Трогирский собор - часть 5. Капелла святого Иоанна Трогирского
sibeaster — 13.01.2022
В Трогирском соборе XIII века есть два уголка Ренессанса. Один из
них - баптистерий - я показал вам в прошлый раз, елико это было возможно, сегодня
очередь второго - капеллы святого Иоанна Трогирского. О самом
святом, здесь лежащем, практически ничего неизвестно, а вот место его погребения стОит
отдельного рассказа.4 января 1468 году трогирские клирики поручили строительство капеллы двум звездам хорватского Возрождения - Андрии Алеши и Николе Фирентинцу (т.е. он был вообще-то родом из-под Флоренции, но основные его работы находятся в Далмации). Зодчие явно видели позднеантичные памятники соседнего Сплита - мавзолей Диоклетиана, ставший собором, и храм Юпитера, превратившийся в баптистерий, а поскольку эпоха Возрождения "болела" древним Римом, архитекторы переосмыслили увиденное и сотворили этакий христианский храм-мавзолей.
Снаружи капелла кажется незначительной пристройкой:

(домик с маленькими окошками - это и есть капелла)
Зато внутри нам открывается роскошный мавзолей:


Внутрь капеллы не пускают, приходится смотреть из-за балюстрады, так что за ракурсы покорно прошу прощения. Начинается все с входной арки, украшенной сценой Благовещения


По нижнему ряду стен выходят из гробниц путти с факелами в руках. Понятно, что христианскому зрителю полагается увидеть в этих путти торжественную процессию ангелов, провожающих святого Иоанна в Царство Небесное, но нам-то, людям искушенным, почему-то вспоминаются этрусские гробницы и тамошние крылатые демоны.




Еще сильнее веет античностью от сводов капеллы


Да, при внимательном рассмотрении в центре обнаруживается погрудное изображение Спасителя. а в каждой ячейке-кессоне - по маленькому ангелочку, но Алеши с Фирентинцем явно думали не об ангелах, а вдохновлялись античными образцами, за которыми и далеко ходить не надо было.
Ну теперь выйдем из языческого мрака в светлый мир нормального христианского искусства.

В люнете - Коронация Марии (Николай Фирентинац)
Усопшего святого Иоанна провожают в Царство небесное ангелы, а встречают Христос с Богородией и Иоанном Крестителем:


В нишах среднего яруса стен мы видим череду святых - статуи работы трех мастеров: Андрии Алеши, Николая Фирентинца и Ивана Дукновича. В хорватской Вики можно найти полный перечень, но туда, по моим ощущениям, закрались ошибки (например, два Иоанна Богослова и два Иоанна Крестителя разных скульпторов); по крайней мере, этот перечень не "ложится" на реальную картинку.

Вот тут все прочитывается: апостол Павел (легко опознается по мечу) и Богородица, обе статуи выполнены Николаем Фирентинцем.

Иоанн Креститель (без привычных атрибутов, но зато есть безошибочный признак: шерстяная одежда) работы Андрии Алеши и апостол Петр (не подписан, но легко узнается "в лицо") - Николая Фирентинца

Обе статуи выполнены Николаем Фирентинцем - апостолы Иоанн Богослов (орел позволяет это утверждать) и Филипп (подписан)
Если сравнивать увиденное со списком из хорватской статьи, то нами не опознаны двое лиц: апостол Фома (Иван Дукнович) и блаженный Иероним (Андрия Алеши), еще двое названы в статье безымянными святыми.
С Трогирским собором мы на этом расстаемся. а вот еще чуть-чуть Трогира нам осталось на еще один короткий рассказец.
|
|
</> |
Как выбрать обувь Терволина
Брухлян вчера шиковал!
«Мы были, как вы, а вы будете как мы». Оссуарий на територии мужского монастыря
Бессент посмеялся над европейскими санкциями
С Праздником!
Традиционный первенец
Про посещение нетуристической Грузии
ЖЖ-юбилей: шесть сюжетов из 2010.
Evolving Cellular Automata

