Турецкие дневники (сентябрь 2021 года). Манавгат: Сиде — 1
cand_orel — 28.10.2021
Сиде (тур. Side, др.-греч. Σίδη) — античный город, располагавшийся на юго-западном средиземноморском побережье современной турецкой провинции Анталья в 70 км к востоку от города Анталья и примерно в 7 км к западу от города Манавгат. В настоящее время Сиде — популярный туристический курорт, административно образующий микрорайон (махалле) в составе муниципального района (ильче) Манавгат. Город упоминается в Ветхом Завете под именем Сида (1Мак. 15:23).
Согласно Страбону (античный историк и географ Римской Греции), Сиде был одной из древнейших известных греческих колоний в Анатолии, которая была основана выходцами из Кимы Эолийской в VII веке до н. э. на месте более древнего поселения. Слово «Сиде» на местном анатолийском языке означало «гранат» — филологические исследования показали, что это слово не имеет ни греческих, ни финикийских корней. Гранат здесь считался символом изобилия.
Пока остановлюсь на фактологических штучках с небольшими своими пояснениями к фотографиям, сделанным в ходе экскурсии.
Приехали, осмотрелись на обширной автостоянке при входе на исторический объект (о том, что он исторический рассказывают как бы вкрапления старины и древности в плотную ткань современности).
Античный город выглядел как-то так:
А это привязка города к современным реалиям (схема развернута на 180 градусов, чтобы всех запутать — другой не нашел).
Мы же заходили в город со стороны фонтана (как его тут кличут — акведука, потом с терминологией разберемся).
А вот про акведуки...
Акведук (от лат. aqua — вода и duco — веду) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из источников, расположенных выше них. Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой.
Так вот посредством акведуков вода и доставлялась к этому фонтану. Совсем рядом там исторических свидетельств не осталось, но чуть вдалеке из автобуса я успел "щелкнуть" хорошо сохранившийся экземпляр.
Хотя акведуки больше всего ассоциируются с римскими постройками, они были изобретены столетиями ранее на Ближнем Востоке, где вавилоняне и египтяне строили сложные ирригационные системы. Акведуки римского образца использовались уже в VII столетии до н. э.
Известно, что в Древней Греции также строились акведуки. Самым выдающимся акведуком Геродот считал Эвпалинов тоннель на острове Самос. Этот акведук историк включил в список чудес света.
Считается, что древние народы строили акведуки, потому что не знали закон сообщающихся сосудов и не умели изготавливать трубы, способные выдерживать высокое давление воды в дюкере (обратном сифоне).
Очевидно, что система акведуков, сам их принцип и обеспечили такую массовую колонизацию в древние времена; когда античные народы осваивали новые территории и к в основном безводным местам поселения подводили воду из окрестных доступных источников.
Ну, и вступаем за городскую стену, двигаясь практически среди живой истории и ступая на её оставшиеся обломки.
Приближаемся к улице Колонад...
И чуть дальше вступаем в спальный район типовой застройки — зрелище прескучнейшее и в античные времена, поэтому развлеку некоторыми историческим подробностями.
После колонизации жители Сиде продолжали говорить и писать на местном сидетском языке, о чём свидетельствуют обнаруженные в ходе археологических раскопок сидетские надписи, датируемые III—II веками до н. э. Из этого можно сделать вывод, что пришедшие в Сиде колонисты из Кимы восприняли и стали употреблять местный язык. Это подтверждается свидетельством Арриана, который, повествуя о деяниях Александра Великого в Анатолии, отмечал, что пришедшие в Сиде греки забыли родной язык и стали использовать неизвестный им ранее местный диалект.
В VI веке до н. э. город Сиде, как и вся Памфилия, попал под власть царей Лидии, а после последовавшего в том же веке крушения Лидийского царства вошёл вместе со всей Памфилией в состав державы Ахеменидов. В период господства Ахеменидов Сиде пользовался определённой экономической автономией и начал чеканить собственные серебряные монеты с изображением Афины, Аполлона и граната — символа города. В 334 году до н. э. Сиде без всякого сопротивления сдался Александру Македонскому, после чего стал одним из основных центров чеканки монет в его империи. Александр оставил в городе гарнизон, подчинявшийся Неарху.
После смерти Александра Великого и распада его империи Сиде в III веке до н. э. перешёл под власть государства Птолемеев, которое благодаря своему сильному флоту завоевало господство в восточном Средиземноморье. При Птолемеях в Сиде чеканились монеты из бронзы. В 218 году до н. э. город был включён в состав государства Селевкидов. Во время Антиоховой войны между Римом, Родосом и Пергамом, с одной стороны, и Селевкидами — с другой, военный флот Сиде сражался на стороне последних. Эта война оказалась проигрышной для Селевкидов и по условиям Апамейского мира 188 года до н. э. город Сиде и вся Памфилия были переданы под власть Пергамского царства.
В составе Пергамского царства город Сиде приобрёл большую автономию, пользуясь практически безграничной экономической свободой, в результате чего вскоре наступил один из периодов наибольшего процветания в его истории. Благодаря своему мощному флоту и развитой торговой гавани, жители Сиде быстро развили торговлю с народами восточного Средиземноморья, а получаемые доходы использовали для реконструкции и архитектурного развития города.
Всё это привело к тому, что во II веке до н. э. Сиде стал в своём регионе признанным центром торговли, науки и культуры. О стремительном развитии экономики города свидетельствует то, что в этот период в Сиде началась массовая чеканка серебряных монет, а о развитии науки, культуры и образования говорит тот факт, что во II веке до н. э. будущий селевкидский царь Антиох VII Сидет провёл свою молодость в Сиде, где он воспитывался и получал образование.
Период процветания Сиде закончился в начале I века до н. э., когда город и всю Памфилию захватили пираты, пришедшие из Писидии и горных районов Киликии. Жители Сиде вынуждены были уступить пиратам свои рынки и порт, в результате чего город превратился в центр работорговли. Пираты признали над собой власть воевавшего с Римом понтийского царя Митридата VI Евпатора и пользовались его поддержкой. В 78 году до н. э. римская армия во главе с проконсулом Публием Сервилием Ватией начала освобождение южного побережья Анатолии от пиратов, в результате чего Сиде и другие города Памфилии перешли под власть Римской республики. В 25 году до н. э. Памфилия была официально включена в состав Римской империи и Сиде стал римским провинциальным городом-портом.
Во II—III веках Сиде, будучи метрополией римской провинции Памфилия, пережил второй период своего наивысшего развития и процветания. Множество монументов и статуй, сохранившихся в Сиде до наших дней, были воздвигнуты именно в эту эпоху. В городе продолжал действовать монетный двор, Сиде был признанным центром культуры и образования. Золотой век города начал клониться к закату в конце III века, когда горные племена с севера начали нападать на прибрежные области Памфилии.
Во время правления императора Юлиана II (361—363) эти племена окружили Сиде, но были отброшены, после чего были отремонтированы и обновлены крепостные стены города. При этом была воздвигнута новая каменная стена, которая поделила город на южную и северную части, а всё население Сиде переселилось в южную часть города. Строительная надпись, сохранившаяся на этой стене в районе современного археологического музея, повествует, что она была построена под руководством некоего Филиппа Аттия, поэтому в настоящее время стена носит его имя. Тогда же или несколько позже городские стены были расширены и протянуты за пределы своих первоначальных границ, установленных в период эллинизма.
В IV веке жители Сиде, которые ранее поклонялись Афине, Аполлону, Афродите, Аресу, Асклепию, Гигиее, Деметре, Дионису и Гермесу, приняли христианство и вскоре город стал центром Восточнопамфилийской епархии. В VII веке на побережье Памфилии, в том числе, на Сиде начались регулярные набеги арабских пиратов, в результате которых к IX—X векам город Сиде был постепенно полностью разорён и разрушен, что подтверждается соответствующими археологическими слоями пепла и горелых развалин, обнаруженными в ходе раскопок на территории Сиде.
Кроме того, в Сиде не обнаружено ни одного византийского строения, возведённого позднее IX—X веков, когда жители Сиде начали массово покидать город. Византийский император Константин VII Багрянородный (ум. в 959 году) в своём трактате «О фемах» упоминал о Сиде как о логове пиратов. Арабский географ аль-Идриси в 1150 году писал о Сиде как о некогда развитом и многонаселённом городе, который был полностью сожжён, а его жители вынуждены были переселиться в Атталию, находившуюся в двух днях пути от Сиде (именно поэтому аль-Идриси называл Сиде Старой Атталией).
К XII веку Сиде был уже полностью заброшен и в результате нескольких землетрясений превратился в руины. После поражения крестоносцев при Кадме в 1148 году Сиде вместе со всей Памфилией перешёл под власть Сельджукидов, в XIII веке вошёл в состав бейлика Хамид (позднее бейлика Теке), а 1391 году (окончательно в 1442 году) городом и всем регионом завладели Османы. Вплоть до конца XIX века территория Сиде была необитаема — археологи не обнаружили следов жизнедеятельности в городе ни при Сельджукидах, ни при Хамидогулларах, ни при Османидах.
Городские здания, частично уцелевшие после землетрясений, постепенно были заметены песком, приносимым бурями и ураганами. Путешественники, начавшие посещать Сиде в начале XIX века, называли его обителью призраков.
В 1895 году турецкие переселенцы с острова Крит основали в Сиде небольшое поселение Селимийе, которое в дальнейшем постепенно разрослось и заняло всю территорию полуострова.
Первые археологические раскопки на территории античного города Сиде были организованы Стамбульским университетом и начались в 1947 году под руководством профессора Арифа Мюфида Манселя. Археологические исследования Мюфида Манселя в Сиде продолжались до 1966 года, после чего он занялся раскопками в Перге, а работы по раскопкам античного Сиде возглавил профессор Жале Инан. Внезапная смерть Мюфида Манселя в 1975 году заставили Жале Инана сосредоточиться на археологических раскопках в Перге, по причине чего археологические исследования Сиде были приостановлены.
В 1983 году под руководством доктора Улкю Измирлигиля, назначенного Департаментом древностей и музеев Турции, начались систематические археологические раскопки римского театра в Сиде, активно продолжавшиеся до 2008 года. В 2009 году археологические исследования на всей территории Сиде при поддержке Улкю Измирлигиля возобновились под эгидой Анатолийского университета.
Вот добрались до театра как раз, что ноги и язык устали — давайте продолжим следующим разом?!