Трудно быть гениальным режиссером
kumir-millionof — 07.05.2014 Посмотрел я только что фильм "Трудно быть Богом", этого вашего Германа. И всё понял.Смотрите, расклад такой.
К примеру, ты - Герман, гениальный режиссер. Ты типа кино снимаешь. Потому что режиссер же. Хотелось бы, конечно, не снимать, а просто быть гениальным режиссером. Но публика может не понять, а публика - это единственное, что позволяет тебе гениальным режиссером быть.
Какой выход? Снимать кино нужно:
1. Дешево. (чтобы для декораций ничего кроме гавна и палок не требовалось)
2. Громко. (чтобы все знали, что ты снимаешь гениальное кино)
3. Всегда. (чтобы всегда быть гениальным)
Так твое кино и твоя гениальность становятся тем, чем и должны быть - образом жизни. А образ жизни - это не та штука, в которой планируешь поставить точку. Никто ведь не думает, что "мой нынешний образ жизни я буду продолжать еще полгода, а в июле начну новый". Нет, образ жизни - он, в принципе, навсегда. Точку ставит смерть. Именно поэтому работа над последним германовским шедевром закончилась только потому, что он умер. Прожил бы он еще лет десять - все эти десять лет он снимал бы все тот же фильм, регулярно устраивая показы недоделанного материала для друзей и творческой илиты. С показов все выходили бы заспанными, но просветленными.
Так что, я понял, что хотел показать Алексей Герман своим фильмом. Он хотел показать, что он - гениальный режиссер, и ему это нравится.
Больше в фильме ничего нет.
Актеры не играют. Однотипные кривляния (понюхал, скривился, побурчал - повторять постоянно) не являются актерской работой. С таким же успехом можно было поставить камеру в каком-нибудь канализационном коллекторе, заселенном бомжами, и фиксировать на пленку их помоечный быт, вырезая безжалостно все осмысленные моменты. Да, и трудно, наверное, играть, когда между съемками проходят годы, и ты тупо забываешь уже, кого играешь, и зачем. Ярмольник в кадре то стареет, то молодеет - и это не магия кино, это проза жизни.
Есть ли в фильме хоть один раскрытый персонаж, характер? Риторический вопрос.
Декорации из гавна и палок хороши, когда сценарий "тащит". Ну, как хотя бы в той же "Кин-дза-дза". В германовском "Трудно быть Богом" сценария, по сути, нет. Написана одна сцена, растянутая на три часа экранного времени. Кто-нибудь может внятно обозначить сюжетную линию фильма? Ключевые события? Кто-нибудь из тех, кто это смотрел, вообще способен пересказать по-русски хоть одну сцену и объяснить, чем она отличается от любой другой сцены этого фильма?
Хоть одна фраза из этого фильма станет афоризмом? Да, и где там те фразы? Нам столько лет рассказывали, что "Герман работает над звуком", а где этот звук? Невнятное боромотание, половины сказанного героями не разобрать, плоские однотипные шумы...
Черно-белость изображения, конечно, должна что-то там усиливать, но в реальности она просто убивает перегруженный кадр. На экране непонятно, где что. Вот Ярмольник что-то ест, потом что-то размазывает по лицу, потом чем-то плюется, потом по чему-то идет. Что из этого было едой, что грязью, что кровью, что говном? Все выглядит одинаково. Наверное, кто-то скажет, что это такая гениальная режиссерская задумка, а по-моему - закономерное следствие бесконечно затянутого съемочного процесса, когда всем уже все равно, что получится в итоге, потому что все помнят, что это не фильм, а образ жизни, а потому восприятие картинки зрителем совершенно не важно.
Собственно, людей, которым нравится этот фильм, я совершенно понимаю. Вот, пойдите, насрите в музее, потом покажите им это под видом инсталляции "знаменитого N", и они найдут в этом дерьме бездну смыслов, защитят по ней кандидатскую и напишут философскую статью в "Сноб". Все потому, что "N - гений!". А о том, что ту же бездну смыслов они могут каждый день лицезреть у себя в туалете - они в глубине души знают, но будут яростно отрицать.
Ну, и наконец, главное. Я бы полностью и безоговорочно признал этот фильм состоявшимся, если бы он вызвал во мне хоть какой-нибудь эмоциональный отклик. Пусть самый тяжкий: отвращение, страх, ненависть... Но это, как говорил нелюбимый мной Толстой, как раз тот случай, когда "Он пугает, а мне не страшно". Да, фильмы Тинто Брасса пугают меня гораздо сильнее, чем Герман. Это я не шучу сейчас.
Могу еще напоследок сравнить шедевр Германа вот с этой, довольно известной, картиной:
Замысел понятен. Картина - гавно.
|
</> |