рейтинг блогов

"Троица" Рублева всё. Господ дал, Господь взял

топ 100 блогов uborshizzza18.05.2023
Троица Рублева всё. Господ дал, Господь взял
Несмотря на тяжело проходящую СВО, очередные санкции из ада и прочие ужасы люди в ЖЖ сильно озабочены судьбой «Троицы» Рублева, которую возвращают туда, откуда ее в свое время перенесли в музей – в Троице-Сергиеву лавру. 
Вчера об этом по телевизору торжественно сообщил сам патриарх Кирилл. Он был просто счастлив и говорил о передаче иконы, как об огромной победе. Оказывается, верующие жаждали молиться ей в Лавре, и вот их мечта сбылась. Хорошо же, что хоть у кого-то мечты сбываются.

Ну, что же, это не первый такой случай.

В 2009 году Торопецкую икона Богоматери 14-15 века из Русского музея передали на хранение бизнесмену Сергею Шмакову в его коттеджный посёлок «Княжье озеро».

https://uborshizzza.livejournal.com/717132.html

Тогда об этом много писали. Что любопытно, право Шмакова на икону 14 века рьяно доказывали такие журналисты, как работавший тогда на «Эхе Москвы» Матвей Ганапольский и другие. Оказывается,
если некто что-то пожертвовал на церковь или еще на что-то, то имеет право на что угодно из государственного имущества. Шмаков в 2006 году потратил 300 тыс. руб. на золочение куполов Корсунско-Богородицкого собора и еще дал что-то районной больнице. Почему бы после этого не отдать ему икону 14 века? А сколько она, кстати, стоит? Вообще то их не продают, но если бы вывозили за границу на выставку, то была бы определенная страховая цена. Как вы думаете, она превышала бы 300 тыс. руб.? Но икону не вывозили, потому что она очень ветхая.

Еще одна журналистка разоблачала врунов, которые говорили, что Шмаков хочет взять икону себе. Он думает отдать ее в храм в Торопце (в Свято-Тихвинском монастыре), где икона была до революции 1917 года. 

В 2019 году икона все еще была у Шмакова, потому что Свято-Тихвинский монастырь реставрируют, но никак не могут довершить реставрацию. Им нужно было еще 12 млн. руб., но эту сумму никак не найдут. Великий благотворитель не готов расстаться с такой суммой – это же не новый автомобиль купить. Кстати, а если бы вдруг подкинул монастырю деньжонок, то что бы он за это попросил? Луну с неба? Сибирь во временное пользование?

Единственное, что есть хорошего в этой истории – это то, что для хранения иконы Шмаков прикупил в свое время специальный киот-саркофаг австрийского производства, где поддерживаются нужные для ее сохранности температура и влажность. Стоимость такого киота была якобы 300 тыс. долл. Киот для хранения иконы Шмаков отдать церкви тоже не собирается, а они не имеет средств его купить.

Обследование, сделанное через полтора года после изъятия иконы из музея, показало, что она не пострадала. Правда, видеть ее могут немногие. Но и в музее икону не выставляли из-за ее плохого состояния.

Зачем икона понадобилась Шмакову? Она считается чудотворной. Может быть, ждет еще каких чудес, хотя уж куда больше?

Но одной иконы Шмакову показалось мало, и в 2017 году он захотел себе еще и икону 12 века «Ангел Золотые власы» из Русского музея. Почему-то Шмаков решил забирать иконы именно из этого музея. В этот раз он собрался держать икону в церковь Архангела Михаила при Михайловском замке. Почему именно там, осталось тайной. Эта икона была найдена в Московском Кремле, а потом хранилась в Румянцевском музее, откуда была передана в Русский музей.
Шмаков возглавляет фонд «Иваново дело», который, видимо, занимается передачей икон из музеев в церкви. Как ни странно, в этот раз музею удалось оставить икону у себя. Но надолго ли?

Уже тогда началась дискуссия, в которой были высказаны две противоположные точки зрения.

Древняя икона – предмет искусства или же предмет, имеющий большую историческую ценность. Она должна принадлежать всему народу, ее сохранность должны обеспечивать сотрудники музеев.

Древняя икона, как и любая икона – предмет религиозного культа. Она должна принадлежать церкви, церковь должна обеспечить к ней доступ верующих, а сохранность иконы – в руках Господа. Если Господь сочтет нужным – икона сохранится, а не сочтет – пропадет, но не наше дело вмешиваться в процесс.

Здесь мы обнаруживаем, что верующие не считают себя частью народа, а как-то себя выделяют. Древние иконы принадлежат им, а не всему народу. Вы не находите, что это как-то странно? Почему бы верующим не ходить в музей и не молиться иконе там? Но ни разу ничего такого не было. А разве молиться можно только в церкви? Дома люди не держат икон, не молятся? Так почему нельзя поклониться иконе в музее? другие посетители мешают? А в церкви не мешают? Там все верующие? Там все поклоняются одной иконе? Нет ведь. Кто-то молится перед определенной иконой, кто-то перед другой, кто-то не молится перед конкретной иконой.Хватает и зевак и туристов.
так в чем разница?

На эти мои вопросы есть один ответ: икона была собственностью церкви – так верните ей ее собственность.

30 ноября 2010 года Президентом РФ Дмитрием Медведевым был подписан Федеральный закон Российской Федерации № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», определяющий «порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности». Но процесс подготовки этого закона шел с 1990 года.

Да, но почему реституция касается только собственности религиозных организаций? Возвращать – так все. Но выделили только одного пострадавшего собственника.

Теперь, много ли имущества забрала себе РПЦ? Представьте себе, что всего 8% на 2018 год. Но не знаю, как они считали. Может, только здания?
Если говорить о церковных зданиях, то многие из них находятся в плачевном состоянии. Если их вернуть, то нужно ремонтировать, реставрировать. А на это нужны деньги. Глядя на то, как живет патриарх, митрополиты, можно подумать, что церковь очень богата. Но это не так. Сельские приходы бедствуют, да и многие другие приходы тоже. А это – большинство служителей церкви. Их бы как-то вытащить из нищеты, а не реставрировать здания, для которых уже не найти столько прихожан, как прежде. Да и новые церкви строят там, где до революции церквей не было: ведь появились новые города, даже Москва как расширилась.

Но РПЦ все же возвращает себе самые знаковые храмы, предпочитая в особенности те, где находились музеи: эти церкви и монастыри - в хорошем состоянии.

Аналогичная история и с древними иконами. Имеют право – и используют его.

Если уж какой-то мутный бизнесмен получил в личное пользование икону 14 века, то что говорить о патриархе? Захотел он «Троицу» Рублева – вот ему и «Троица». Кстати, в первый раз этот вопрос ставился еще в 90-е. Решал его Ельцин. Но после консультации с искусствоведами он отказал в передаче иконы из-за опасений ее утраты ввиду крайней ветхости.

Теперь ситуация изменилась. В законе 2010 года, о котором сказано выше, есть любопытная деталь: бывшие музейные экспонаты не изымаются из музея, а передаются в бессрочное и бесплатное хранение церкви. Это означает, что музейщики по-прежнему отвечают за их сохранность и реставрацию, ничего не получая взамен. Прав у них никаких нет, а обязанностей прибавится.

«Троица» в 2022 году уже провела 2 дня в Лавре. Работники ГТГ стояли рядом с ней каждую службу и дрожали, опасаясь за ее сохранность. «Троица» находилась в обычной витрине, не в такой, как у Шмакова в его личной церкви. Специальная икона может быть изготовлена только в Германии или в Италии, но вы сами понимаете, какие сейчас отношения с этими странами.

Да и капсула не от всего спасает. Был случай с Боголюбская икона Божией Матери.  Это почитаемая чудотворной Русской православной церковью икона Богородицы, написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы. Относится к числу древнейших икон русского происхождения. В 1993 году в связи с просьбой Церкви о передаче Боголюбской иконы в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире по заказу и на деньги ГВСМЗ (Владимиро-Суздальский музей-заповедник) была изготовлена специальная герметичная витрина, в которой поддерживался постоянный температурно-влажностный режим, благоприятный для иконы.
В 1998 году из-за сбоев в работе датчиков прежней витрины ВСМЗ настоял, чтобы на средства Владимиро-Суздальской епархии была закуплена новая витрина у конкретного производителя — фирмы «ТД ТЕМУЗ». 31 июля 1998 года Боголюбская икона была помещена в новую витрину, в которой находилась до 4 июня 2009 года. Но все равно икона оказалась повреждена грибком, из-за того, что перед ней ставили букеты цветов. Икону вернули в музей, потом в реставрационные мастерские им. Грабаря, пытаются спасти.

На состояние иконы влияет буквально все. Например во время пребывания «Троицы» в Лавре, проходил православный фестиваль, шел дождь. В церковь вошла группа паломников в мокрых дождевиках – моментально изменилась влажность в помещении, и это сказалось на иконе. Как вы понимаете, в музее подобное невозможно, а в залах поддерживается особый микроклимат.

Когда «Троицу» вернули в ГТГ, на ней нашли 61 повреждение.

Таким образом, икона «Троица» Рублева, ставшая символом Древней Руси, будет, скорее всего, утрачена.

Но не все переживают по этому поводу. Вот в ЖЖ есть пост:

«"Троица" Андрея Рублева это не произведение искусства. Это икона, объект религиозного поклонения.

Вы не та целевая аудитория, для которой "Троица" написана. А та пока что не исчезла, чтобы вам можно было поручить ее охранять.

Те, кому икона в действительности не нужна, под лицемерными лозунгами охраняют ее от тех, кому она предназначена.
Да, она испортится и истлеет.
Но на этой земле все тленно, вообще все тлен, кроме Царствия Божия».

А вот и потомственный директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский высказался: «В данный геополитический момент... сакральное значение памятника важнее его художественной ценности».
Правда, он сказал это не о «Троице», а о серебряной раке Александра Невского, которую музей отдает в Александро-Невская лавра.

Поняли? Геополитический момент сейчас такой.
А сами мощи Александра Невского, находящиеся в гробнице на территории Александро-Невской лавры, без раки в стиле барокко, выполненной из серебра весом 1,5 тонны в царствование императрицы Елизаветы Петровны, недостаточно сакральны? Вам это не кажется хотя бы спорным?
А, может быть, для единства народа, сакральные ценности должны находиться как раз в центральных музеях страны?

Может быть, рака и выдержит перемещение, но «Троица» вряд ли.

Еще раз вернусь к «Троице». В информационном сообщении на сайте Московской патриархии сказано, во-первых, что решение о передаче иконы принято «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих» — однако никаких многочисленных просьб, никакой коллективной инициативы по этому поводу в публичном пространстве не возникало.
Во-вторых, икона названа «чудотворной», что является заведомой неправдой. Нет записей о чудотворении «Троицы», нет в богослужебном обиходе ни праздника, ни служб в честь конкретно этого образа.

Наверное, все помнят историю с «Троицей». Она, действительно, находилась в Троице-Сергиевой лавре несколько веков, как храмовая икона. Как и у всех остальных икон, живопись была спрятана под дорогим окладом. Видны были только лики и руки ангелов. Каждые 50 лет на икону наносили олифу для ее сохранности, а так как олифа быстро темнеет, и ликов становится не видно, то их перерисовывали поверх олифы.

Икона почиталась за ее преклонный возраст, но не более того. Она не мироточила, с ней не связывались какие-то чудеса.

Но в начале 20 века возник интерес к корням России. Стали интересоваться иконами и церковными фресками как предметами искусства. С этой точки зрения возник интерес к личности и творчеству Андрея Рублева.

Почему именно к нему? Древние иконописцы часто оставались безымянными. До нас дошли имена Феофана Грека, Дионисия, Андрея Рублева, Даниила Черного. Мы знаем о них, так как остались записи, что этим иконописцам были заказаны тем или иным монастырем, церковью иконы или роспись собора. О Рублеве осталось 2 таких записи.
Феофан Грек родился и учился писать иконы и делать фрески в Византии, жил в Москве в конце 14 века. Андрей Рублев работал в первой половине 15 века, Дионисий – во второй половине 15 века. Дионисий, скорее всего, представитель рода Чириковых (Дионисий – его монашеское имя). Считался учеником Андрея Рублева.

Уже в XV веке иконы письма Рублева ценились высоко. Монастырские и церковные описи, начиная с известной описи Иосифо-Волоколамского монастыря, составленной в 1545 году, и кончая аналогичными документами XVIII века, нередко специально упоминают иконы Рублева, находившиеся в иконостасах и ризницах. И в XIX веке ценность монастырских и особенно частных собраний икон прямо зависела от того, имелись ли в этих собраниях иконы письма Рублева. «Сказание о святых иконописцах» (17 в.) сообщает об Андрее Рублевом и Данииле как о преподобных иконописцах.

Но, когда стали собирать информацию научно, то выяснилось, что большинство из приписываемых Рублеву работ, выполнены не им и даже не в 15 веке.
Остались фрески Успенского собора во Владимире (роспись сохранилась частично), выполненные совместно с Даниилом Черным. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд». Большинство исследователей согласны с тем, что им, скорее всего, написана «Владимирская Богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир) и часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва). Наконец, «Троица». В 1425—1427 годах Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Вероятно, именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица». Впервые Рублёв назван автором «Троицы» в середине XVI века в материалах Стоглавого собора (1551 год). На вопрос о том, как следует правильно писать изображение Троицы, там был дан официальный ответ: «Писать с древних образов, как писали греческие живописцы и как писал Андрей Рублев ...».

Но та ли это была «Троица» что хранилась в Лавре?  По приглашению отца-наместника Троице-Сергиевой лавры весной 1904 года иконописец и реставратор Василий Гурьяно], вынул икону из иконостаса, снял с неё золотой чеканный оклад, а затем впервые освободил от позднейших записей и почерневшей олифы икону «Троицы». Сняв слои поздней живописи, Гурьянов записал икону заново в соответствии со своими собственными представлениями о том, как должна выглядеть эта икона. После этого икону вернули в иконостас. Как только икона попала опять в иконостас Троицкого собора, она достаточно быстро заново потемнела, и пришлось её раскрывать вновь. В 1918 году под руководством Юрия Олсуфьева начинается новая реставрация иконы. Это раскрытие было начато по инициативе и велось по заданию Комиссии по раскрытию древней живописи в России.Проблемы с сохранностью «Троицы» начались сразу же после её раскрытия в 1918—1919 годах. В 1929 году икона Андрея Рублёва «Троица» из Загорского историко-художественного музея-заповедника (Сергиево-Посадский музей) поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи (ГТГ). Окончательно она была раскрыта в Третьяковской галерее Барановым.

Про «Троицу» Рублева написано множество работ, как научных, так и художественных. Не все были уверены, что она написана Рублевым: некоторые считают ее работой итальянского живописца.

Я – не любитель древнерусской и византийской живописи и мало понимаю в иконах. Если уж на то пошло, то мне больше всего нравятся фрески Дионисия – они космические, запредельные.
Мне не кажется, что в «Троице» есть что-то необыкновенное, что делает ее уникальной среди других икон. Радостная? Умиротворяющая? Возможно. Но не она одна. Тем не менее я уважаю мнение профессионалов о художественной уникальности «Троицы».

Как бы то ни было, «Троица» стала брендом, символом России. Вот он – наш исток: мы миролюбивые, думающие, полные радостного благоговения. светлые. Так я читаю посыл, заключенный в многочисленных изображениях «Троицы».

Очень много для всенародной узнаваемости «Троицы» сделал фильм Тарковского «Андрей Рублев» (1966). В нем показано, что в годину суровых испытаний, когда в стране орудуют враги, а властные люди заняты разборками друг с другом, когда все кажется мрачным и безнадежным, спасает вера и искусство. Из ужаса получилась радостная «Троица».
Фильм долго показывали и долго расхваливали. В результате о «Троице» узнали все. Репродукции с иконы появились в советских школьных учебниках. В 1988 году Андрея Рублева канонизировали, и он стал святым.

Ну, не будет теперь «Троицы». Пишут же умные люди, что Господь дал – Господь взял. Может, мы ее не заслужили.

У Новеллы Матвеевой была «Песня девушки из харчевни». Там кроткая героиня влюбилась в заезжего гостя, носящего плащ. Она ничего от него не хотела: ей было довольно его видеть. Когда его не было в трактире, он оставлял там свой плащ – девушка смотрела на плащ. Когда гость в плаще уехал – она радовалась, что остался гвоздь, на котором плащ висел. Когда гвоздь выпал из стены – девушка стала обожать след от гвоздя.
«Когда же и след от гвоздя исчез
Под кистью старого маляра,
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден вчера.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля…».
В общем, могу только повторить: «Ля-ля-ля, ля-ля-ля».


Переход по Ñ‰ÐµÐ»Ñ‡ÐºÑƒВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- Как можно доверять человеку, который одновременно одевает подтяжки и ремень? Человек не доверяет даже собственным штанам! - Большой город – это для быстрых мужчин и больших женщин. - Вы привели мне лошадь? Э... похоже, нам одной лошади не ...
...
Как я уже писала вот тут: Гостеприимство + Минск = НеФорум  это было потрясающая поездка, неожиданное для меня приглашение и множество знакомств. Мне кажется, что несмотря на то, что официальный срок сдачи отчетов об этой действе истекает завтра, в сети еще долго будут мелькать за ...
Экс-охранник покойного Майкла Джексона сделал сенсационное заявление. Он утверждает, что именно он является биологическим отцом его младшего сына, Принца Майкла II, которого все зовут Бланкит. 29-летний Мэтт Фиддз, который является мастером ...
Апсныпресс . Орфография оригинала сохранено. Институт стран СНГ провел 27 сентября в Сухуме конференцию на тему: «Исторический выбор Абхазии. К 200-летию вхождения Абхазского княжества в Россию». На конференции обсуждались вопросы ...