет поболее. Все экспонаты там подписаны, я уж поленился все инфостенды подписывать, но желающие могут приехать в Турин и все на месте наиподробнейшим образом изучить.
(из Вики, в мой приезд галерея была битком забита восторженными мужиками и подростками)
Вот эти доспехи принадлежали сыну Карла Эммануила I - Эммануилу Филиберту Савойскому, вице-королю Сицилии, тому самому, что был похоронен в Палатинской капелле. Любители "Дона Карлоса", в этих доспехах ходил внук наших любимых Филиппа II и Елизаветы Валуа!
А это - боевое кимоно герцога Эммануила Филиберта, герцога Савойского
Доспехи герцога Фериа, испанского губернатора Милана
И т.д. и т.п. Часть коллекции - это фамильные реликвии, часть была собрана неутомимым Карлом Альбертом; ему же, кстати, принадлежит честь открытия Оружейной для публики.
Продолжение следует.
|
</> |